Заметки о р-не Мастер и Маргарита. Временной шифр

      Ни один из вопросов, касающихся романа, не вызвал столько разногласий и разночтений, сколько датировка происходящих в нём событий. Казалось бы, зачем ломать копья – так ли уж важно, какой именно год имел в виду писатель. Однако любому, кто пытался проникнуть в суть романа, сразу же становилось ясным, что именно здесь, в этой календарной дате, спрятан ключ к пониманию как особенной структуры «Мастера и Маргариты» (роман в романе), так и его идейной (философской) концепции.
        С одной стороны, Булгаков перемешал в романе приметы московского быта 20-30-х гг, что усложнило задачу дешифровщикам булгаковских кодов - всякий раз, когда предлагалось очередное решение временной загадки романа, обнаруживалось, что оно не согласовывается с тем или иным авторским указанием. А, с другой, писатель дал весьма конкретные подсказки иного рода, и если им следовать, то их вполне достаточно, чтобы «взломать» временной шифр романа.
     Вся московская «чертовщина» разыгрывается с вечера среды по утро воскресенья, в мае месяце, причём, явно не в начале мая – в одной из сцен Мастер прямо говорит о приближающемся лете. Но главное, конечно, -  эти дни совпадают с фазой полнолуния. 
     Полнолуние 1928 года (приходилось на пятницу 4 мая, около 11 вечера по Москве) и полнолуние 1931 года (приходилось на 2 мая, около 7 утра по Москве) надо сразу отбросить - ни о каком приближении лета говорить не приходится. Может, тогда 1932 год? Полнолуние выпадает на пятницу 20 мая, около 7 часов утра. Нет, этот вариант тоже  нужно отбросить.
     Не буду утверждать. что Михаил Афанасьевич был знатоком в области астрологии, но он бесспорно обнаруживал склонность к астрологическому подходу - ещё в "Белой гвардии" и, тем более, в "Мастере и Маргарите" (тема отдельная). Согласно же астрологическому подходу лето наступает со знаком Близнецов - первым летним знаком. В 1932 году Солнце вошло в знак Близнецов в ночь с субботы 21 мая на воскресенье, 22 мая. Но решающим соображением (с точки зрения привязки к полнолунию), заставляющим оказаться от привязки московских сцен романа к 1932  году является тот факт, что аккурат в ночь с пятницы на субботу, т.е. в ту самую ночь, когда праздновался Бал Сатаны, или бал весеннего полнолуния,  Луна переходит из знака Скорпиона в знак Стрельца. Причём, происходит это задолго до полуночи. Астрологически "бесовская" Луна - это Луна, находящаяся в Скорпионе, знаке противоположному Тельцу. (Совпадение ли, что Булгаков был по знаку Зодиака Тельцом, а Елена Сергеевна - Скорпионом -?).               
     В итоге у нас остаются два варианта - май 1935-го и май 1938 года. В
     В 1935 году дни со среды до воскресенья (утра) - с 15 мая по 19 мая с точным полнолунием около 11-ти утра по московскому времени 18 мая. В 1938 году -  с 11 по 15 мая 1938 года, полнолуние достигает своего пика в субботу утром, в 11 часов, 14 мая, и именно в ночь с пятницы на субботу, т.е. аккурат тогда, когда Сатана «правил» бал в Москве, на небе была видна максимально полная Луна.
      Какому из этих двух вариантов отдать предпочтение? в отличие от В.Бортко, режиссёра многосерийного фильма по роману "Мастер и Маргарита" (удачного, на мой взгляд), который однозначно даёт понять, что события романа происходят в 1935 году, я останавливаю свой выбор на 1938 году. И не только потому, что в эту временную рамку укладываются и гражданская война в Испании, и история с Ягодой, отголоски чего слышны в романе. 
     Во-первых, пятница в 1938 году, отвечая всем астрологическим требованиям,  удивительным образом ещё и совпадает с 13-м числом, а такую пятницу, как известно называют «чёртовой».
     Однако самым впечатляющим является другое совпадение. Если принять эту версию, то воскресное утро, в которое Мастер обретает желанный покой, приходится на 15 мая. А это день рождения Михаила  Афанасьевича! И  именно к 15 мая 1938 года он приурочил первое чтение глав романа в кругу близких друзей и, по биографическим данным, явно торопился закончить его к этому сроку. Можно возразить, что и в 1935 году день рождения писателя укладывается в дни романного действия. Он выпадает на среду, т.е. на тот день, когда на патриарших появляется Воланд. Но, согласитесь, что версия, в соответствии с которой Мастер 15 мая обретает покой, выходя ранним воскресным утром, вместе с Маргаритой, прямо на дорогу, ведущую к "вечному приюту" выглядит красивее. И логичнее. 
     Все мы знаем, что «Мастер и Маргарита» - роман автобиографический, "закатный" (как называл его сам писатель), что над его последним вариантом он работал, предчувствуя свою раннюю кончину. Такой характер он приобрёл не сразу. Мастер ведь в нём появился только по ходу работы над романом. И первоначально он имел все признаки фантастического романа о конце света. Отсюда - и те указания, которые встречаются в черновых вариантах- и 22 июня, т.е. день летнего солнцестояния 1941 года (!!!), и середина июня 1943 года (в соответствии с предсказанием Нострадамуса, как оно было истолковано в статье, посвящённой предсказателю в словаре Брокгауза и Ефрона) и др. Но по мере того, как роман обретал своего главного героя - Мастера, и превращался в роман о творчестве, он неизбежно приобретал автобиографические черты. Несмотря на то, что Мастер как человек, обладавший уникальными индивидуальными чертами, как личность был мастером (в романе - с маленькой буквы)- только проводником высших сил, таким же их служителем, как и иные подлинные мастера. И уже одно это, само по себе, должно служить указанием, что временной шифр романа должен быть связан  с автором романа, самим Михаилом Афанасьевичем.  И связан каким-то существенным образом.
     15 мая 1938 года Михаилу Афанасьевичу исполнялось 47 лет. Дата -  не круглая, но она имела для него особую значимость. В возрасте сорока семи лет умер отец Булгакова. От гипертрофического нефросклероза – болезни, обладающей способностью передаваться по наследству, и Михаил Афанасьевич, врач по специальности, конечно, знал об этом. Несмотря на то, что признаки отцовской болезни со всей очевидностью проявились только где-то ранней осенью 1939, за полгода до смерти, (умер в марте 1940 года, не дожив двух месяцев до 49 лет), и до этого врачи находили у Булгакова лишь неврастению, он много лет жил в ожидании раннего и мучительного конца. Уже в 1932 году он предупреждал свою будущую жену, Елену Сергеевну: «Я буду умирать тяжело»,  и взял с нее клятву, что умрет у нее на руках. 
     То, что Булгаков считал сорокасемилетний возраст фатальным для себя, не вызывает никаких сомнений. Будучи уже тяжело больным, он говорил, что и так прожил на год больше, чем ему было положено судьбой. Даже пережив роковую грань, он  оставался уверенным, что именно с сорока семи лет для него начался «смертельный отсчет». 
    Но как только мы примем такую датировку событий романа, мы тут же поймем, что с ним мы вступаем в пространство Судьбы –  лично булгаковской и судьбы  человека вообще.

