Трилогия-шутка ГОД КОНЯ
Классик
Проект /как сейчас говорят/ полного цикла
труда учителя по подготовке и проведению
всего-навсего одного гипотетического урока
в школе негуманитарного профиля на тему:
"Всё о лошади". План-конспект, этапы урока,
дидактические материалы.
"Лошадиные" слова и термины выделены в оригинале, а версия для стихи.ру
этого не допускает, к сожалению...
Содержание урока — общая заслуга человечества, наука.
Проведение урока — личная заслуга учителя и учеников, искусство.
ОРГМОМЕНТ
Дети, здравствуйте! Урок! Кавалерия, звонок!
Ржанье, скачки и бега и конкур прервём пока.
На ближайшей перемене дерби будет непременно!
Эскадрон лихих коней с ваших шахматных полей
и коньки прошу убрать!
Атлас просьба закрывать:
гиппокамп не здесь учи — в ВУЗе учатся врачи,
потому "морской конёк" их излюбленный конёк,
и анатом до измору ищет в мозге "птичью шпору"
и зубрит не из-под палки, не надеясь на шпаргалки.
Кто дежурный? Принесите
в класс коня брюлловской кисти и кентавра: миф, Гиппас...
Может слышал кто из вас? Лик языческой богини
пригодится вряд ли ныне, но портрет Гиппоны впрок
запасём на тот урок!
Где Телегин? Вышел весь?
С облучка, извозчик, слезь! И Овсов-берейтор, кстати,
на своей усядьтесь парте!
Сорок пять минут покою с бубенцами под дугою...
Ну и что, что Год Коня? Здесь ямщик и кучер — я!
Где Каретников, Коняев? Все готовы? Начинаю!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
"Сойди, явись к нам, красный конь."
С.Есенин
Пишем: дата, тема, цель. Да, февраль. Нет, не апрель.
Этот зверь давно известен...
Коннов, смех тут неуместен!
Любят и дворцы и площадь "Hippos" — с греческого "лошадь".
Посмотрите, — хвост и грива на скаку летят игриво.
Блеск от крупа и до чёлки, холка тоже как из шёлка.
Бабки тонкие, стальные; мышцы крепкие, литые.
Не лошак, а конь-огонь, загляденье рыжий конь!
Закусивши удила мчат мустанги без седла.
Косяками зебры, пони. Сквозь астрал гарцуют кони.
Отощавший Росинант грустно ищет провиант:
ведь наездник непрактичен, нервен, тощ и аскетичен,
про фураж не помнит Дон. Дон отважен, но — смешон!
Для читавших "Илиаду" про троянскую осаду
ясно: конь Ахилла Ксант тоже алчет провиант.
Ищет чалый Горбунок Иппокреновый исток.
Легкокрылые Пегасы табунами мчат с Парнаса,
где ретивый Буцефал у яслей к овсу припал:
мордой в торбу, не отнять, если что — готов лягать!
Храпы, визги, "шёпот трав", кровь кипит, горячий нрав.
Рысью, бешеным аллюром бьют подковы космос хмурый...
Но вообще у лошадей жизнь почти как у людей.
Взять хотя бы для примера, предположим, Холстомера:
был и счастлив и страдал, и обидчикам прощал.
Кто на корде приведёт нам удачу в Новый год?
Актуальнейший вопрос: Год-рысак? -тяжеловоз?
Сивый мерин ли ушастый, иноходец ли мышастый,
удалая Сивка-Бурка наша вещая каурка?
В шорах борзый жеребёнок в хомуте уже с пелёнок?
Повернёт кобыла-кляча колею судьбы иначе?
Или розовым конём коновала припугнём?
Караковый и каурый, серый в яблоках понурый,
и соловый и гнедой, карий, пегий, вороной
/ а Набоков знал коней изабелловых мастей/.
У буланого с муругим рассупонились подпруги:
растеряли — вот те на! — и шлею и стремена!
У манежа ГИБДэДэ проверяет ПэДэДэ.
Этим стригунок встревожен — ведь впервые он стреножен:
упряжь рвёт, узду. Лука не по возрасту пока.
Птица-тройка! Затихает колокольчик "Дар Валдая".
