Языковые издержки. критика
«Но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет». А если иноязычными словами вы-тесняем русские слова с таким же значением, то это – издержки. Привыкаем к этим словам, ничего для русского слуха не значащим, и забываем свои слова, а потом перестаем их понимать. Всмотримся и вслушаемся в свои слова – в них – суть и основы нашей жизни.
Адекватно – соответственно.
Ассоциация – сравнение
Гламурный – легкого поведения.
Компоненты – части.
Контингент – состав.
Парковка – стоянка.
Рентабельность – прибыльность.
Спонсор – кассир.
Эксперимент – опыт.
Алфавит – Азбука – (Аз-буки)
Информация – сообщения;
Иллюстрация – изображение (образ).
Ингредиенты – части.
Офис - контора, кабинет.
Эксклюзивный - редкий.
Языковой подмене усиленно помогаем разговорным сленгом: на нем нынче говорят не только герои книг и кино, а и авторы; милиция-полиция в кино разговаривает на жаргонной смеси, мы – тоже:
Перевод Словаря "Эллочки- Людоедки" на русский язык
Десантура - десант.
Пехотура – пехота.
Верхотура –верх
Несознанка – ложь.
Дарить подарки – (тавтология) - вручать подарки.
Компетенция – осведомленность.
«Провозгласить» лозунг; «огласить» приговор.
Сексопильный (слово.-урод).
Сексуальный – готовый к сексу, (без любви).
Круто – крутой – решительный.
Клёво – здорово.
Заява, - заявление.
Тусовка – танцы, встреча.
Бабки, бабло - деньги.
Тачка – автомашина.
Кореш – приятель.
Телка»– девушка, женщина.
«КрУжит листопад, самолет, птица» – (кого кружит?), а если сам, то – крУжится (что дела-ет?). А «кружИться» – что делать?
Господа россияне, давайте уважать себя и свой язык: он – показатель уровня нашей культуры.
Поговорим о грамматике
1 личные местоимения
Говорим, не задумываясь о словах.
«Я сказал» – в словосочетании глагол в прошедшем времени требует уточнения: кто сказал (я, ты, он и т.д.).
«Я говорю» – глагол в настоящем времени сам говорит о лице (я), поэтому личное местоимение «я» - лишнее – является в данном случае тавтологией. Поэтому личные местоимения: я, ты, он, мы, вы, они – при глаголах настоящего времени излишни.
2 сколько – столько
Относительные местоимения часто применяем неуместно, заменяя ими наречия.
«Сколько видано-перевидано – вспомнить будет о чем» - смысл «много» подразумевается, но не выражен. Возникает вопрос: «И сколько же?». А «Сколько видано, столько бы и запомнить» - во-прос: (и сколько же? ) – не возникает – мысль выражена полностью. Или: «много видано-перевидано – вспомнить будет о чем» - мысль тоже выражена полностью. Искажение выражения мысли возникло из-за неуместной подмены пословицы – поговоркой. В поговорке – устном изло-жение мысли – узнаем мысль по ее началу, а в пословице – письменном выражении мысли – предложение должно быть полным, по правилам письменной речи, выражающей грамотность языка.
3 пара
Не зная правил практической стилистики и потому «отметая» их, говорим и пишем абсурдно. Сло-во «пара» в применении к парным предметам и понятиям – уместно. А в применении к непарным – безграмотно:
Костюмная пара, обуви, глаз, ушей, рук, ног, супружеская пара – правильно: левый и правый, он и она. Но не могут быть парами минуты, часы, реки, мужчины, женщины, деревья, горы и т. д. – здесь «пара» - звучит вульгарно, безграмотно, показывая необразованность говорящего. Пример: «несколько минут, минуты две», ит. д.
4 пословицы (идеомы)
Говорим: «утро вечера мудренее», подразумевая, что утро принесет ясность в вопрос, не задумы-ваясь, что слово «мудренее» обозначает, не ясность, а запутанность. А слово «мудрее» - обозна-чает ясность ума. «утро вечера мудрее» - следовало бы говорить и писать.