(29.09.2017)         
                Продолжение следует.      


Рецензии
Опять гадания на кофейной гуще и притягивание за уши. "В эти временные рамки укладывается гражданская война в Испании...". А вам напомнить, в каком именно месяце она началась? А как быть со съездом союза архитекторов, червонцами с водяными знаками, храмом Христа Спасителя и другими "анахренизмами"? )))

Ну честное слово, что за детский сад... Хотяодно очевидно: деталей 1930-х годов в романе явно больше.

Вы совершенно игнорируете содержание романа ради сомнительных астрологических фокусов типа "Меркурий во втором доме". Тут и день рождения Булгакова, и день рождения Нострадамуса, и ещё шут знает что ))) Что угодно, только не сам роман.
Слава Богу, вы не привязываете события к Страстной неделе и Пасхе, тем более к Первомаю, как многие "булгаковеды". Хотя в ранних рукописях ершалаимские и московские главы действительно идут параллельно. Тут я в некотором смысле с Вами солидарен.

Фима Жиганец   04.06.2024 15:57     Заявить о нарушении
Кстати, словосочетание "май месяц" - безграмотно. Май ничем иным, кроме календарного месяца, быть не может))) Утешает одно: ту же ошибку допускали многие русские классики, например, Фёдор Михайлович Достоевский. Но, пока мы не классики, давайте не будем )