Под копытами звеня перешла в галоп Земля!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. БЕСЕДА
Так как транспорт гужевой проходили той зимой, —
соллогубов "Тарантас" одолеете без нас.
О дормезе, дрожках — в книге. Срисовать фронтон с квадригой
/кто в театре не бывал, колесницу не видал/.
Ну, про розвальни и сани, про тачанку — по программе.
Но ландо, кабриолет, дилижанс, фиакр...Нет-нет!
Ни фургон, ни фаэтон, Авгий и Автомедон,
шенкель, грум и пикадор, амазонка, вольтижёр,
экипаж, жокей, плюмаж, кеб, арба — словарь не наш1
И форейтор нам без толку!..
Знать: линейку и двуколку,
колымагу, бричку, дроги и возницу, что в тревоге,
так как вагу поломал, постромки пооборвал:
на колдобинах рыдван с фурой — вдрызг! И шарабан.
На каникулах потом вас сведу на ипподром
в Хреновое или в Лаву. Мы объедем всю державу!
И в повозке и пешком к центру Азии придём,
где Пржевальского лошадки вскачь уходят без оглядки,
чингисханов Арбаин мчится — Гоби господин!
А быть может, в глубь веков ученик взглянуть готов,
где оставил след у скал эогиппус пятипал.
Кстати, в Персии, в Ираке знамениты аргамаки.
Не забудьте, краеведы, про симбирские победы:
Кузоватовский район прославляет першерон!
Руку тянет Ипполит /"конелюб" всегда молчит/:
— Ваш вопрос про Гиппократа? — Нет! И Гиппиус — рановато...
Также в этой теме нам ни к чему гиппопотам.
Что касается имён, /кто в историю влюблён/,
то фамилий лошадиных тьма и в Риме, и в Афинах:
братья Гиппий и Гиппарх — каждый был тиран, монарх;
был Гиппоник, Гиппарин, Гиппомен /да не один!/,
Гиппокоонт, Гиппомедонт, Гиппонакт — примерно так,
Гиппий мудрый, Гипподам... Не упомнить даже нам
всех философов речистых, древних воинов, софистов:
Агриппина и Агриппа, и сократова Ксантиппа,
Аристипп, Архипп, Филипп — почитают греки "Hipp"!
И в любой стране людей с именами от коней
много. Прежде и теперь лошадь — наш любимый зверь!
Много памятников есть, отдающих коням честь:
Питер — кони рвут узду на Аничковом мосту.
И слыхала я сама, что какая-то страна
"лошадиный день" охотно отмечает всенародно.
Сёла Кононово есть, города Гиппон, но днесь
современные вполне с другим именем оне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Всё! Итоговая часть: у Фру-Фру какая масть?
Завтра буду знать ответ, кто читал роман, кто — нет.
Впрочем, помните ли вы "Всадника без головы"?
"Медный всадник" с седоком вам, конечно же, знаком.
И, надеюсь, смерть Олега от коня, чья кость у брега?
"Удивительный монгол" каждый, думаю, прочёл?
А как Салтыков-Щедрин бедняка-конягу чтил!
И трудягу, пустопляса — двух героев из рассказа —
на Руси видали все на соломе и в овсе,
и в хлеву, и, скажем, в стойле...Это вы читали? Ой ли!
"Четверть лошади" читайте да на ус себе мотайте.
А троянский конь-обман? Вот уж истинно капкан,
образец из века в век — как коварен человек!
Так с детсада и до тризны мы в душе несём по жизни
через вымысел и правду литгероев кавалькаду.
Всё, ковбои! Всё, друзья! Про коня от "А" до "Я"
вспоминали весь урок, про лассо, аркан и ёрк.
Пожелаю вам пока сил, как у ломовика.
Ну, гусары, в пары цугом станьте носом друг за другом
и пришпорьте-ка в буфет за кумысом! Всем привет!
Да накиньте потники: в коридоре сквозняки!
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ УРОКА ЗАВУЧЕМ
Для беседы тет-а-тет приглашаю в кабинет.
Ну, на белом Вы коне! Всем довольны? Не вполне?
Вентиляции в конюшне нет почти: на козлах душно.
Был насыщенный урок! И кибитку, и возок
и попону не забыли! Как себя Вы проявили!
