Огни на Ганге. К картине Н. Рериха
Примеряет роль реки небесной, что связует мир богов и наш.
В тёмных водах огоньки посланий, в запредельность унося мольбы,
К высшему взывают состраданью, ожидая благости судьбы.
Воплощение вселенской силы, пастырь, отмывающий грехи...
Зов паломников и старожилов боги слышат или к ним глухи?
Искупить возможно ли проступки, уберечь от горестей семью
Той свечой в кокосовой скорлупке? - Тайна за печатями семью...
Но плывут бессчётной вереницей женских душ моленья-светляки,
В каждом вера пламенем искрится, чаянья подчас невелики.
Гладь речная - неба отраженье, эхо звёзд, блистающих вдали,
Двух миров зеркальное смешенье, ну какие силы их сплели?
Может быть, энергию пространству, йоги, хаос в душах покоря,
Пребывая в ритуальном трансе, дарят, созидая и творя?
Индии загадочной поверья в плен берут пытливые умы...
Что там скрыто, за сокральной дверью? Полузнанья - пешкеш полутьмы...
-----------------
* на фото картина Николая Константиновича Рериха "Огни на Ганге". 1947 г. Хранится в Государственном русском музее г. Санкт-Петербурга. Россия. Холст, темпера. 82 х 137 см
** пе'шкеш - подарок, подачка, взятка.
*** По индуистской мифологии, Ганг имеет божественное происхождение: отцом Ганга считается властелин снежных гор - Химават, матерью - небесная дева Менака. Некогда священная река Ганг протекала по небесам, омывая берега рая. Но однажды могущественный айодхский царь Бхагиратха попросил её спуститься на землю, чтобы смыть грехи со своих предков и позволить им обрести небесное блаженство.
Река Ганг вняла его мольбам и направила свои воды на землю. Она непременно разрушила бы земную твердь, но всю тяжесть низвергнувшихся с небес вод принял на свою голову бог Шива. С тех пор эта река протекает по земле. Кстати, сами индийцы ласково называют её Гангой, а не Гангом. На картине также изображён фрагмент Золотого храма города Варанаси - главного духовного центра страны, расположенного на берегах Ганги и самого древнего живого города на Земле. Главная особенность города - "гхаты", участки набережной, где ступени спускаются к самой кромке воды. Именно сюда приходят туристы, паломники и местные жители, чтобы совершить пуджу - молитву и подношение Гангу в виде небольшой плошки с цветами, благовониями и зажжённой свечой. Чаще всего роль такой плошки выполняет половинка ореховой (кокосовой) скорлупки.
Свидетельство о публикации №117092708673
Игорь Гелиевич Никифоров 26.11.2024 14:35 Заявить о нарушении
Эля Мусина 29.11.2024 18:43 Заявить о нарушении