«Без сучка и задоринки» - говорим, подразумевая – гладко. Но не вдумываемся, что «задоринка» - от задора – настроение. А «задиринка» - от задира, заноза, поэтому «без сучка и задиринки». В словарях есть ссылки: так говорят там-то и там-то. Потому и говорят, что не задумываются о смысле. А писатели обязаны думать.
«Каникулярная пора». Почему она «каникулярная», а не «каникульная»? Есть слова: каникулы и партикуляры, производное прилагательное от «партикуляров» – партикулярный, а от «каникул» – каникульный – по правилам словообразования. Таких примеров в языке много.
5 второе лицо вместо первого: идешь, думаешь…
Издавна принята в языке форма глагола 2го лица вместо первого – считается нормой. А норма ли? «Бывало идешь, думаешь, мечтаешь» - говорит человек о себе, вместо: «Бывало иду, думаю, меч-таю». – это грамотно и по-русски. Сравним говор туземца: «Джон слышит господина, Джон пони-мает господина» - говорит о себе какой-нибудь островитянин европейцу, вместо: «слышу вас, господин, понимаю вас, господи». Но этот Джон – дикарь, а мы – образованные. У классиков так написано – да, но им было не до языковых «мелочей» - они создавали наш язык.
6 «вы» и «Вы»
Говорим о множественном числе «вы» - понятно. А «вы» вежливое превратилось в «Вы» с боль-шой буквы со времен разночинцев. От Пушкина до Белинского «вы» было с маленькой буквы. У Пушкина в одном из писем вельможе нахожу «Вы» - как подчеркивание Пушкиным высокомерия вельможи, к которому поэт обращетсЯ. А царю и дамам – «вы». А у Белинского уже - везде верно-подданническое «Вы».
7 вульгаризмы ( бабло, бабки – деньги…)
Старые недоработки языка мы приняли и густо сдабриваем их своими «новыми».
Экраны кино и телевидение пестрят вульгаризмами. Особенно боевики о милиции и полиции. «менты» разговаривают на блатном жаргоне, молодежь – на сленгах. Туда же ринулась и литера-тура – «по-новому». Слова: деньги, женщина, девушка, такси, машина – отброшены: «бабло», «телка», «тачка» и т. д. – вошли в «модную норму» лексики.
8 ритм (ударения)
Не задумываясь о внутренней силе структуры стиха (не зная ее), «современные поэты» кромсают форму, а ею – и содержание. Многие авторы, не умея управлять метрической строкой, считают, что в стихах правильность слов необязательна. А строка с большая буквы – анахронизм.
9 Маленькая и большая буква.
О форме и содержании: приветствую любую форму – но в грамотном (русский язык и творче-ские правила) исполнении. Любая фальшь в ритме – ошибка. Любая фальшь в грамматике – ошиб-ка. Маленькая буква в начале строки – не просто искажение формы, а нарушение фонетической и смысловой структуры изложения мысли. Сравним:
«Стой душа, мы с тобой проехали (строка говорит в просторечной форме «проехали» - ошиблись. А вторая строка – с Большой буквы (иллюзия начало новой мысли) –
Долгий и трудный путь». – говорит о всей мысли в целом, а в памяти подсознания остался и пер-вый смысл первой строки. – образ конца строки - вот что такое – Большая буква в начале строки. А при чтении – это особая интонация.
А было бы написано:
"Стой, душа, мы с тобой проехали
долгий и трудный путь." – остался бы в памяти только смыл второй строки – «о долгом и трудном пути».
10 о пунктуации
На примере стихотворения одного поэта посмотрим расстановку пунктуации.
Это вариант с его пунктуацией:
Не все весна.
Придет и осень.
И станут все луга пусты.
Сентябрь косой незримой скосит
Весенней лирики цветы.
Так думал я.
Все так и вышло,
А листопад навеял грусть.
Но горевал-то я не слишком.
Раз все меняется – и пусть.
Но в сердце все же что-то зреет.
И вник я в суть закатных дней.
Чем грусть осенняя острее,
Тем и лиричней, и родней.
Точка обозначает конец мысли, поэтому мысль о весне и осени разорвана точками. Лета – у авто-ра нет:
«Не все весна». – начало мысли – звучит как утверждение, но без тире между словами «всё» и «весна» утверждения не получилось – строка зависла неизвестно зачем.
