Заметки о р-не Мастер и Маргарита. Временной шифр
С одной стороны, Булгаков перемешал в романе приметы московского быта 20-30-х гг, что усложнило задачу дешифровщикам булгаковских кодов - всякий раз, когда предлагалось очередное решение временной загадки романа, обнаруживалось, что оно не согласовывается с тем или иным авторским указанием. А, с другой, писатель дал весьма конкретные подсказки иного рода, и если им следовать, то их вполне достаточно, чтобы «взломать» временной шифр романа.
Вся московская «чертовщина» разыгрывается с вечера среды по утро воскресенья, в мае месяце, причём, явно не в начале мая – в одной из сцен Мастер прямо говорит о приближающемся лете. Но главное, конечно, - эти дни совпадают с фазой полнолуния.
Полнолуние 1928 года (приходилось на пятницу 4 мая, около 11 вечера по Москве) и полнолуние 1931 года (приходилось на 2 мая, около 7 утра по Москве) надо сразу отбросить - ни о каком приближении лета говорить не приходится. Может, тогда 1932 год? Полнолуние выпадает на пятницу 20 мая, около 7 часов утра. Нет, этот вариант тоже нужно отбросить.
Не буду утверждать. что Михаил Афанасьевич был знатоком в области астрологии, но он бесспорно обнаруживал склонность к астрологическому подходу - ещё в "Белой гвардии" и, тем более, в "Мастере и Маргарите" (тема отдельная). Согласно же астрологическому подходу лето наступает со знаком Близнецов - первым летним знаком. В 1932 году Солнце вошло в знак Близнецов в ночь с субботы 21 мая на воскресенье, 22 мая. Но решающим соображением (с точки зрения привязки к полнолунию), заставляющим оказаться от привязки московских сцен романа к 1932 году является тот факт, что аккурат в ночь с пятницы на субботу, т.е. в ту самую ночь, когда праздновался Бал Сатаны, или бал весеннего полнолуния, Луна переходит из знака Скорпиона в знак Стрельца. Причём, происходит это задолго до полуночи. Астрологически "бесовская" Луна - это Луна, находящаяся в Скорпионе, знаке противоположному Тельцу. (Совпадение ли, что Булгаков был по знаку Зодиака Тельцом, а Елена Сергеевна - Скорпионом -?).
В итоге у нас остаются два варианта - май 1935-го и май 1938 года. В
В 1935 году дни со среды до воскресенья (утра) - с 15 мая по 19 мая с точным полнолунием около 11-ти утра по московскому времени 18 мая. В 1938 году - с 11 по 15 мая 1938 года, полнолуние достигает своего пика в субботу утром, в 11 часов, 14 мая, и именно в ночь с пятницы на субботу, т.е. аккурат тогда, когда Сатана «правил» бал в Москве, на небе была видна максимально полная Луна.
Какому из этих двух вариантов отдать предпочтение? в отличие от В.Бортко, режиссёра многосерийного фильма по роману "Мастер и Маргарита" (удачного, на мой взгляд), который однозначно даёт понять, что события романа происходят в 1935 году, я останавливаю свой выбор на 1938 году. И не только потому, что в эту временную рамку укладываются и гражданская война в Испании, и история с Ягодой, отголоски чего слышны в романе.
Во-первых, пятница в 1938 году, отвечая всем астрологическим требованиям, удивительным образом ещё и совпадает с 13-м числом, а такую пятницу, как известно называют «чёртовой».
Однако самым впечатляющим является другое совпадение. Если принять эту версию, то воскресное утро, в которое Мастер обретает желанный покой, приходится на 15 мая. А это день рождения Михаила Афанасьевича! И именно к 15 мая 1938 года он приурочил первое чтение глав романа в кругу близких друзей и, по биографическим данным, явно торопился закончить его к этому сроку. Можно возразить, что и в 1935 году день рождения писателя укладывается в дни романного действия. Он выпадает на среду, т.е. на тот день, когда на патриарших появляется Воланд. Но, согласитесь, что версия, в соответствии с которой Мастер 15 мая обретает покой, выходя ранним воскресным утром, вместе с Маргаритой, прямо на дорогу, ведущую к "вечному приюту" выглядит красивее. И логичнее.
