Опасные связи. Театр Моссовета
Актёр Александр Яцко и режиссёр Павел Хомский-- очень опасная связь.
Ты входишь в фойе театра—и сразу погружаешься в праздник: всё залито светом, в глубине –дивный зимний сад, посередине рояль, за которым сидит компактный (крошечный, ладно скроенный) пианист в бабочке, и звучит нежно-нейтральная мелодия…
Звонок—и ты ныряешь в нечто мглистое ( в преддверии ада), лишённое света и воздуха пространство, где не видны номера кресел, где не может быть и речи о том, чтобы поставить ступни параллельно, а колени прижаты к переднему креслу так, что изменить позу будет возможно только, когда кончится торжество зла на сцене…
Ну и --о спектакле:
Почти нет никаких претензий к Ольге Кабо (маркизе де Мертей): она послушная ученица режиссёра Хомского. Что ей велели, то она и делает: ни подлинной страсти, ни желания натянуть струну между собой и партнёром- Виконтом де Вальмоном; назидательный тон нравоучений, которым она ( как тётушки в пьесах Островского поучают племянника), заставляет Вальмона выполнять свои поручения ( почему он за них берётся, нам не дают разъяснений).
Нет претензий и к щебечущим, хохочущим, обнажённым красоткам, колыхающимся в кружевных простынях в постеле Виконта.
Нет претензий и к Ирине Карташёвой ( тётке Вальмона) -- знаменитый голос которой мы знаем по дубляжу Одри Хэпбёрн в «Римских каникулах»: ей 90 лет, «ещё легка походка…».
Но: «За что ж вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чём не виноват!»… За что обездвижели нашего любимого Александра Яцко—Виконта де Вальмона, которого мы знаем как живого, резкого, нервного, пластичного…За что накинута на него невидимая паутина какого-то мудрёного паука?..
Вот он впервые появляется на верху лестницы--- зал мгновенно встаёт в привычном восторге…
Он легко сбегает вниз, склоняется в ломком поклоне, очерчивая невероятно изящный жест кистью руки…и замирает на полтора часа, практически недвижимо, в позе и облике Гамлета, ожидая, когда режиссёр разрешит ему реплику…
Оживляется он только в сцене фехтования, хорошо усвоив уроки великого Немировского: узкая чёрная фигура--- сама, как шпага—гибкая, быстрая и трагическая...
Так что же это было?..Кто выпустил из него воздух, из него, которого мы знаем, как Понтия Пилата, царя Бориса, Свидригайлова-- с его поразительной пластикой и страстностью?..
Зачем режиссёр заставил его в сцене с маркизой абсолютно бесстрастно и с любопытством—( как нанизывают бабочек на иголку)- надевать ей подвязки, башмаки, застёгивать корсет? Так и кажется, что мы видим, как за кулисами старый товарищ по сцене помогает уставшей от семейных забот коллеге одеваться перед выходом на публику ( кстати сама по себе метафора-- опасна: получается, что если снять со Зла внешнюю оболочку, то внутри оно окажется очень привлекательным!)…
Так и ждёшь, что вот сейчас на сцену выскочит колдун с ключом, повернёт его в замке- и виконт начнёт двигаться, изображать желание, перемещаться прыжками по сцене, как он это делал много раз в других спектаклях у других режиссёров…
Этот же режиссёр просто выпил всё вино из нашего любимца.
Ну и, конечно, ещё одна его находка : в сцене похорон Вальмона маркиза де Мортей с пафосом, в духе советских времён, произносит фразу почти чеховской Сони: «Мы будем жить дальше!»-- то есть и дальше творить светлое зло «и мы увидим небо в алмазах…»
Увы, мы очевидно его уже не увидим в спектаклях этого режиссёра, просто придушившего прелестный роман.
И прекрасного актёра—Александра Яцко…
Свидетельство о публикации №117092907647