«Придет и осень». – эта строка – без первой, оторванной «точкой», тоже висит непонятно зачем.
«И станут все луга пусты» – опять зависшая после «точки» строка. (почему поля пусты)?
А если их соединить пунктуацией, получится раздумье:
«Не все – весна,
Придет и осень –
И станут все луга пусты».
(лето – состояние зрелости – опущено, но есть смена цветения и увядания, а с ними – результат увядания: «и станут поля пусты». Слово «все» поставлено для ритма, потому что ясно и без него, что все поля пусты, а не частично. А если заменить слово «все», на «вновь» - возникнет протяжен-ность во времени. И снова «точка» после слова «пусты» паразитно обрывает мысль, связанную с работой сентября. А если точку заменить на «тире» - возникает образная связь работы сентября с предыдущими действиями времени.
«Сентябрь косой незримой скосит
Весенней лирики цветы».
Не все – весна,
Придет и осень –
И станут все поля пусты.
Сентябрь косой незримой скосит
Весенней лирики цветы.
«точкой» после слова «пусты» сделан обрыв мысли, продолженной во второй строфе.
«Так думал я». – после «точки» это – начало новой мысли: (как «так» думал я?)
Все так и вышло, - как «так» и вышло? – как думал. А как думал? А если заменить «точку» на «двоеточие» - оно обозначает: условие и результат – мысль будет ясна.
Посмотрим на это хорошее стихотворение хорошего автора с нужной пунктуацией, нужной не по-моему, а по правилам грамматики:
Не все – весна,
Придет и осень –
И станут вновь луга пусты:
Сентябрь косой незримой скосит
Весенней лирики цветы –
Так думал я –
Все так и вышло,
А листопад навеял грусть,
Но горевал-то я не слишком:
Раз все меняется – и пусть,
Но в сердце все же что-то зреет –
И вник я в суть закатных дней:
Чем грусть осенняя острее,
Тем и лиричней, и родней.
11 структура строфы
Изучая сонеты и поняв путем анализа, что Онегинская строфа – это видоизмененный со-нет, я попробовал варьировать их формы, классические и, отступив от классической, и понял, до-казав себе своими вариантами, что сонету подвластна любая тема, а ценность сонета не в форме и даже не в его рифме, а во внутренней структуре. Форма, соответствующая содержанию, помогает его раскрытию. Всед за классиками, я варьировал форму рифмовки сонета, переворачивал сонеты, выворачивал наизнанку, делал сонет «белым». Применил к сонетам все пять классических размеров и стоп. Структура любого сонета – художественный силлогизм: две предпосылки, рас-суждение и вывод. Каждый из катренов сонета – тоже силлогизм: первая строка – предпосылка, вторая – предпосылка, третья – рассуждение, четвертая – вывод. И т. д. без этой внутренней структуры – «сонет» – лишь форма. Большинство моих поэм написаны сонетной строфой. Вот не-которые примеры этих опытов.
1 «Россия»
магистрал
Еще не все дороги пройдены
С надеждой: снять с себя оковы
И зарубежных, и альковых,
И доморощенных врагов;
Влюбясь в придуманную родину,
В борьбе мужаем бестолково:
Порой – для звучного глагола,
Среди идейных сквозняков,
Под бесконтрольной черной волей;
Пора найти большое поле
Для полемических клинков:
Зачем мы, нищего беднее,
В «Иванушках» и всех умнее,
Забыв о силе кулаков.
Поэма в венке сонетов . Для его катренов-предпосылок я взял «Русскую октаву» Д. Андре-ева, написанную 4-х стопным ямбом с его формой рифмовки и нагрузил ключевым смыслом «за-мок».
2 «Интернет»
магистрал
О том мой белый разговор,
Что стало слышно всепланетно
В любом сверчковом закутке –
Ну можно ли не поаукать?
Хлебнув в Рифмовии озона,
Волною покачу восторг
По интернету без преград,
Без правил и без пунктуаций;
Посторонитесь, институты, –
Искуплено грехопаденье –
Свободословие – кипит!