Сколько мысли и полёта!
Вот не помню сбруи что-то...
Недоуздок, мул, чепрак изложили Вы не так!
И тарпан — большой вопрос...Где углубленный опрос?
Дышло где, клеймо, тавро? И с примерами — старо!
Омнибус забыли тоже...Ремонтёр, барышник...Что же?
Шорник... Сотня лет едва — устаревшие слова.
А полозья? А рессора? Тема вся — предмет для спора.
Как оглобля оргмомент длинен — скажет оппонент.
Про мухортова коня Вы спросите у меня!
А игреневая масть не могла в конспект попасть?
Для показа конских статей плеть, хлыст, стек не применяйте!
Лучше вожжи, кнут, поводья...
В целом...гм...неплохо вроде.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. СОВЕЩАНИЕ У ДИРЕКТОРА
Ход конём — в карьер, коллега! Разберём урок с разбега!
Методический простор... Мчись, битюг, во весь опор!
Но одно прошу учесть: в лошадиной дозе лесть
или ссор — не допустить, за бестактность — осадить!
На уроке лошадином всё в процессе триедином.
Раз: дидактика, костяк. Здесь — порядок, скажем так.
Два: умеренный акцент в воспитательный момент.
Три: тут прямо бьёте в масть — развивающая часть.
А саврасых — вон из плана! Вон — драгунов и уланов:
не рифмуются они ни с людьми, ни с лошадьми...
ЗУНы, инновации — прямо диссертации!
Хоть в текущем плане нет , в ИУУ сдадим конспект,
им в коляске и верхом и скребницы отвезём!
Пусть не всё в уроке гладко и немало недостатков —
не напрасны всё ж труды: тема встала на дыбы!
А уж выездка у Вас на чубаром — высший класс!
Провести урок единый мало силы лошадиной:
в жарком мыле педагог сотворяет свой урок.
Таратайки тарахтели, и пролётки пролетели,
но арапника, бича и нагайки сгоряча
педагог не применил. Ученик активен был.
Если даже и больные ценят иппотерапию,
то успешности залог в школе — иппопедагог!
Выдающийся урок и умелый педагог!
Детям Вы вторая мать...Будем классным назначать!
Вы считались пристяжной — быть теперь Вам коренной!
Поздравляю с профпобедой!
Все свободны... до обеда.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.ДИАЛОГ В ИУУ
— Что-то я не уловила: это гео-, био-, фило- ?
— Смесь. Но это не порок, это комплексный урок.
Аналогий ему нет! Не в архив пойдёт — в офсет:
пусть другие — вон из кожи! — про коня расскажут тоже!
И по сетям Интернет про коня узнает свет!
СЛОВАРИК
1.Имена /клички/ реальных и "литературных" лошадей.
РОСИНАНТ — лошадь Дон Кихота
КСАНТ — /гр./ светловолосый, а также название лошадей
белой масти. Лошадь Ахилла.
ГОРБУНОК — конёк-Горбунок
ПЕГАС —/гр./, волшебный конь, родившийся из туловища
убитой Горгоны Медузы. В 3 веке до н.э. поэты
Александрии создали представление о Пегасе
как о крылатом коне поэтов.
БУЦЕФАЛ — конь Александра Македонского
ХОЛСТОМЕР — вороно-пегий мерин /три пятна: на голове,
правом боку и на крупе/
СИВКА-БУРКА — вещая Каурка
АРБАИН — конь Чингисхана
ФРУ-ФРУ — караковая лошадь."Анна Каренина" Л.Н.Толстой
НАЗВАНИЯ МАСТИ ЛОШАДИ
/одноцветные, от тёмного к светлому/
Вороной
Бурый
Рыжий
Соловый
Белый.
/двуцветные и многоцветные/
Караковый
Мухортовый
Карий
Гнедой
Игреневый
Каурый
Чалый
Муругий
Буланый
Саврасый
Мышастый
Серый
Пегий
Чубарый
Сивый
В тексте встречаются также "литературные" масти:
красный и розовый /у Есенина/, изабелловый
/у Набокова/, а также эпитет "борзый", что
означает не цвет, а резвость, скорость бега.
Далее описание цвета каждой масти.
