Мхт. Дракон
МХТ…Самый центр роскошной Тверской, разукрашенной по вечерам гирляндами огней, как городок в табакерке..
Ты идёшь на такую же праздничную сказку, предвкушая удовольствие.
Проходишь через священный порог—и попадаешь в плохо освещённый подъезд, узкие полутёмные коридоры, ведущие в такой же подвал-- гардероб..
Поднимаешься в полуосвещённый зрительный зал, где свои места можно разыскать только с помощью пришедших раньше зрителей
Ощущение жутковатое: богатый театр жалеет средства на нормальное создание настроения у зрителей: свет так легко мог бы всё выровнять, как это удалось сделать мзру города снаружи.
Но начинается действие, и ты понимаешь, что вся эта тусклость составляет часть того, что задумал режиссёр Богомолов.
На сцене разыгрывается унылая повседневность малогабаритной квартиры со старомодной потёртой мебелью и с лицами совершенно ординарных людей, тихим полушёпотом произносящих бесцветные слова: скучная Эльза в скромном платьице, унылый бард с гитарой Ланцелот (молодые актёры мне незнакомы), скучный дракон в гриме привычного мелкого чиновника (непривычный Верник, куда-то спрятавший свои знаменитые зубы).
Унылую картину чуть разнообразит выезд бургомитсра- мэтра театра Олега Табакова-- на инвалидной коляске с мигалкой…
Сказка убита почти не начавшись.
И уже неважно, кто кого тут собирается побеждать…
Довольно быстро все оказались поверженными.
В центре сцены прикорнул убитый рыцарь-- и над его головой на экране возникают кусочки советских фильмов: вальс Калатозовских берёз, по ступенькам к любимой Самойловой бежит Баталов; под дождём танцует свой знаменитый танец молодая Галина Польских рядом с велосипедистом под зонтом; неожиданно врывается голос Константина Симонова, читающего стихи «Жди меня»…
И вдруг начинается совсем другой театр-- Богомоловский—карнавальный: вспыхивает свет города, освобождённого от Дракона, с новым качеством жизни, и в центр выбегает преображённая свободная Эльза: в одежде уличной девицы очень раскованно она перепрыгивает через тело Ланцелота и начинает петь какае-то лихие куплеты, под которые трудно усидеть на месте не только зрителям, но и погибшему рыцарю, нога которого вдруг начинает приплясывать, и выбежавшая смерть в белой маске встряхивает лежащее тело и втягивает его в танец-канкан…
Под эту же мелодию выезжает на своём кресле Бургомистр- победитель дракона и рядом с ним присмиревший дракон, превратившийся в примерного привычного царедворца… И мы становимся свидетелями сцены из «Голого короля», где вместо Евстигнеева отлично работает на этом посту Табаков.
Пропев королю положенный текст про «Вы- великий король, просто гений»-- дракон поёт известную песенку про оттепель («Мы думали это весна, а это…»..
…Преображение дракона продолжается- и вот перед нами уже знаменитый демагог—депутат Думы, прокривающий страстный спич, где ни одно слово не имеет хоть какого-нибудь смысла, что доводит зал до знакомых колик…
Его сменяет в поповской рясе Генрих- подручный дракона (великолепный Павел Табаков) и отпускает всем грехи…
Но апофеозом становится преображённый оживший Ланцелот с длинными белыми волосами, сменивший все возможные ориентации: он появляется практически босой и голый, прикрытый прилепленной к телу чешуёй из лайковой кожи, которая обрисовывает все детали, о наличии которых раньше невозможно было догадаться .
Он произносит визгливым фальцетом дикую чушь, причём с одесским местечковым акцентом, на котором теперь начинает изъясняться и Эльза (понаехали тут)- и через слово вспоминает, как он подружился с каким-то «дровосЭком»..
Зал уже изнемогает от хохота…
И в голову вдруг приходит трезвая мысль, что, может быть, и не стоило платить такие бешеные деньги за билеты в театр, где нам напомнили, в какую фантасмагорическую липкую жижу нас всех сегодня окунула жизнь…
Свидетельство о публикации №117100205955