Анархия – в АдамоЕвстве –
Цензура руки опустила;
Наука мир гипотезит.
В поэме- венке белых сонетов, написанном 4-х стопным ямбом, я удалил рифму, сделав его белым и этим показал, что сонет и сам венок сонетов держится не на рифме, а на его внутренней образно-философской структуре – развернутом силлогизме. При этом ясно видно по флексиям (окончаниям) – что «рифмы» -окончания: мужское, женское, мужское, женское; женское, мужское, мужское, женское и т. д. Отсутствие рифмы удалило вуаль рифмовой музыкальности, оставив только музыкальность слога, мысли и образа.
3 «Метаморфозы»
магистрал
Во времена, задолго перед Оно,
Когда нас разделили по полам,
По зову несмолкающего гона
Животными не брезговал Адам:
Приятно Еве в детских перезвонах;
Адамовы объятия пьянят –
Впрягла Адама на житейских склонах
Потомство и кормить, и охранять;
И надо расцветать, не увядая,
Чтоб дольше с нею был Адам, играя,
В великой ненасытности мужской;
И научилась ласки продавать
Жена, подруга, и сестра, и мать
На бурунах стремнинности мирской.
В поэме - венке сонетов, написанном 4-х стопным ямбом, катрены с одинаковыми рифмами, что позволяет ими дополнить во втором катрене развитие мысли первого катрена.
4 «Командировка»
магистрал
Для всех моих наземных лет
Творцом мне дадена монада –
Душа моя – так, значит, надо
Идти своим путем развития;
Затем и даден горний свет,
И горизонты запределов,
И человеческое тело,
Чтоб жить в рядах разумных жителей.
Рожденье – Господа награда,
Чтоб все природные шарады
Мне, по земле идя, разгадывать,
Судьба мной как бы ни вертела;
В развитие, что без предела,
И мне – свои успехи вкладывать.
В поэме - венке сонетов, написанном 4-х стопным ямбом, катрены исполнены перевернутой «Русской октавой» Д. Андреева. А в терцетах применены рифмы катренов – последовательно – для смысловой и музыкальной связки катренов и терцетов и для усиления общей мысли - силлогизма.
5 «Перевал»
магистрал
Верней друг друга люди познают,
Начав с накалом сил души трудиться
В пути туда, где горный путь змеится,
Где облака на скалах гнезда вьют,
Где солнцу не закажешь ливнем литься,
А спутницу обнять – что похмелиться,
Но отвлекаться кручи не дают,
Да сквозняки в ущелиях поют,
Мы к перевалу, нагрузясь, ползем –
Всегда с трудом дается высота;
Но призывает неба красота,
Лаская взгляды голубым огнем;
И оседлали мы хребет природы,
Осилив все крутые повороты.
Поэма - венок сонетов написана 5-ти стопным ямбом. Одинаковой рифмой музыкально и по смыслу связаны катрены, а терцеты – со своими рифмами, для смысловой развязки.
6 «Спуск»
магистрал
Силой творческого взрыва
В мир духовной высоты,
И сердечного порыва
Богом создана мне – ты:
Сила чар границ не знает,
Чем твой ловкий разум занят? –
Не постичь вселенной всей –
И во влаге сухо ей;
Тайна тайн – во чреве скрыта –
Новой жизни зреет слиток
В нем – от натиска страстей,
Вместе с силой материнства –
Видно, бог устроил ринг свой
Из твоих земных затей.
Поэма - венок сонетов написана 4-х стопным хореем, катрены исполнены с разной рифмой и разной рифмовкой – это усиливает внутренний смысл сюжетного спора понятий.
7 «Женский день»
магистрал
Ты должна, ты обязана
Мир спасти красотой,
Да работою связана
И на кухне – плитой;
Весь свой век молодой,
Как не Богом указано,
Существуешь размазанно,
Занята суетой:
В длинных очередях,
Очень редко – в гостях,
Ешь – что людям заказано;
С грязью буден – в бою,
В равноправном строю,
В снах события празднуя.