Все мы знаем, что «Мастер и Маргарита» - роман автобиографический, "закатный" (как называл его сам писатель), что над его последним вариантом он работал, предчувствуя свою раннюю кончину. Такой характер он приобрёл не сразу. Мастер ведь в нём появился только по ходу работы над романом. И первоначально он имел все признаки фантастического романа о конце света. Отсюда - и те указания, которые встречаются в черновых вариантах- и 22 июня, т.е. день летнего солнцестояния 1941 года (!!!), и середина июня 1943 года (в соответствии с предсказанием Нострадамуса, как оно было истолковано в статье, посвящённой предсказателю в словаре Брокгауза и Ефрона) и др. Но по мере того, как роман обретал своего главного героя - Мастера, и превращался в роман о творчестве, он неизбежно приобретал автобиографические черты. Несмотря на то, что Мастер как человек, обладавший уникальными индивидуальными чертами, как личность был мастером (в романе - с маленькой буквы)- только проводником высших сил, таким же их служителем, как и иные подлинные мастера. И уже одно это, само по себе, должно служить указанием, что временной шифр романа должен быть связан с автором романа, самим Михаилом Афанасьевичем. И связан каким-то существенным образом.
15 мая 1938 года Михаилу Афанасьевичу исполнялось 47 лет. Дата - не круглая, но она имела для него особую значимость. В возрасте сорока семи лет умер отец Булгакова. От гипертрофического нефросклероза – болезни, обладающей способностью передаваться по наследству, и Михаил Афанасьевич, врач по специальности, конечно, знал об этом. Несмотря на то, что признаки отцовской болезни со всей очевидностью проявились только где-то ранней осенью 1939, за полгода до смерти, (умер в марте 1940 года, не дожив двух месяцев до 49 лет), и до этого врачи находили у Булгакова лишь неврастению, он много лет жил в ожидании раннего и мучительного конца. Уже в 1932 году он предупреждал свою будущую жену, Елену Сергеевну: «Я буду умирать тяжело», и взял с нее клятву, что умрет у нее на руках.
То, что Булгаков считал сорокасемилетний возраст фатальным для себя, не вызывает никаких сомнений. Будучи уже тяжело больным, он говорил, что и так прожил на год больше, чем ему было положено судьбой. Даже пережив роковую грань, он оставался уверенным, что именно с сорока семи лет для него начался «смертельный отсчет».
Но как только мы примем такую датировку событий романа, мы тут же поймем, что с ним мы вступаем в пространство Судьбы – лично булгаковской и судьбы человека вообще.
(29.09.2017)
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №117092904010
Ну честное слово, что за детский сад... Хотяодно очевидно: деталей 1930-х годов в романе явно больше.
Вы совершенно игнорируете содержание романа ради сомнительных астрологических фокусов типа "Меркурий во втором доме". Тут и день рождения Булгакова, и день рождения Нострадамуса, и ещё шут знает что ))) Что угодно, только не сам роман.
Слава Богу, вы не привязываете события к Страстной неделе и Пасхе, тем более к Первомаю, как многие "булгаковеды". Хотя в ранних рукописях ершалаимские и московские главы действительно идут параллельно. Тут я в некотором смысле с Вами солидарен.
Фима Жиганец 04.06.2024 15:57 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 04.06.2024 16:02 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 04.06.2024 16:25 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 04.06.2024 16:29 Заявить о нарушении
Но во всём остальном - очевидны же нестыковки. Во "временной отрезок", конечно, можно втиснуть и события конца 1920-х, и начала - середины 1930-х, но это не объясняет их противоречия о- одних другим.
Правда, по чести говоря, в целом я согласился бы с датировкой 1938-м годом. Собственно, и своём очерке о времени действия романа я показываю, что Булгаков с годами убирал "маячки", которые указывали на более раннее время. Противоречий остаётся не так много, хотя даже описание ресторана при Доме Грибоедова совершенно фантастично даже для 1938 года, когда страна отчасти преодолела карточную систему. Но ссылки на астрологию - по-моему, довольно хлипкий аргумент. А вот с днём рождения Булгакова - звучит довольно убедительно.
Не обижайтесь на меня. Я не хотел Вас огорчить. И, напротив, у меня просьба: не позволите ли Вы часть Ваших аргументов привести в своей статье? Естественно, без критических комментариев, а наоборот - как одну из наиболее убедительных версий.
Фима Жиганец 04.06.2024 16:55 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 04.06.2024 17:20 Заявить о нарушении
Что касается ссылок на авторство - это само собой. Если Вы читали хотя бы один-два моих очерка, могли обратить внимание на то, что я всегда ссылаюсь на авторов. Знаю лишь одно исключение - по поводу червонцев в Варьете. Использовал свои черновики, но не могу найти исходник. Но найду обязательно и сделаю ссылку.
