Мхт. Дракон

   


  МХТ…Самый центр роскошной Тверской,  разукрашенной по вечерам гирляндами огней, как городок в табакерке..
   Ты идёшь на такую же праздничную сказку,  предвкушая удовольствие.
    Проходишь через священный порог—и попадаешь в плохо освещённый подъезд,  узкие полутёмные коридоры,  ведущие в такой же подвал-- гардероб..
  Поднимаешься в  полуосвещённый зрительный зал,  где свои места можно разыскать только с помощью пришедших раньше зрителей
   Ощущение жутковатое:  богатый театр жалеет средства на нормальное создание настроения у зрителей:  свет так легко мог бы всё выровнять,  как это удалось сделать мзру города снаружи.

  Но начинается действие,  и ты понимаешь,  что вся эта тусклость составляет часть того,  что задумал режиссёр Богомолов.
  На сцене разыгрывается унылая повседневность малогабаритной квартиры со старомодной потёртой мебелью и с лицами совершенно ординарных людей, тихим полушёпотом произносящих бесцветные слова:  скучная Эльза в скромном платьице,  унылый бард с гитарой Ланцелот (молодые актёры мне незнакомы),  скучный дракон в гриме привычного мелкого чиновника (непривычный Верник,  куда-то спрятавший свои знаменитые зубы).
   Унылую картину чуть разнообразит выезд бургомитсра-  мэтра театра Олега Табакова--  на инвалидной коляске с мигалкой…

  Сказка убита почти не начавшись.
  И уже неважно,  кто кого тут собирается побеждать…
   Довольно быстро все оказались поверженными.
  В центре сцены прикорнул убитый рыцарь--  и над его головой на экране  возникают кусочки советских фильмов:  вальс Калатозовских берёз,  по ступенькам к любимой Самойловой бежит Баталов;  под дождём танцует свой знаменитый танец молодая Галина Польских рядом с велосипедистом под зонтом;  неожиданно врывается голос Константина Симонова,  читающего стихи «Жди меня»…

   И вдруг начинается совсем другой театр--  Богомоловский—карнавальный:  вспыхивает свет города,  освобождённого  от Дракона,  с новым качеством жизни, и в центр выбегает преображённая свободная Эльза:  в одежде уличной девицы очень раскованно она перепрыгивает через тело Ланцелота и начинает петь какае-то лихие куплеты,  под которые трудно усидеть на месте не только зрителям,  но и погибшему рыцарю,  нога которого вдруг начинает приплясывать,  и выбежавшая смерть в белой маске встряхивает лежащее тело и втягивает его в танец-канкан…

   Под эту же мелодию выезжает на своём кресле Бургомистр-  победитель дракона и рядом с ним присмиревший дракон,  превратившийся в примерного привычного царедворца… И мы становимся свидетелями сцены из «Голого короля»,  где вместо Евстигнеева отлично  работает на этом посту Табаков.
  Пропев королю положенный текст про «Вы-  великий король,  просто гений»-- дракон поёт известную песенку про оттепель («Мы думали это весна,  а это…»..

…Преображение дракона продолжается-  и вот перед нами уже знаменитый демагог—депутат Думы,  прокривающий страстный спич,  где ни одно слово не имеет хоть какого-нибудь смысла,  что доводит зал до знакомых колик…
  Его сменяет в поповской рясе Генрих-  подручный дракона (великолепный Павел Табаков)  и отпускает всем грехи…

   Но апофеозом становится преображённый оживший Ланцелот с длинными белыми волосами,  сменивший все возможные ориентации:  он появляется практически босой и голый,  прикрытый прилепленной к телу чешуёй из лайковой кожи,  которая  обрисовывает все детали,  о наличии которых  раньше  невозможно было догадаться .
  Он произносит визгливым фальцетом дикую чушь,  причём с одесским местечковым акцентом,  на котором теперь начинает изъясняться и Эльза (понаехали тут)-   и через слово вспоминает,  как он подружился с каким-то «дровосЭком»..
  Зал уже изнемогает от хохота…

  И в  голову вдруг приходит трезвая мысль,  что,  может быть,  и не стоило платить такие бешеные деньги за билеты в театр,  где нам напомнили,  в какую фантасмагорическую липкую жижу нас всех сегодня окунула жизнь…


Рецензии