Поэма - венок сонетов написана 2-х стопным анапестом с одинаковыми рифмами в катренах – такая рифмовка своей музыкальностью помогает увязать смысл двух катренов воедино.
8 «Високосие»
Пьеса - венок белых сонетов
Магистрал
Муж
Ошиблись, милая, астрологи,
Год обвиняя високосный
В скачках земной гипертонии –
Людьми придуман календарь.
Жена
Ну да; а землю високосия
И катаклизмами мордуют,
И нас замучиваю хворью,
От слова Господа вдали.
Муж
По-кумовски ты к богу лезешь.
Жена
Но не крою весь мир по-своему,
Как ты – Творцу наперекор.
Муж
Придумал в самооправдание
Наш брат как Черномор природы
Творца и високосий зло.
Поэма-пьеса написана венком белых сонетов. Показана возможность раскрытия темы в венке-пьесе.
9 «Высота»
Магистрал
Подруга, снова тайной тайн,
Как в первый день творенья, стань! –
И возродятся из руин
И честь, и женственность, и вера –
Разумной жизни атмосфера,
Любви безмерный альтруизм,
Пороки в нас сводя на нет;
Мух к пахоте наклонит сталь,
На грузила пойдет свинец,
А Библия, понятной став,
Направит разум за собой,
Чтоб разум вел свою планету
Не к демоническому «свету»,
А богоданною судьбой.
Поэма - венок сонетов исполнена перевернутым сонетом: сначала – терцеты, а потом катрены – этим приемом дано развитие сюжета в каждом сонете – наоборот.
10 «Творчество»
магистрал
Не зря из перистых небес
Перо мне послано сегодня –
И провожу в душе ликбез,
В пороках нашей греховодни;
Дружина образов, ко мне! –
Господь на нашей стороне.
Форма показывает, что в меньшем объеме можно раскрыть тему более сжатыми силлогизмами.
11 «Времена»
Поэма в венке октав
магистрал
Не может гордая наука,
По горло в омуте идей,
За всё хватаясь крепкоруко,
Уйти от Дарвинских сетей;
Дает на отсеченье руку,
Что опыт – Господа святей,
А люди следующих рас,
Как предков мы, отринут нас.
А эта форма с более расширенным силлогизмом…
12 «Путана»
вогнутая октава
магистрал
Путаной создали правители
Мораль: я видел на панели
Её в полураздетом теле –
Она дымила табаком
И непотребным языком
Так с панибратией общалась,
Что, кажется, земля вращалась
Бомжом в подсолнечной обители.
Если немного изменить рифмовку «Русской октавы» Андреева, получается своеобразный ак-корд: его я назвал «вогнутым»: широкая мелодия дактилической рифмы сужается до женской, а потом – до мужской и снова расширяется – до женской и дактилической. Это тоже своеобразно работает на раскрытие сюжета и мысли.
13 «Наследие»
выпуклая октава
магистрал
Нелегок времени обзор,
Когда метели перевластий
Над нами скрещивали страсти
За красное велихолетие –
Прожгли свинцом свое столетие,
Как словом Бог из Иудеи,
Мы раскаленную идею,
И пожинаем наш позор.
Вогнутая октава – наоборот, став выпуклой: от мужской рифмы через женскую – до дактиличе-ской и – обратно. Новый музыкально-смысловой аккорд, помогающий раскрытию сюжета и мысли.
14 «Богатыри»
Акропоэма к 200 летию Бородино
Безвестно жившее до боя,
Оно, в мою Москву – окно,
Решало дважды спор с судьбою,
Огнем двух войн обожжено:
Дало отставку Бонапарту
И Гитлеризм сгоняло с карты;
Навеки память горяча,
О бранной славе нам звуча.
Акростихи и поэмы писать не ново, а если написать так, чтоб акро-форма не чувствовалась – чтобы стихи-поэма звучали абсолютно естественно, раскрывая собой тему. Эта задача, для формы, и поставлена в поэме. А форма – слуга содержания.
