К 100-летию Ю. П. Любимова

Приближается столетие революции, в очередной раз все обсуждают это событие, в который раз перемалываются кости всем и вся. А мне из старых документальных фильмов вспоминается семилетний мальчик, который хоронил Ленина. Этому мальчику тоже предстоит сделать революцию, только на театральных подмостках, конечно речь о Юрии Петровиче Любимове. О нем написано множество книг, и трудно сказать что-то новое, но меня с начала этого сентября буквально преследует  эта личность. Его харизма, его сила и притягательность просто завораживают. Любимову пришлось прожить такую жизнь, что хватило бы не на один роман. Будучи актером, стал режиссером, создал собственный Театр на Таганке и сам же его разделил. Режиссеры, особенно талантливые товар штучный, их по пальцам можно пересчитать. Нам сложно понять, что происходит в их голове, мне кажется, что мысли о будущих спектаклях не оставляют их ни на минуту.  Режиссер вынашивает и рождает спектакль, как будущего ребенка. Не говоря о том, что театральное искусство очень мимолетно. Прошел спектакль и больше не повторится, в следующий раз будет уже по-другому. Режиссер- безусловно, художник, но ведь краски-то- живые люди, со своими эмоциями, переживаниями, гордыней несусветной. Актеры вообще люди особенные, они всегда на виду, их жизнь широко обсуждается, к их мнению прислушиваются, а для режиссера они всего лишь средство для собственной работы. В этом трагедия актера, потому что с одной стороны- превозносят до небес, а с другой- попробуй рот открыть во время репетиции. Это корежит человека, уничтожает в нем нормальную человеческую природу, превращая в монстра, готового за роль сожрать ближнего. Леонид Филатов  написал драму «Сукины дети», Любимов говорил, что это еще очень мягко сказано. Меня всегда поражало, как Любимов мог в кулаке держать такую труппу. Высоцкий, Филатов, Смехов, Демидова - ведь каждый из них, сам по себе, личность не последняя. Я с детства обожаю Владимира Высоцкого, но четко понимаю, что именно Любимов дал ему зеленый свет. Конечно,  Высоцкого бы слушали, но Любимов дал ему реализоваться, как актеру, брал в спектакли его песни, из-за чего Высоцкий и продолжал писать. Высоцкий- прежде всего актер, а уже потом- поэт. Многие со мной не согласятся, но не имея актерского аппарата, Владимир Семенович просто не смог бы вжиться в шкуру других людей. Будучи актером, ему было проще писать от первого лица. Ведь благодаря этому  мы и любим его песни, где  он, то-фронтовик, то корабль, то иноходец. Любимов прекрасно понимал  кто перед ним, боролся, отстаивал, терпел все выходки, срывы спектаклей, но все-таки дал сыграть Гамлета. И Любимов сделал для Высоцкого еще одно важное дело- не дал похоронить скромненько, без лишнего шума, а сделал это « при огромном скопленье народа». Для того времени это был настоящий подвиг. По сути Любимов выполнил последнюю волю Высоцкого, выраженную в стихотворении «Памятник».
Не сумел я, как было угодно -
Шито-крыто.
Я, напротив,- ушел всенародно
Из гранита.
Рожденный в год революции, Любимов как будто впитал бунтарский дух с молоком матери, и сам всегда шел наперекор. Один Бог знает, что он пережил, когда закрывали его спектакли, после первого же показа. А потом и вовсе выслали из страны, лишили гражданства. Любимов вернулся, но многим не понравился  его новый метод работы, Театр на Таганке был разделен. Затем- конфликт с актерами, когда Любимову было уже за 90 лет. Я тогда поражалась, ну неужели не понимаете,- думала я про актеров тогда,- с кем работаете, с живой легендой. Дайте спокойно доработать, спокойно уйти, сколько он еще поживет? Не дали, и Юрий Петрович оставил созданный им театр на Таганке. Ушел в Театр Вахтангова, туда, откуда и начинал. Поставил «Бесов», наверное, не без намека на любимых актеров. Когда-то Высоцкий спел посвящение Любимову: «Тебе, когда-то перевалит за сто, и мы споем, спасибо, что живой». Юрий Петрович, не дотянул, всего три года. Сейчас будет множество передач, фильмов, хвалебных статей, а мне вспомнились строчки Юрия Агеева.
Когда вокруг захлёстывают страсти
или беда берёт нас под конвой,
я вспоминаю: есть на свете мастер,
всему и всем наперекор живой!


Рецензии
Хорошая статья, Оля, с почином тебя и с первой рецензией!
Может лучше заменить слово "вспоминаю" на "представляю", где речь идёт о семилетнем мальчике, ведь ты же не можешь это помнить?
Желаю дальнейших творческих успехов!
С дружеским теплом Денис.

Денис Танцырев   28.09.2017 21:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Денис.

Ольга Завоеванова   29.09.2017 10:05   Заявить о нарушении
Подобные статьи пишутся с прицелом на долгие времена. И что будет означать, Оля, это твоё "но меня с начала этого сентября.." лет через десять? И что бы потерял читатель, если бы, допустим, вместо сентября был август или октябрь? То есть, это информация не для читателя, а...вообще непонятно для чего.

Мне показалось, что для удобства чтения, первый большой абзац можно разделить ещё на несколько абзацев.

Ашот Шаров   03.10.2017 20:18   Заявить о нарушении
Спасибо! Но это было действительно написано к конкретному событию. Если бы я писала на десятилетия, стоило бы вообще все переписать. Это были просто мысли вслух. Странно, но Любимов, Ефремов, Эфрос, эти люди живы для меня и во мне. Я именно вспоминала, как будто про свою жизнь. Литературно конечно все неправильно.Будем учиться.

Ольга Завоеванова   05.10.2017 17:34   Заявить о нарушении
Оля Денис Танцырев умер !

Михаил Рык   13.07.2021 20:21   Заявить о нарушении
Мы знаем.

Ашот Шаров   13.07.2021 22:07   Заявить о нарушении