Фима Жиганец 04.06.2024 23:52 Заявить о нарушении
А теперь из области гаданий на кофейной гуще подойдём ещё ближе к роману. Вынуждена повториться. Воланд приводит своё доказательство Бытия Божьего после эпизода с завтраком у Канта. И это доказательство - чисто астрологическое. Это я придумала? Нет, это завязка романа. Именно завязка -!!!. И извольте-ка разъяснить, по какому праву Вы искажает автора и отбрасывает астрологическое доказательство? Далее. Пилат- сын-короля-звездочёта, т.е. астролога. Это как предлагаете понимать? Просто брякнул писатель абы что? Как и про Луну...
Елена Котелевская 05.06.2024 12:02 Заявить о нарушении
Я с уважением отношусь к Вашим исследованиям. По масонам и тамплиерам - тема отдельная, пока касаться не будем. И о жонглёрах я в курсе))) Так же, как и о влиянии Флоренского на Булгакова. На одной же поляне топчемся )))
Дай Бог Вам здоровья и успехов.
Фима Жиганец 05.06.2024 13:46 Заявить о нарушении
Вряд ли Вы читали то, что "нарыла" я о Флоренском. Эта большая статья, выросшая, правда, из маленькой заметки. опубликованной здесь и по поводу которой мне тут тоже строили "козьи морды" -))) Уж извините за такое выражение - сейчас я добралась до сатиров (и история про чёрного козла будет кстати). Опубликована она в серьёзном научном сборнике, который вряд ли доступен. Моё правило - не повторять то, что до меня известно. Поэтому уверена, что о влиянии идей Флоренского на булгаковскую концепцию смерти, Вы не знаете. Ну разве что если кто-то уже успел списать. Как стали списывать (без ссылки)то, что я написала по поводу пушкинского "Пора, мой друг, пора!" в романе "Мастер и Маргарита". Впрочем, я не жадная - пусть списывают.
Не буду притворяться - осадочек от разговора остался. Но тоже желаю Вам успехов!
Елена Котелевская 05.06.2024 14:11 Заявить о нарушении
Важно при этом соблюдать простые правила: если ссылаешься на чужое открытие, будь добр, укажи, кому оно принадлежит. И привлекать чужие материалы важно лишь тогда, когда они вписываются в вашу собственную оригинальную концепцию и дополняют, уточняют её.
Фима Жиганец 05.06.2024 22:49 Заявить о нарушении
Ясно также, что любой (нормальный) исследователь (неважно, какого уровня) должен знать литературу о романе. во всяком случае классическую. Это само собой разумеется. тут тоже спору нет. Я лично "изобретением велосипеда" не занимаюсь. Хотя иногда и следовала в фарватере традиционных точек зрения (брала их как данность, некритически) и потому кое-что в своих более ранних текстах сейчас бы уже изменила.
Елена Котелевская 06.06.2024 14:04 Заявить о нарушении
Но это же не одно и то же. Ведь Воланд говорил именно о завтраке. Вот и предположите - почему так? Многие считают, что Воланд таким образом издевался над Берлиозом. Вы можете с этим не согласиться. Обоснуйте Вашу позицию.
А что у Вас? Кант вёл с друзьями за обедом такие умные беседы... Ну, вёл. Булгаков тут при чём? Если при чём-то, так поясните конкретно. Как повлияли идеи Канта на роман Булгакова? Только не надо насчёт звёздного неба и нравственного закона. Это - обо всём и ни о чём. Постоянным повторением этой сентенции её окончательно опошлили. А вот хотя бы по поводу седьмого доказательства бытия Божия. какие пять доказательств предложил Кант? Почему добавил шестое? Почему с ним не согласились, в частности, Шиллер и Штраус? Почему именно на это обратил внимание Булгаков в своём романе? Конечно, если Вы согласны с выводами дьякона Андрея Кураева, повторять их нет смысла. Но Вы занимаетесь философией, наверняка найдёте и другие нити.
А вот по поводу "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит" - это славно. Интересное наблюдение. Конечно, явная перекличка с Пушкиным. Это здорово. Уверен, у Вас ещё есть немало подобных открытий.
Успехов.
Фима Жиганец 06.06.2024 17:09 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 06.06.2024 18:50 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 06.06.2024 22:40 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 09.06.2024 11:58 Заявить о нарушении