О форме и содержании: приветствую любую форму – но в грамотном (русский язык и творче-ские правила) исполнении. Любая фальшь в ритме – ошибка. Любая фальшь в грамматике – ошиб-ка. Маленькая буква в начале строки – не просто искажение формы, а нарушение фонетической и смысловой структуры изложения мысли. Сравним:
«Стой душа, мы с тобой проехали (строка говорит в просторечной форме «проехали» - ошиблись. А вторая строка – с Большой буквы (иллюзия начало новой мысли) –
Долгий и трудный путь». – говорит о всей мысли в целом, а в памяти подсознания остался и пер-вый смысл первой строки. – образ конца строки - вот что такое – Большая буква в начале строки. А при чтении – это особая интонация.
А было бы написано:
"Стой, душа, мы с тобой проехали
долгий и трудный путь."
– осталась бы смысловая нагрузка только последней строки, а междустрочный смысл первой строки улетел бы вместе с большой буквой. Классиками все это продумано. Каждую «мелочь» могу объяснить подобным образом, потому что знаю эти «мелочи», испытал их в своем творче-стве. Поэтому – форма - любая, но в грамотном творческом исполнении. Маяковский много муд-рил со своей «тоникой», но, к примеру, «На даче», хоть и лесенка, а написана 4-х ст. ямбом. Поис-ки надо вести – так и делаю – не в разрушении формы, а в её усовершенствовании – во владении ею. Этой грамотности на факультете не учат – это творческий огонек и – самообразование. Меня этой грамотности научили опыты и книги. Пушкин вырос не на ровном месте – вся классика веков – его опора, а не было бы Пушкина, не было бы и Тютчева и Фета, и Лермонтова и остальных клас-сиков – преемственность. У Пушкина образность не броская, а органически слитая со смыслом. Его – образность – точность изображения и видения автора. Язык - наше главное национальное достояние и, как сказал Д. Андреев о боге, пока есть хоть один верующий – Земля будет жить.
12 звукопись ( и бал…)
Звуками можно много выразить междустрочно. А если звукопись не очень «уважать», она выки-дывает каверзы. – паразитная звукопись – непродуманное соединение звуков. В таких случаях очень «шаловлив» союз «и», если его поставить перед словами: бал, будто, благо, близко, бла-женство, блины и т. д. и в других нечаянных сочетаниях типа «руби лихую голову» - неблагозвучие обеспечено.
13 творческий почерк и творческая грамотность
Творческим почерком принято считать образный строй автора, художественные его приемы, его стилистику, сюжетное разрешение темы, речевой колорит – язык. Но многие путают творческий почерк автора с речевой грамотностью: правильным применением слов, их ударений, вставлени-ем жаргонизмов в авторскую речь. Жаргонизмы хороши в речи героев – для характеристики их социального и нравственного уровня через их речь. Автор же применением в своей речи жарго-низмов, желая сойти за «своего парня», принижает себя.
14 консерватизм и новаторство (основы)
В любом творчестве все со временем усовершенствуется – это так: язык и форма изложения мыс-ли, согласно времени, настроению автора и теме. Но в любой форме должна соблюдаться творче-ская симметрия – музыка, а не диссонанс – какофония. Классиками форма продумана основа-тельно – каждая буква, каждый знак. Новое – для улучшения формы придумать трудно, а «новше-ство», разрушающее форму – придумать легко.
Не наши ли курьезы неумения читать по правилам пунктуации:
«Довольно. Стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться». Читаемое некоторыми – «Довольно стыдно мне Пред гордою полячкой унижаться», - надоумили Маяковского на создание «лесенки». А нынче некоторые «до-изобретались» до упразднения любых правил грамматики – без них – проще и – «загадочнее». Не каждому языку подходит любая форма изложения мысли. Для французского – верлибр хорош. А для русского - применение других – пять классических размеров: в них и удаль, и разговорность, и раздумье, и лирика, и задушевность.
15 законы разговорного языка и творческого
Недоразумение нашего времени в том, что Россия была частично грамотной, частично образован-ной и частично воспитанной страной – высшее дворянство, а Революция сделала нас поголовно «грамотными» - умеющими читать, зато – поголовно необразованными и невоспитанными. Ори-ентир грамотности и образованности – «Честь имею» В. Пикуля. У разговорного языка законы од-ни, а у письменного – другие. Разговорный язык стремится к краткости – ленив язык во рту. А письменный – культура российского народа. Если можно шутя сказать: «Мой твой понимать», то письменно надо сказать: «Тебя понимаю».
