Как сочинять стихи инструкция

Как сочинять стихи.
Инструкция. 

Эпиграф.
«думаю поступать на филолога, просто ради того, что получив это образование, ты можешь писать книги и подавать заявки в издательства, но есть по поводу этого многочисленные сомнения» © Yuliya Podolskaya

Не пытаясь конкурировать с авторами, писавшими о стихоскладавстве, осознавая, что, скорее всего, просто капну пару килобайт в море информации на эту тему, рискну, тем не менее,  предложить свою методу, простота овладения которой позволит желающим  обогащать современную поэзию с любой  интенсивностью.

Урок первый. Рифма.

Забудьте всё, что когда-либо знали о рифмах. Вы живёте в эпоху глубокой специализации и  не покупаете  корову, чтобы попить молока.
Так и с рифмами. Рифмоводы  уже постарались и  Вам осталось только выбрать наиболее подходящий онлайн-сервис.
Вводите любое слово и получаете на выходе кучу вариантов.
Проще простого? Конечно же, нет!
Создатели рифмогенераторов зачастую полагаются на некий алгоритм, позволяющий механистически  выбрать из доступных словарей подходящие пары слов.
Иное дело, когда такой сервис основывается на многолетнем творческом наследии тысяч стихоскладавцев. Это, например, «помощник поэта» сайта Стихи.Ру  - http://www.stihi.ru/assist/.
В любом случае, решение использовать ли рифму вообще, каким сервисом  воспользоваться, что выбрать из предлагаемых вариантов, остаётся за сочинителем.

Урок второй.  Стихотворные размеры.

И стихотворный размер, и рифма – технические составляющие стихотворения. Уделяя  внимание технике, Вы отвлекаетесь  от творчества. Вывод: забейте на технику и  творите! А онлайн-сервисы, например, http://rifmoved.ru/analiz_stihov.htm  подскажут, создали Вы онегинскую строфу или терцины, сонет или триолет.

Урок третий. Разновидности стихотворений. Объём текста.

Начинающим авторам я советовал бы попробовать себя в лирике. Любовная или пейзажная, философская или городская – зависит только от Вас.
Это же так романтично: в объятиях любимого грустить о пробегающих над трамвайной остановкой облаках  и размышлять о бренности мира в трёх, максимум четырёх катренах.

Урок четвёртый. Сюжеты, смыслы и связность.

Не заморачивайтесь! Отнесите произведение к жанру «философская лирика», сообщите читателю, что пишете в манере  сюрреалистического постмодернизма.
Заучите наизусть фразы:
«я так вижу и так чувствую»;
«авторская расстановка знаков препинания»;
«я подумаю над этим»;
«я экспериментирую со звучанием»; 
«я ценю вашу прямолинейность»;
«аллюзия более чем прозрачна».
Используйте их в любом месте, в любой последовательности, одновременно или порознь в качестве ответа на любые комментарии.
Отличать критику от похвалы не обязательно.
 
Практическое занятие.

Вы знаете уже достаточно, пора приступать к сочинению  лирического стиха.
Для этого можно в поисковике ввести «генераторы стихов» и выбрать подходящий именно Вам. Находим клавишу «сгенерировать» (или ей подобную) подводим курсор, щёлкаем «мышкой».  Вуаля!

«как плохо, дед мой, напороться не на бронхи!
они везде: в норе, в растленьях у дверей,
в знаменьях индексных слонов и в элементах
помпезной праздности холодных декабрей.» (http://www.generator.nonsence.de/) 

 «дудконос гной бежит
сотня бед женский крик
мир взорви гриф летит
дармоед черный лик

ад восcтал нет руки
пасть в крови нам урок
дудконос зомбяки
мир взорви рваный бок» (http://aigenerator.net/pain.php)

«Пальто и трусики снимая,
Питайся хлебом и зерном.
Я пятая, а ты - шестая,
Усни за письменным столом» (http://www.tramvision.ru/poems/poema-auto.shtml)

«Если всё так просто, зачем было нужно отнимать время и засорять голову какими-то уроками»? – вправе задать Вы резонный вопрос.
Отвечаю: я так вижу процесс обучения.
Не поняли? Это пример практического применения известной Вам фразы.
Но есть ещё кое-что. К сожалению, в России не приветствуется плагиат. Нажатия кнопки «сгенерить» ещё не достаточно для претензий на авторство, поскольку кто-то до Вас уже мог получить такой же текст.
Именно по этой причине я не рекомендую пользоваться, например,  генератором «Пушкин 2.0.» П. Митюшина. Крайне ограниченный набор фраз сужает  до неприличия количество текстов. Буду крайне удивлён, если никто до сей поры не получал такого, например, шедевра.
«В глубинах Радости горит зимы зола;
Скрипит  кибитка за рекою.
Мне душно и свежо; хандра моя смугла;
Хандра моя крепка мечтою,
Мечтой, да-да, мечтой… Боренья моего
Струна не греет, не итожит,
И слово и бурлит и светит чумово,
Знать, не светить – на смерть похоже». (http://www.pushkin20.ru/compose.html)

Для того, чтобы не давать повода к упрёкам, Вам как раз и понадобятся полученные знания.
Итак, начнём с двух куплетов, которые посвящённые в тонкости стихосложения (а Вы, несомненно, к ним относитесь) называют катренами.
Придумываем от одного до четырёх слов, которые на Ваш взгляд являются лирическими,
например, «объятия», «любимый», «облака», «бренность» (нет «лопата» не подойдёт)и последовательно вводим их в соответствующее окно рифмогенератора.
Как выбрать лучший вариант? В этом поможет только Ваш тонкий вкус и та сверхидея, которую Вы хотите заложить в текст.
Я воспользовался уже известным «помощником поэта» и выбрал следующие пары:
«объятия – взаимораспятия»;
«любимый – шаловливый»;
«облака – ручейка»;
«бренность – незабвенность».

