Из заметок социолога. В потоке времени...
С помощью интернетовских источников выяснение истинной этимологии слова «время» не привело к желаемым результатам. Ясно только одно, что это слово родственно слову «веретено» и образовано от слова «вертеть». Само слово «время» является старославянским, которое почему-то вытеснено «исконно русским словом – веремя». Вот только странно, что даже Словарь древнерусских слов не включил слово «веремя» в свою подборку. Лично мне такой факт мало что говорит, но оставим это для специалистов. Хотя, куда только «время» не запихивают в попытке найти его истоки – и к индоевропейскому происхождению, и к латинскому.
А вот это мне показалось очень интересным. Слово «выть» является не глаголом. В старину так называли время еды: «Каждая выть имела название: перехватка (7 часов), полдник (11 часов), обед (15 часов), на обед (17—18 часов), ужин (20—21 час), паужин (23 часа)...» Однако, насколько можно этой информации верить – не знаю. Ссылок на источник не было. Замечу также, что некоторые современные словари в Интернете пестрят инновациями, основанными на необоснованных придумках.
Казалось бы, какое отношение может иметь время к явлению человеческих жертвоприношений? Однако и здесь всесильное время тоже погуляло. Многие народы с древнейших времен искренне верили, что принося человека в жертву, можно договориться со временем и продлить собственное долголетие, задобрив богов.
Вернёмся всё же к обозначенной теме, ведь, не смотря ни на что, вездесущее Время постоянно напоминает о себе и в какой-то степени представляет собой "нечто вращающееся". Однако привлёк меня несколько иной вопрос: что такое «поток времени» и как человек соприкасается с ним?
Предположительно, течение времени просто иллюзия. Размышляющие о потоке времени связывают такой поток с течением событий окружающего мира и возможностью перемещения из прошлого в будущее. Такой поток вбирает в себя прошлое и частично определяет настоящее, чтобы избрать дальнейшее направление в будущем.
Иногда речь может идти о потоке «живого времени», где самого времени будто бы и нет, а восприятия идут на уровне ощущений. Попасть именно в такой поток связывается с обретением гармонии мироощущения, чтобы ощутить себя частью Вселенной.
Можно ещё вспомнить о «кристаллах времени», когда и физики вносят свой вклад в разнообразие потоков, правда, не как лирики, а на базе научных открытий. Эта необычная идея о «кристаллах времени» принадлежит лауреату Нобелевской премии по физике Франку Вилчеку.
Вот и поэзия основательно прибрала к рукам время, подхватив популярные выражения (или как их называют - «субстанциональные метафоры, выражающие качественное свойство времени») - «течение времени», «поток времени», «река времени».
Относительно словосочетания «река времени» был сделан вывод: триада "прошлое-настоящее-будущее" - и есть река времени. Тут сразу можно вспомнить античный фразеологизм, соединивший мысли о текучести и становлении бытия вообще - «Всё течёт, всё меняется», или «Всё течёт и ничто не остаётся на месте». Возникший образ реки и учение о всеобщем движении ещё со времён античности приписывается Гераклиту.
Замечу, что поговорить с многоликим Временем любят поэты. Размышлений о времени в поэзии накоплено - не сосчитать. К примеру, Вильям Шекспир в некоторых сонетах сделал Время главным героем:
Пусть Бог хранит, коль первый я невольник твой,
В раздумье о контроле времени желаньем.
Вот взмах руки твоей – и счет часам иной.
Да, я вассал, что ограничен созерцаньем!
(В. Шекспир. Сонет 58, http://www.stihi.ru/2014/02/09/4039)
Не обошла вниманием Время и Эмили Дикинсон:
...Стихии водной капельки дрожат,
Когда румянит душем листвяной мотив.
Подхватит ветер розы аромат,
Колеса времени сильнее раскрутив.
(Зовут её Осень, http://www.stihi.ru/2017/01/02/116)
Но именно эти строки из прекрасного стихотворения заставили меня задуматься о течении времени и взглянуть на окружающий мир другими глазами:
«В потоке времени, стремительной стеной
Свергающей в ничто могучий вал событий,
Мы задом наперёд так медленно ползём,
Не видя будущего, даже край не видя...»
(Николай Чигаренцев, 2010 г.)
А ведь автор прав. Как вы думаете: почему же мы ползём задом наперёд и не видим будущего? Удивительно, но представление о времени у шумеров отличалось от мировоззрения других цивилизаций. Тысячи раз они были правы, говоря о прошлом. Оно действительно находится у нас перед глазами. Мы не оглядываемся в прошлое, а смотрим в него, сверяя пройденный путь. Мы - здесь и сейчас, гружёные прошлым опытом, живём этим прошлым и мечтаем о будущем. Прошлое всегда с нами - в котомке за плечами. Чем дальше идём, тем тяжелее кажется эта ноша. Она словно тянет нас назад, в то светлое и радостное начало нашей жизни. И мы замедляем свой бег в потоке времени, боремся с этим потоком, порой, не желая нестись вместе с ним. Ох, как хочется вернуться в своё беззаботное детство! А поток всё несёт и несёт нас в неизведанное будущее: успеть бы прикоснуться к тому будущему, где затаились наши мечты.
Спешу согласиться с Александром Дольским:
«Стремись в заоблачные выси...
Спеши, дорога коротка.
И ты пришел не на века -
на миг расцвета чувств и мысли.
И все, что было до тебя
Прими, как милостыню нищий.
Раздай ту радость, что отыщешь,
печали пряча и копя.»
(А. Дольский, «Стремись в заоблачные выси»)
Как много вобрало в себя Время, и его бесценный дар стоит принять... Однако надо поторопиться. Наша земная дорога не слишком длинна.
В статье использованы переводы стихов автора, авторское фото, исследования автора о понятии «времени» (по некоторым материалам из Интернета).
Свидетельство о публикации №117093010576
и думаю очень примитивно и прозаически. Примерно так:
Время не согреешь, не остудишь.
Время не купить и не продать.
Время не окликнешь не осудишь,
Время не занять и не отдать.
Время, - это жизнь на наших лицах.
Время, - это тысячи дорог.
Время,- наш и доктор и...убийца.
Время,- наш учитель и наш Бог!
Геннадий Старков 2 19.02.2019 19:50 Заявить о нарушении
С пожеланием добра, Анита
Анита Карелина 19.02.2019 22:57 Заявить о нарушении