Обрыв. МХТ
Режиссёр Адольф Шапиро -- тонкий, по-европейски умный, интеллектуальный мастер тех давних времён, когда на сцене царила Мысль…
Художник - его давний партнёр и соратник Бархин выстроил многоступенчатый, белый, просторный мир, где нашлось место размышлению и страсти, преданности и предательству.
Конечно, в помощники себе они взяли великолепную драматургию-- роман Гончарова.
В спектакле занят на редкость удачный гармоничный состав актёров.
Прежде всего - Ольга Яковлева- Эфросовская бывшая прима. Её бабушка -- не просто мудра, но и нежна, и в то же время она – боец, защищающий достоинство своего дома. Более того, она по прежнему женственна и пластична, а глаза с годами стали ещё выразительнее, даже пронзительнее.
Но вместе с тем в суть конфликта режиссёр внёс акцент, противоречащий смыслу романа: там бабушка олицетворяет собой застойную, консервативную логику старого дворянства, а здесь – она, всё понимающая, ведёт такую умную линию поведения, что веришь её правоте, а не её антиподу Марку Волохову с его страстью к свободе воли и выбора.
В центре действа-- Райский, а не Вера. И в исполнении Анатолия Белого это -- сильный, умный, страстный, прекрасный Гамлет, а вовсе не рыхлый рефлектирующий интеллигент, как у автора.
Но спорить с концепцией режиссёра даже не хочется, настолько энергетика актёра покоряет с первой же, невероятно живописной проходки героя из зала на просцениум: чёрный длинный строгий сюртук—плащ на фоне ослепительно белого барского дома с нисподающими ступенями прямо в зал …
Вера – приглашённая из театра Школа драматического искусства Анатолия Васильева ( играющая там Саломею) – Наталья Кудряшова.
Само совершенство! В светлом, до полу, узком платье со свободно стекающими рукавами-- трепещущими крыльями, с гордо и нервной поступью, с внутренним волевым стержнем, но так пленительно и мягко женственна, что непонятно, как такому манящему и прекрасному Райскому её не удаётся схватить и удержать…
Смотреть на мир разыгрывающейся на глазах драмы страстей -- наслаждение!.. Игра всерьёз, на пределе эмоций. И все сцены выстроены так, как бывает в хорошем кино, когда движение происходит сразу на всех уровнях— на балконах, в зале, беседке, обрыве. И ни одно из них не заслоняет другого—главного, поданного крупным планом…
Однако, не всё привело в восторг: большая ошибка режиссёра в выборе актёра Быстрова на роль Марка…
Когда-то в старом фильме его роль играл Шакуров: сильный, умный, злой философ с невероятным обаянием и глубиной. Он был центром драмы.
Здесь же -- увы-- это был маленький мальчик, псевдонигилист, совершенный отморозок и хулиган, в какой-то непотребной одежде с гримом героя ментовских сериалов. Он казался настолько ничтожным, что, когда изысканная Вера бросается в его объятья, в зале возникает всхлип ужаса: этого не может быть! (Да ещё и наш полуграмотный зритель, не читавший романа!).
И только в самом конце, когда обнаруживается его предательство, зал свыкается с мыслью, что этого следовало ожидать.
Жаль!...Будто специально режиссёр поменял местами героев.
Но даже это не помешало получить эстетическое наслаждение от замечательного, зрелищного спектакля.
На спектакле произошло ещё одно знаменательное событие: когда со сцены прозвучали слова Председателя (Чиндяйкина) о том, что все чиновники воры, а выборы - фарс--- пришлось прервать спектакль на несколько минут --- так хохотал, аплодировал и кричал «Браво!» зал!
Жив, жив народ, если даже в театре не удаётся забыть, где и как мы живём…
Свидетельство о публикации №117092907562