Выписываем получившиеся слова в столбик и слева добавляем от двух слов и более, по вкусу.
Та-да-да-дам! Перед нами  лирическое произведение!
 «Наши с тобою объятия
похожи на взаимораспятие.
Ты меня касаешься,  любимый,
словно ветер шаловливый.
Над нами проплывают облака,
нам слышен тихий шёпот ручейка.
Наших встреч незабвенность,
всё в этом мире бренность»

Проанализировав текст с помощью «рифмоведа» узнаём, что мы создали октаву, она же восьмистишие, с рифмовкой ААВВ CCDD.

А теперь внимание!
Строки нашей октавы можно расположить в любом порядке, получая  разнообразные схемы рифмовок.
Убрав заглавные буквы и знаки препинания, перемешав строки,  можно  достичь  так называемой многогранности смыслов, которая придаст тексту загадочную  значимость.
Вообще, соблюдение правил правописания нежелательно, т.к. оставляет мало места для вожделенной многогранности.

Ещё несколько советов.
Итак, из-под Вашего пера вышло достаточное количество текстов, которые нашли как своих почитателей, так и своих критиков.
Последние так и рыщут по Вашим публикациям, выискивая недостатки.
Они гарантированно укажут на то, например, что «тихий шёпот»  - это литературный штамп, чуть ли не тавтология.
Избежать упрёка в каких-то косяках (совершенно не обязательно понимать значение терминов, используемых недоброжелателями) можно, если применять нехитрые приёмы, например, оксюморонизацию.
Этот приём  состоит в замене слов на их антонимы. Например, «тихий» на «громогласный»;  «над» на «под» и т.д. 
Ещё один изыск – инверсизация – перестановка слов местами. Например, «касаешься меня ты», «в мире этом», «встреч наших».

Используем всё это и получаем:

«наши с тобою объятия
словно ветер шаловливый
похожи на взаимораспятие
касаешься меня ты любимый
проплывают под  нами облака
встреч наших незабвенность
громогласный слышен шёпот ручейка
всё в мире этом бренность»

Текст, несомненно,  заиграл новыми гранями.

Если Вы до сих пор сомневаетесь, целесообразно ли использовать подобный метод, приведу, как говорят математики, доказательство «от обратного».
Зачем не спать ночами, в муках творчества рождая такие вот строки:

1.
«Однажды, я разлюблю тебя..
Для этого будет отдельный момент.
Но это будет не в нашей вселенной,
Это настанет там, где нас нет»

2.
«Ветер ночь простонал,
Наша осень беременна.
Я боюсь, что она
Разрешится безвременьем»

3. 
«Глазели звёзд глазницы звёздно
на крокодиловые ноги.
Вернутся ноги, к счастью многих,
пойдут, стряхая с сосен вёсны»

Владей  Юлия Подольская, Виктор Коншаков и Даниил Соколов, чьи стихи я процитировал,  моим ноу-хау, не только перестали бы невысыпаться, но и электричество сэкономили.

Впрочем, как творить шедевры, решать Вам.

Использованы произведения
(1) Yuliya Podolskaya  https://vk.com/public58342464?w=wall-58342464_83328
(2) Даниил Соколов https://vk.com/public58342464?w=wall-58342464_83383
(3) Виктор Коншаков. https://vk.com/public58342464?w=wall-58342464_83400

Продолжение http://stihi.ru/2018/03/11/533

 

Чтоб не забылся диалог

https://vk.com/wall-58342464_83509



Рецензии
Приветствую вас Зеленый Змий,во всем нас обошла заграница так и в начальном обучении стихотворцев,придумала одна американка еще в начале двадцатого века такую штуку как синквейн,правила написания просты как дрова:

Существительное
Два прилагательных
Три глагола
Четыре слова раскрывающих тему(афоризм)
Заключение(одно два слова чаще всего синоним первого в списке).

Грубо говоря описание любого предмета(не рифмованное понятно)доступно почти всем с тремя классами образования,как пример:

Воробей
Взъерошенный Мелкий
Порхает Чирикает Мечется
Птичка маленькая клюет крошки
Пернатый.

Напоминает что-то?

Правильно,пять строк-танка,отсечь лишнее будет трехстрочие хокку,не по красоте классики но для начинающего пойдет:

Воробей мелкий
Взъерошенный мечется
Птичка малая.

То есть из набора слов уже что-то вышло,танка требует еще две строчки:
Клюет крошки пернатый
Кормушка наполнена.

Соеденив их получается танка:

Воробей мелкий
Взъерошенный мечется
Птичка малая
Клюет крошки пернатый
Кормушка наполнена.

Если и не по классике жанра во всяком случае с претензией,рифма потом приходит.

Существует верлибр,пиши в строку все что есть и без рифмы или слегка подрифмовав а там видно будет:

Воробей мелкий
Птица города
Взъерошенный мечется
Ищет кормушку
Наполненную крошками
Вороны и голуби
Его отгоняют
Но он силён
И жить желает.

Не Пушкин но уже читабельно
Далее все по товарищу Змееву))

С уважением

Лейба Тигров   07.09.2022 15:47     Заявить о нарушении
Очень наглядно и в тему.
Когда заканчивал вторую часть "инструкции" была идея третьей, как раз про нерифмованные формы, но руки так и не дошли.
Если Вы напишите руководство по их сочинению, с удовольствием его прочту.

Питон22   07.09.2022 20:05   Заявить о нарушении
Можно доработать данную рецку если найду время))

Лейба Тигров   07.09.2022 20:08   Заявить о нарушении
Вы уж постарайтесь найти.

Питон22   09.09.2022 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.