16 слова – учащиеся – ученики…
В школах учатся ученики, в училищах – учащиеся, в институтах – студенты, в академиях – слушате-ли. А если называем учеников в школах – учащимися, - показываем этим свою речевую неграмот-ность. Ученик – еще и высокое понятие: ученик такого-то профессора, ученого, изобретателя, ча-сто – последователь.
17 – русский и россиянин
Житель Германии – кто? - немец. Англии – англичанин, Франции – француз и т.д. – А житель Рос-сии почему – не кто?, а - какой? – русский. Почему не имя существительное, а имя прилагательное? Говорим: русский, русская, русские – и не задумываемся, что мы – россы, россияне – кто?, а не какие?
18 именительный и винительный падежи.
миры огня сжигают тьмы оковы (кто кого сжигает? В построении предложения иногда форма именительного и винительного падежей совпадает – (подлежащее и дополнение) и непонятно грамматически: кото на кого действует: «динамит рвет гранит» - вместо «динамитом рвут гранит».
19 нету и нет.
Не следует путать форму слова разговорную (оттенок просторечия) «нету» и грамматическую форму «нет» - признак культурной речи.
20 Язык и мы.
Говорить и писать грамотно - отличительная черта культурного человека, но разговариваем, вопреки ей, на гремучей смеси блат-ного жаргона, книжного языка и иноязычия.
В языке устоялись разговорные обороты речи, не украшающие её даже в разговоре, тем более, в художественной литературе.
«Идешь, думаешь, смотришь и редко видишь новое», вместо: «Иду, думаю, смотрю и редко вижу новое».
«Сколько ни стремишься к истине, не познаАшь её. – Сколько ни стремлюсь к истине, не познать её.
И много других огрехов.
О пунктуации
Каждый знак имеет своё значение, назначение и свою величину во времени: они в тексте – как дорожные знаки на улице.
Доля – временнАя единица, равная произнесению одного без-ударного звука; ударный, по времени – две доли.
, (запятая) равна доле.
; (точка с запятой) полутора долям.
: (двоеточие) двум долям.
– (тире) 2,5 долям.
… (многоточие) 3 долям.
. (точка) – 3,5 долям.
(), ?! «…» - выражаются эмоционально.
В учебниках сказано, что части речи и члены предложения «употребляются», но нигде не сказано – вкусны ли они? Употребить в пищу, а применить – в дело, оставив целым. Выходит, что безграмотность наша – глубинна.
Свидетельство о публикации №117092709347
Ваши размышлени о поэзии
Приводят к написанию более правильных стихов.
Большое спасибо за предоставленные материалы.
И стих родился неожиданно.
Диалог с ангелом.
Забвенью предан древний храм...
Пусты оконные глазницы...
Я в нём хочу уединиться,
Направив взор свой к небесам.
Кусаю губы, боли нет, ...
Солоноватый привкус крови, ...
- "Прими страдания Юдоли!". -
Услышан ангела совет.
- "Неси свой крест!!!"
- "Так неподъёмна ноша,...
Не стоит жизнь и ломаного
грОша,
В пришедшем запустении
окрест ...
Ну как же так???"
- "Всему своё терпенье,
Придёт заблудшим душам
просветленье.
Изымь,изымь лукавого из
уст!!!"-
Я обернулся,...
храм был Божий пуст.
Нет никого,..
Одни слова остались.
Блеснуло солнце лучиком в
окне...
- "Ты, знаешь, ангел?
Легче стало мне мне."
А мысли верой и надеждой
напитались.
С уважением к Вашему творчеству.
Борис Посадский 16.04.2021 09:40 Заявить о нарушении
Юрий Медных 17.04.2021 19:51 Заявить о нарушении
Юрий Медных 10.07.2021 11:30 Заявить о нарушении
Ана Болик 28.12.2021 14:37 Заявить о нарушении
Надежда Рыбина 07.06.2022 06:50 Заявить о нарушении