Сколько я твердила!
Ему хоть на лысине кол теши. Ушами прядёт, да хвостом вертит…
Хоть кол на голове теши...
Собственно, о душевном состоянии человека и крепости головы, исследование:
Как иду я, вижу камень,
речью писан, Русскою:
как налево сразу в пламень,
вправо ж - не так грустная…
Или-или в бездорожье,
если клинит, не спеши:
печь, огонь и слово божье:
кол, топорик и теши.
Мне зачем эта корысть,
и сколько раз отмерена?
Пень загажен, ну-ка брысь!
Мерянами проверена.
Кол тесать, оно с тех пор,
с реки, - села Кукуева…
Мне бы выловить топор,
добром идём ко злу его.
Что ни дурень, то и бабин?
Сдуру, - с дубу, не смеши,
лысый пень! а кол ославил,
хоть на лысине теши…
Что в бреду, по свету я:
как стешу, как пригожусь?
На кол и пень не сетуя,
что ни слово, то божусь…
Дурень, дурень! и не чаял,
я б сказал, прикольно, ведь?
Дед Колесников встречая,
по головке гладил, впредь.
Сам с собой беседуя,
к речке я пришёл Беседь*:
- Горжусь! это соседу я…
- Орёл ты, не медведь!
Хоть кол на голове теши - об упрямом, не поддающемся уговорам или равнодушном человеке. Тесать кол - значит заострять палку (кол) при помощи топора на пеньке.
Человек столь туп/невозмутим, что даже если его голову использовать вместо пенька и тесать на ней кол, ему будет всё равно - не дойдёт. Видели, как тешут колья? Тесать - тесывать что, тесонуть, обрубать дерево вдоль или накось (не поперек) слоев, снимая лишек или ровняя; рубить плашмя, вдоль кромки, поверхности, плоскости, выравнивая или высекая по надобности. Тешут топором, теслою…
В чём прикол? про себя думаю… Четыре слова: хоть, кол, голова, теши. Именно в этой последовательности они представлены. Это важно. А вокруг целые диссертации и, появляются: бабы, пеньки, лысина, топор и прочая технология обрезания ствола. Причём, «тесать» должен мужик (это очевидно), а «наколки» (от слова кол) могут быть и у неё. Сам тон «отёсывания», или отношение сочиняющих - от пренебрежительного до насмешливого. А если человек упёрт, но прав? Однако есть и категория лингвистов, одобряющих и подчёркивающих основательную вечность «скоса»:
- Подчеркивается твердость, крепкость головы упрямого человека.
- Пеньку, на котором рубят, тоже достаётся топором, но он остаётся цел и невредим.
Ну, и тому подобное. Как говорится, не читайте советских газет. Только Викуспедей.
Однако ничего не упоминается о размере самого кола, породы дерева (а это важно) и какова цель отёски, то есть - для чего? Непонятно. Но чувствуется некая безысходность от слова «Хоть», с которого всё и начинается… И по какому случаю применять, чтоб не попасть впросак? Одновременное появление женщины, со словами назидания и упрёка (Сколько я твердила… Ну что это такое?), оставляет впечатление начальственности, и заставляет обратиться к Пушкину, который вопреки общественному мнению, заметил: слово похоть пишется раздельно! В контексте фрагмента текста «Слова о полку», где женщину искали, но не усмотрели. Иначе, откуда бы оно и, зачем тут взялось? А так понятно: Хоть - женщина в переводе, отсюда и, наша похоть, душевное состояние человека. А там было: вспомнил по Хоть, пошёл по Хоть, любимая Хоть…
Допустим. Тогда варианты трактовки могут быть следующие. Они зависят от того, как представляем себе все четыре слова в различных комбинациях: хоть, кол, голова, теши. Наиболее безобидное, это теши - режь, строгай, заостряй, - применимо где угодно и на чём подскажут: хоть, кол, голова. Каждое имеет по два значения минимум. Рассмотрим три варианта: прямой смысл пословицы, на который нас усиленно ориентируют; с «головой» в переносном смысле; и женщиной в начале. Ну и, таким образом, постараемся достичь понимания, дойти до здравого смысла и сути. Одна из причин усомниться в выводах «учёных» - отсутствие практики, то есть без опытов и «критериев истины», слабо верится, что мой предок(ваш) мог чего тесать на темени. Даже если так, то почему не упоминается помошник? А сам себе, это под силу только академикам, потому что никому из простого люда на своей голове ещё ничего такого не удавалось. Представьте только мысленно, а пробовать пока не надо. Отсутствие конкретных примеров из практики и побудило заняться исследованием. Например, св.А тесал, ввм.Б тешился, академик Рыбкин заострил кончик, составитель словаря Далькин тесонул накось, а некий «древолазец» или «кормчий» обрубали стволы сами. Таких примеров в науке и истории нет. Князь Брянский рубил дубы на Свене и Десне (1280-е), но это другая тема, там поперёк и под корень… Есть родственный пословице термин «усечённая колонна», но это в общем и в камне. Так вот:
- Хоть кол на голове теши (упрям, не обязательно дурак, может, умнее многих)
- Хоть кол на «голове» теши (затруднительное положение, - до обращения в веру)
- Хоть (женщина и, констатация по матери сына), - кол на «голове» теши (следствие)
В первом случае, можно сказать «твёрд», его до такого состояния довели (неважно как).
Во втором случае (вера), очевидно, что тесать на этой «голове» деревяшку, вряд ли…
Соответственно, оба тождества решаются при помощи третьего и всё сходится.
Ну, а выражение, «Сколько я твердила», мне лично, не оставляет сомнений и вовсе.
Применимо к нынешней России, судя кто в эфире, по Куполу и Мосту-зарядья...
27.09.2017, г.
* Красная Гора на р. Беседь, граница России с Беларусью.
Памяти прапрадеда Колесникова К.Г.
Свидетельство о публикации №117093006813