Фима Жиганец   04.06.2024 16:02   Заявить о нарушении
Вы о чём? Причём здесь именно месяц, когда началась гражданская война в Испании? Речь шла о приметах времени вообще. Какой день рождения Нострадамуса? Бог с вами! Что за кашу вы тут написали мне? Перечитайте сами, а потом будете про "детский сад" говорить. 38-й год - это рамка, в которую укладываются все перечисленные вами события, поскольку произошли до того. А то, бывает, предлагается год, а романе есть метки - упомянуты события, которые произошли гораздо позже. Если бы вы мне ещё сказали - я не согласен, потому что роман привязан к разрушению Храма Христа Спасителя (вот вам и тема Сталина-Пилата), т.е. к 1935, ещё можно было бы вести разговор. Потому что это аргумент! А так... Кстати, и Меркурий во 2-м доме- не фокусы, а серьёзная вещь. Как серьёзен и Воланд - носитель недоступного человеку всезнания. безграничного знания. Вот и Кант, поумней нас с вами был, а до последнего сомневался, правильно ли он толкует "звёздное небо" в рамках своей концепции теоретического разума, не даёт ли оно, звездное небо, человеку сущностное знание (а это уже будет астрологическое знание). Неслучайно же Воланд даёт предсказание после разговора о кантовском доказательстве, Вы об это думали? Что это за доказательство? О чём свидетельствует его самая последняя запись в дневнике. Но для вас-то это детский сад! Искренне сожалею, что вы взялись такой тон. На который вы не имеет никакого права. Всех благ!

Елена Котелевская   04.06.2024 16:25   Заявить о нарушении
Имела в виду - запись в дневнике Канта, а не Воланда, конечно. А то вы радостно ухватитесь за это. Как за доказательство моей безграмотности. Честно признаюсь, я тут уже много понаслушалась, а вот вы меня всё равно смогли удивить, потому что не ожидала. Повторюсь - жаль!

Елена Котелевская   04.06.2024 16:29   Заявить о нарушении
Да, зарапортовался с Испанией, просто в своё время полемизировал по поводу нестыковки съезда архитекторов и гражданской войной на Пиренеях. День рождения Нострадамуса - пожалуй, неуместная и неудачная ирония.

Но во всём остальном - очевидны же нестыковки. Во "временной отрезок", конечно, можно втиснуть и события конца 1920-х, и начала - середины 1930-х, но это не объясняет их противоречия о- одних другим.

Правда, по чести говоря, в целом я согласился бы с датировкой 1938-м годом. Собственно, и своём очерке о времени действия романа я показываю, что Булгаков с годами убирал "маячки", которые указывали на более раннее время. Противоречий остаётся не так много, хотя даже описание ресторана при Доме Грибоедова совершенно фантастично даже для 1938 года, когда страна отчасти преодолела карточную систему. Но ссылки на астрологию - по-моему, довольно хлипкий аргумент. А вот с днём рождения Булгакова - звучит довольно убедительно.

Не обижайтесь на меня. Я не хотел Вас огорчить. И, напротив, у меня просьба: не позволите ли Вы часть Ваших аргументов привести в своей статье? Естественно, без критических комментариев, а наоборот - как одну из наиболее убедительных версий.

Фима Жиганец   04.06.2024 16:55   Заявить о нарушении
Если Вы анализируете роман, то независимо от лично Вашего отношения к астрологии, Вам придётся воспринимать в романе её всерьёз. Как явно всерьёз к ней относился Булгаков. Имея в числе своих союзников (точнее, у них и набрался) таких философов, как отец Павел Флоренский, А.Ф.Лосев (побывавший именно на Соловках) и даже тот же В.Соловьёв. Не самые, уверяю Вас, глупые люди. Ладно, проехали..., хотя я уже на "прозе" выхлестнула эмоции. Конечно, берите, только ссылайтесь на авторство. А то когда-то (довольно много лет назад) я ездила в Москву с докладом как раз об астрологии в понимании упомянутых философов. Одна дама из Института философии душу из меня вынула, наобещала с три короба, чтоб только я доклад ей отдала, и...))))Может, версия эта и неверная, но она моя. Пока она мне кажется очень логичной. Прежде всего, с точки зрения смысловой.

Елена Котелевская   04.06.2024 17:20   Заявить о нарушении
Елена, я знаю и о Флоренском, и о Соловьёве, и не только о них. Я также занимался и занимаюсь русским масонством (и не только русским), тамплиерами Страны Советов. Вот масоны как раз повлияли на Булгакова куда более основательно, чем астрология (хотя и она сыграла свою роль, куда без этого).

Что касается ссылок на авторство - это само собой. Если Вы читали хотя бы один-два моих очерка, могли обратить внимание на то, что я всегда ссылаюсь на авторов. Знаю лишь одно исключение - по поводу червонцев в Варьете. Использовал свои черновики, но не могу найти исходник. Но найду обязательно и сделаю ссылку.