Вороной — чёрный. Караковый — чёрный, как вороной, но есть коричневые подпалины у глаз, ноздрей и ягодиц.
Мухортовый — коричневый. Светлее каракового.
Карий — чёрнобурый. Самая тёмная гнедая, но посветлее караковой. Стан почти вороной, но на ногах буроватый отлив, а вдоль спины чёрный ремень.
Гнедой — коричневый, низ ног чёрный.
Бурый — каштановый, кофейный, коричневый, ореховый, смурый, искрасна- черноватый. Между рыжей и вороной.
Рыжий. Игреневый — рыжий, но грива и хвост светлые.
Каурый — рыжеватый, почти как чалый.Ремень на спине потемнее, но не чёрный.
Чалый — рыжеватый, светлее каурого. Или серый с примесью
другой шерсти /бурочалая, рыжечалая, сивочалая, вороно-
чалая/. Зовут чалою и одношерстную белохвостую лошадь.
Соловый — желтоватый, светло-песочный, грива-хвост иногда белые.
Буланый — желто-песочный разных оттенков, но грива
и хвост, а также низ ног и ремень по хребту чёрные.
Саврасый — почти то же, светлее.
Мышастый — как мышь.
Серый — то же
Серый в яблоках — то же, с пятнами темнее.
Сивый — Тёмно-сизый, тёмный с сединой. Между чалой и серой.
Белый.
Пегий — пятнистый, пёстрый.
Чубарый — пёстрый, пятнастый, крапчатый. Тёмные пятна по светлой шерсти. Примесь рыжей шерсти к серой или чёрной, белой. По тому же признаку: чубарые барс, гиена, голубь...
Муругий — понятие о цвете этой масти см. стихи И.Бунина "Зазимок":
"Заиграет вьюгою, и листву муругую понесёт смелей..."
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В начале урока учащийся Коннов почему-то засмеялся. Над какой своей мыслью он смеялся? Почему она ошибочна?
2. Кто такой "лошак"?
3. Литературное "Росинант" и реальное имя Буцефал, кажется, не таят загадки. Но если посмотреть в словарь...
4. Что такое "Иппокреновый исток"?
5. "Шепот трав" — выражение напоминает "шепот звёзд". Последнее существует в Якутии, обозначает морозы около 50 градусов: в тихие звёздные морозные ночи пар дыхания замерзает на лету с едва слышным шорохом. А что означает "шепот трав"?
6. Где родился Холстомер?
7. Где расположено Хреновое? Лава?
8. В тексте 33 слова — термины разных видов гужевого транспорта. Все ли Вам известны /без словаря/?
9. Как называются выражения типа: троянский конь; лошадиная доза; лошадиная сила; ход конём; закусивши удила; сивый мерин; мотать на ус; на белом коне; бить в масть; тема встала на дыбы; вторая мать; быть теперь Вам коренной...?
Для чего они применяются?
10. О какой картине Брюллова речь?
11. Сколько и какие именно произведения литературы вспомнились Вам при чтении урока? Авторы?
12. Кто такие эогиппус, тарпан?
13. Комплексные уроки чаще всего применяют в начальной школе. А что особенного в этих уроках?
14. Имена не переводят. Но большинство иноязычных имён на родном языке — смысловые. Можете привести примеры /на основе данного текста/?
Можно задать себе ещё множество вопросов, ответы в словарях и Интернете, но не на все вопросы в них найдётся ответ: на некоторые может ответить только книга.;
ЛИТЕРАТУРА
Ершов "Конёк-Горбунок"
Сервантес "Дон Кихот"
Л.Толстой "Холстомер"
Л.Толстой "Анна Каренина"
Н.Гоголь
Набоков Приглашение на казнь"
Соллогуб "Тарантас"
Майн Рид "Всадник без головы"
А.С.Пушкин "Медный всадник"
А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
Олдридж "Удивительный монгол"
Салтыков-Щедрин "Коняга"
С.Есенин "Не жалею..."
А.Чехов "Лошадиная фамилия"
Глеб Успенский "Четверть лошади"
А.К.Толстой "Илья Муромец" ;
Свидетельство о публикации №117093003275
Елена Каффановская 14.01.2024 12:45 Заявить о нарушении