Забавные случаи. Экзамен по математике

Это случилось в 1961 году на вступительном устном экзамене по математике на физфаке. Несмотря на тройку на письменном экзамене, я чувствовал себя уверенно – после письменного экзамена конкурс сразу упал до 1. А я еще имел преимущество как «стажист» (т.е. имел стаж работы более двух лет). Да и в своих знаниях после двух лет учебы на Королевском факультете в лесотехническом институте я был настырно уверен.

И вот я перед весьма молодым преподавателем физфака. После того, как я без запинки ответил на все вопросы по билету, началось настоящее «избиение младенца»! Нет, экзаменатор пытал меня не на сообразительность – с этим-то у меня было все в порядке, и не на знание всяких там теорем, а на... определениях, вернее на одном из них: «Что такое длина?» И здесь выяснилось, что ни в школе, ни в пособиях для поступающих, в том числе и в знаменитом сборнике задач П.С.Моденова, нам не сказали, что математика – это наука сугубо юридическая: в ней нет синонимов для определений. Никто не научил нас и логике мышления, особенно научного мышления – гений Побиск Кузнецов встретился мне на моем пути лишь в 1974 году.

Ну и начал я вертеться, как уж на сковороде, пытаясь дать длине определение физическое, а не математическое. А это разговор глухого со слепым – это все равно, что килогрммы измерять в метрах: сколько бы вы ни пытались это сделать, у вас НИЧЕГО не получится! И преподаватель, гад, не сказал мне, что ждет от меня не физическое, а математическое определение, хотя вряд ли это что изменило, так как определение можно только знать или не знать, а вывести его из ничего нельзя!

В итоге, измочалив меня за сорок минут донельзя, преподаватель спустил мою оценку с пяти до трёх и отправил меня на все четыре стороны. Нет, я нее упал духом, но было ощущение, что меня как нашкодившего котенка тыкали мордой в собственное дерьмо и обижаться на это я не имел никакого логического и морального права. НО!

Вот эти сорок минут дали мне для развития своего мышления больше, чем год учебы в школе. Ну, несколько дней я еще, конечно, мучился, а потом окончательно понял, что это такое: ОПРЕДЕЛЕНИЕ! (Бьюсь о заклад, что 99% моих читателей до этого моего опуса тоже не знали глубину феномена «определение»!) С этого момента я начал пересматривать все определения, какие только знал. И каждое измененное или даже уточненное определение давало мне НОВОЕ знание! Вот так – прямо на пустом месте: пересмотрел определение и... получите-распишитесь – новое знание! Как будто новую книгу прочитал!..

Но мое философское невежество оказалось, отнюдь не бесполезным: в отличие от формалистов, которые брали на вооружение СРАЗУ только строго однозначное определение, я-то знал и ЕЩЕ какое-то их множество, т.е. видел явление с РАЗНЫХ сторон! Я видел в вещах то, чего не видели другие! С момента, когда моя Z-концепция обрела признаки жизнеспособности, каждую вещь я подсознательно стал рассматривать (и видеть) с одиннадцати точек зрения (с 11 субстанций человека). Это значит, что для меня число вещей (следовательно, и объем знания) сразу увеличился на порядок. Вот так, без усилия, одним щелчком переключателя!

Дальше в этом направлении я углубляться не буду, так как вряд ли кому оно активно интересно. Но на одном существенном моменте я все же остановлюсь. Речь пойдет об определении явления информации – самой главной категории познания, началом начал любой человеческой деятельности. За десять лет своего самостоятельного поиска истинного ответа на этот вопрос я, можно сказать, нисколько не продвинулся. И вот однажды, году в 1966-м, мой главный диссидент в моей жизни Николай Боков привел меня к своему другу или приятелю Валере Рябову, инвалиду-колясочнику, бывшему моложе меня года на четыре.

Валера занимался модной среди мыслителей задачей создания всеобщей концепции бытия. Все известные мне философы-материалисты (и я сам) в построении такой модели отталкивались от физических полей, из которых уже конструировали материальный мир вплоть до живых и, в конце концов, разумных существ. Валера же за начало начал взял... ИНФОРМАЦИЮ. Тогда я еще не был знаком с кибернетикой, и такое начало мне показалось нелепым и в любом случае непонятным. Но Валера его не с Луны взял, он над ним размышлял не один год.

Тогда его определение информации (как управляющая микроЭНЕРГИЯ) я с распростретыми объятиями не встретил, а вернулся к нему лет через семь, когда в связи с новой преподавательской работой в Институте управления вынужден был осваивать экономическую кибернетику и, следовательно, кибернетику вообще. А до того, в 1966-68 годах, мне повезло поработать в социологической групе по изучению фундаментальной науки на базе АН СССР. Так что какое-то знание-понимание о научном мышлении и информации я имел.

Одновременно с этим я ходил на семинары к Ольшанскому (в социологическом секторе Левады) по типологиии личности, где на базе массы разной психологической и социологической информации в моем сознания начала быстро складываться МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ. И вот тут-то рябовское определение информации и «заиграло»! (Отношения с Рябовым я в свое время не завязал, а потому развитием его идеи занимался уже самосоятельно.)

Самое фантастическое для меня открытие состояло в том, что в этой управляющей информационной энергии я увидел... феномен Духа. Ну в самом деле: лежит, например, на столе записка: «Коля, придешь из школы, сходи в магазин, купи молока!». И когда Коля вернётся из школы и прочтет эту записку, то эти буквы – КАК КНУТОМ! – ПОГОНЯТ Колю в магазин. И вот спрашивается: есть в этих «буквах», т.е. в информации энергия или нет?! Не было бы – Коля пошел бы с приятелями в футбол играть или еще чего-нибудь не делал...

А вот теперь поймите, что в тот момент мною было сделано самое фантастическое по важности открытие: найдено родство и единство духовного и материального! ДУХ-то, оказывается, есть явление МАТЕРИАЛЬНОЕ! И безо всякой мистики! Сидит этот Дух в нашей голове в виде установок и целей и заправляет ВСЕМ нашим поведением! И если внимательно посмотреть за всем, что он вытворяет, то нам станет понятным ВСЁ! Не только наше собственное поведение, но и поведение всех людей на земле.

Дальше я эту тему равивать не буду – она изложена в книге «Z-мир» от начала (Духа) и до конца (построения совершенного человека и  общества). А вернусь-ка я к своему экзамену по математике. Итак, наградой за те потные сорок минут стала (по меньше мере для меня) феноменальная концепция мира и жизни! И это уже не существенно, что за полвека моя концепция никому не нужна – лично мне она позволила осуществить ВСЕ мои изощренные прихоти в быту, науке и искусстве. И потому я считаю себя самым счастливым человеком на Земле! Чего и вам желаю!


Рецензии
Здравствуйте, Виктор! )))
- Что такое "чётная функция"?
- Это функция, которая делится на два.
Удачи Вам и радости! )))
Искренне
:<)=

Виктор Богданов   18.11.2017 15:04     Заявить о нарушении
Да, если сложить ее пополам, то она станет нечетной.
Главное, не перепутать в каком направлении...

Виктор Сорокин   18.11.2017 19:37   Заявить о нарушении