Фима Жиганец   04.06.2024 23:52   Заявить о нарушении
Гадания на кофейной гуще? Возвращаю Ваш аргумент аргумент Вам. Фима, Вам лично Булгаков доложил, что масоны повлияли на него больше, чем русские философы? Или, Вы думаете, что я не читала "изыскания" про масонов и тамплиеров касательно романа? Есть большие любители, как Вы говорите, жонглировать на эту тему. кстати. жонглёры тоже имеют отношение к роману. -)))) Я о русских философах говорила как о мыслителях, которые обосновывали правомерность (серьёзность) астрологии. За это обоснование (помимо мифа) Лосев как раз и "загремел" на Соловки, куда Бездомный отправил бы Канта.
А теперь из области гаданий на кофейной гуще подойдём ещё ближе к роману. Вынуждена повториться. Воланд приводит своё доказательство Бытия Божьего после эпизода с завтраком у Канта. И это доказательство - чисто астрологическое. Это я придумала? Нет, это завязка романа. Именно завязка -!!!. И извольте-ка разъяснить, по какому праву Вы искажает автора и отбрасывает астрологическое доказательство? Далее. Пилат- сын-короля-звездочёта, т.е. астролога. Это как предлагаете понимать? Просто брякнул писатель абы что? Как и про Луну...

Елена Котелевская   05.06.2024 12:02   Заявить о нарушении
имела в виду - искажаетЕ и отбрасываетЕ

Елена Котелевская   05.06.2024 12:03   Заявить о нарушении
Лена, да Бога ради, продолжайте изыскания. Впрочем, это, конечно, забавно - кто я такой, чтобы разрешать Вам или запрещать? Как это... Дух «рыщет идеже хощет» )))

Я с уважением отношусь к Вашим исследованиям. По масонам и тамплиерам - тема отдельная, пока касаться не будем. И о жонглёрах я в курсе))) Так же, как и о влиянии Флоренского на Булгакова. На одной же поляне топчемся )))

Дай Бог Вам здоровья и успехов.

Фима Жиганец   05.06.2024 13:46   Заявить о нарушении
Вот уважения-то я и не почувствовала. Тем более, я ведь Вам чётко и ясно сказала - это черновые наброски, я и сама не знаю, куда меня ещё занесёт. Вы ведь цените свой труд? И я ценю, потоум что знаю, чего он мне стоит.
Вряд ли Вы читали то, что "нарыла" я о Флоренском. Эта большая статья, выросшая, правда, из маленькой заметки. опубликованной здесь и по поводу которой мне тут тоже строили "козьи морды" -))) Уж извините за такое выражение - сейчас я добралась до сатиров (и история про чёрного козла будет кстати). Опубликована она в серьёзном научном сборнике, который вряд ли доступен. Моё правило - не повторять то, что до меня известно. Поэтому уверена, что о влиянии идей Флоренского на булгаковскую концепцию смерти, Вы не знаете. Ну разве что если кто-то уже успел списать. Как стали списывать (без ссылки)то, что я написала по поводу пушкинского "Пора, мой друг, пора!" в романе "Мастер и Маргарита". Впрочем, я не жадная - пусть списывают.
Не буду притворяться - осадочек от разговора остался. Но тоже желаю Вам успехов!

Елена Котелевская   05.06.2024 14:11   Заявить о нарушении
Елена, я с этим самым списыванием давно свыкся. Грустно одно: ну используй, просто ссылку дай. Я несколько иначе отношусь к материалам по Булгакову: если не опираться на другие работы, можно скатиться до изобретения велосипеда))). К тому же как полемизировать с точкой зрения, которая, по-моему или по-Вашему, неверна? Или для создания цельной картины какой-то версии полезно включить в свою концепцию интересные и важные наблюдения другого автора. Или, или, или...

Важно при этом соблюдать простые правила: если ссылаешься на чужое открытие, будь добр, укажи, кому оно принадлежит. И привлекать чужие материалы важно лишь тогда, когда они вписываются в вашу собственную оригинальную концепцию и дополняют, уточняют её.

Фима Жиганец   05.06.2024 22:49   Заявить о нарушении
Тут спорить не о чем: конечно, ссылка - это проявление уважения к интеллектуальному труду другого человека. Особенно если он высказывает что-то от себя, а если повторяет общие места - другое дело, можно особо и не ссылаться А я вот только сейчас обратила внимание на первую фразу в Вашей рецензии на "За завтраком у Канта". Пришлось ответить. Я должна себя защищать. Потому что "опять двадцать пять". "Ну, по большому счёту, смысл эссе сводится к завтраку Канта )". Если кто и заинтересуется несведущий, прочтёт Вашу рецензию... действительно, и на фиг она вот это тут понаписала.))) Это как? И при этом речь идёт о каком-то уважении. Даже не ко мне. А вот в данном случае как раз к Булгакову. Он-то старался сохранить верность деталям, потому что данная деталь имеет значение не только внешней достоверности обстановки, но и внутренней, смысловой. Она погружает нас сразу в атмосферу кантовского творчества, того, как рождались, появлялись на свет его великие критики. Критики, вокруг которых "вертелась" культура Серебряного века, родом из которой был и Булгаков. И, главное, что я написала в ответе на "прозе" - это имеет прямое отношении к романной концепции творчества, того, как творит подлинный творец. Который есть не Мастер, а мастер, как Вы справедливо заметили.
Ясно также, что любой (нормальный) исследователь (неважно, какого уровня) должен знать литературу о романе. во всяком случае классическую. Это само собой разумеется. тут тоже спору нет. Я лично "изобретением велосипеда" не занимаюсь. Хотя иногда и следовала в фарватере традиционных точек зрения (брала их как данность, некритически) и потому кое-что в своих более ранних текстах сейчас бы уже изменила.

Елена Котелевская   06.06.2024 14:04   Заявить о нарушении
Елена, Вы упомянули о ЗАВТРАКЕ у Канта. Но тут же сами заметили, что Кант фактически НЕ ЗАВТРАКАЛ. Чашка кофе - это не завтрак. Об этом уже писано-переписано. Зато Вы значительную часть эссе отдаёте ОБЕДАМ у Канта )))

Но это же не одно и то же. Ведь Воланд говорил именно о завтраке. Вот и предположите - почему так? Многие считают, что Воланд таким образом издевался над Берлиозом. Вы можете с этим не согласиться. Обоснуйте Вашу позицию.

А что у Вас? Кант вёл с друзьями за обедом такие умные беседы... Ну, вёл. Булгаков тут при чём? Если при чём-то, так поясните конкретно. Как повлияли идеи Канта на роман Булгакова? Только не надо насчёт звёздного неба и нравственного закона. Это - обо всём и ни о чём. Постоянным повторением этой сентенции её окончательно опошлили. А вот хотя бы по поводу седьмого доказательства бытия Божия. какие пять доказательств предложил Кант? Почему добавил шестое? Почему с ним не согласились, в частности, Шиллер и Штраус? Почему именно на это обратил внимание Булгаков в своём романе? Конечно, если Вы согласны с выводами дьякона Андрея Кураева, повторять их нет смысла. Но Вы занимаетесь философией, наверняка найдёте и другие нити.

А вот по поводу "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит" - это славно. Интересное наблюдение. Конечно, явная перекличка с Пушкиным. Это здорово. Уверен, у Вас ещё есть немало подобных открытий.

Успехов.

Фима Жиганец   06.06.2024 17:09   Заявить о нарушении
Ужас какой - я перепутала обеды с завтраками! И, главное, насколько неуместно я вздумала писать про обеды и про то, чем они отличались от чашки чая с курительной трубкой (завтрака Канта)!))) "Многие считают, что Воланд, упоминая о том, что он беседовал с Кантом за завтраком, издевался над Берлиозом". А я вот считаю эти "многие" издеваются над элементарным здравым смыслом, не говоря уже о булгаковском тексте. да читали ли они роман, вчитывались ли? Экзаменовать меня не надо. текст про доказательства у меня есть (года три назад написала в группе по Булгакову в ФБ, разбираясь с 5-м и 6-м доказательствами, точнее. объясняя тем, кто не знал). То, что стопроцентно ясно, я здесь пока публикую очень редко (пример - "За завтраком у Воланда", это и "ежу понятно", если "еж" читать умеет мною написанное). А пока я разбираюсь с тем, что мне самой ещё неясно.

Елена Котелевская   06.06.2024 18:50   Заявить о нарушении
Спаси Господь, и в мыслях не было кого-то экзаменовать. И уж точно речь не шла о том, что Вы спутали завтраки с обедами. Что Вы так болезненно реагируете? Речь лишь о том, уместно ли столько места уделять обедам Канта, когда речь идёт о завтраках.

Фима Жиганец   06.06.2024 22:40   Заявить о нарушении
Пропущу про "болезненное" -))). Что неуместного? Если обеды Канта имеют отношение к вопросу и нашли отражение в творчестве Булгакова, в его "Собачьем сердце"? И как раз по принципу противоположности? Всё уместно. Только добавить надо было бы. За обедом всегда были гости. Обычные, приглашённые гости. Никаких гостей за завтраком быть не могло. А Воланд тут как тут... )))

Елена Котелевская   09.06.2024 11:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.