Чому я не Сокол?

Владимир Соколов стремительно приближается к тому, чтобы его имя стало легендарным. Долгие годы работы фотокорреспондентом сначала в областной молодежке, потом в старейшей областной газете.



Десятки книжных изданий и альбомов проиллюстрированы его фотографиями. Сотни журнальных публикаций. Его фотографии узнаются без подписи — по стилю. Последнее время он занят тем, к чему рано или поздно приходит всякий мастер, — растит учеников.

***

— Володя, мы знакомы больше 30 лет — сколько у тебя за это время сменилось фотоаппаратов приблизительно?

— «Зенитов» два десятка, два «Никона» и три «Сони». Еще был один «Кэнон». «Зенитов» по два аппарата в год уходило, полгода — и сыплются... Для газетной работы слишком маленький ресурс, хотя для фотолюбителей, которые две-три пленки в месяц снимали, нормальный аппарат.

— Все-таки: «Никон» или «Кэнон»?

— Без разницы. У меня и тот, и другой есть. Сейчас вот, видишь, рабочий — «Сони». Потому что недорогой. Зачем брать дорогой, когда через год-полтора выйдет новая версия, и ты захочешь новую машину? Смысла нет вкладываться в аппараты, есть смысл вкладываться в инструмент, а инструмент у фотографа — это оптика. Вот объективы стоит покупать, потому что каждый уникален — по рисунку, по фокусному расстоянию, по светосиле... А коробка может быть любая.

— Тогда меняю вопрос: сколько у тебя объективов?

— Больше двадцати. Половина из них, кстати, советские. Работают прекрасно. Переходники продаются, без проблем...

— Не жалко тех времен, когда снимали на фотопленку? По процессу проявки, печатания, поисков подходящей фотобумаги не ностальгируешь?

— Жалко, сразу говорю. Всем жалко, любого фотографа спроси! Хотя цифра дала возможность, в общем-то, любому прийти в эту профессию. Цифра проще, нагляднее, обучаемее. Но пленка — это магия, она действительно требовала мас-тер-ства. Не каждый мог напечатать так снимок, чтобы его профессионально оценили.

— Да, как истинные ценители музыки всегда предпочитают винил и пишут на катушечную магнитофонную ленту на высокой скорости... Сейчас с пленкой не работаешь?

— Фотоаппарат есть, конечно, но практически не снимаю. Материалы, химию где брать? Все, нет этого сервиса. Если снимаешь на пленку, какой смысл чужому отдавать? Самому надо обрабатывать, потому что знаешь, сколько времени будешь пленку проявлять, до какой степени. Да и на цифре ты так же зависишь от печатника.

Когда появились «Кодаки», все понесли туда пленки, и статус оператора вдруг вырос очень сильно — как и, кстати, оператора на первых компьютерах. Ведь все приписывали весь интеллект машине, тогда как качество печати в любой мини-лаборатории зависело от совести оператора. Насколько он машину почистит, подготовит, установит баланс цвета. Сейчас это тоже почти ушло, хотя совсем не пропало — профессиональный сектор был, есть и будет. Но люди, которые раньше тысячи и тысячи снимков печатали за год, удовлетворяются электронной версией. Чтобы вывесить в Интернет, переслать — этого достаточно.

— Ну какие-то плюсы давай отметим — экономию, например. Насколько выгоднее хранить фото на цифровом носителе!

— Заметь, при этом нас пристегнули к этому вечному процессу: обновлению компьютеров, программ, аппаратов... Каждые два года выходит абсолютно новая модель — новый тип матрицы, новое разрешение, новые возможности. Нас посадили на иглу, по сути.

— Но вроде бы мы радостно на ней сидим, нет? Сейчас тебе скажи: откажись полностью от цифры, вот тебе пленка и вся к ней химия — согласишься?

— Сейчас я уже не буду снимать на пленку, потому что прошло время, я открыл новые возможности цифры, удобства, которые были в пленочную эпоху недостижимы. Качество приблизилось к лучшим пленочным образцам, а с появлением больших матриц стало их превосходить.

— Скажи, пожалуйста, а степень использования фотошопа для получения итогового результата в какой степени допустима? Сообразуясь с классическими представлениями о фотоизображениях?

— От жанра зависит. В документальной фотографии никакого фотошопа быть не должно, кроме точки белого и точки черного. В других жанрах, творческих, в портретах от цифровой обработки никуда не денешься. Тем более в коммерческой фотографии, где главный — заказчик. А прошедшие компьютерную обработку фотографии ни на одну солидную журналистскую выставку не возьмут, это даже в условиях оговаривается.

— Композиция, постановка света, сюжетность снимка — в каком порядке ты бы расставил приоритеты?

— Если журналистское, событийное фото, то, прежде всего — насколько там интересен сюжет. То есть главное — уникальность снимка. Затем композиция, без которой нет прочтения фотографии. Что хотел сказать фотограф, что на снимке является главным? Работа света настолько естественна, что мы ее вообще не выделяем, потому что это основа основ, азы, которые дают уже на пятом занятии базового курса. Композиция гораздо сложнее как наука, ею надо заниматься, пока ты занимаешься фотографией, всю жизнь. Нет такого, чтобы стал неким гуру раз и навсегда. Я учусь кадрировать на примерах других фотографов, точно так же изучаю то, что меня поразило... Как и в любой профессии, да?

— Сколько за то время, что ты занимаешься фотографией, мог бы назвать своих суперудачных снимков? Десяток, несколько десятков, несколько сотен?

— Мой принцип — не гнаться за количеством. Да, могу назвать сто, могу двести — это ничего не скажет. Я считаю, пятидесяти главных работ, золотых, за которые не стыдно и которые мне дороги, достаточно. С каждой фотографией связана какая-то история. Отбор фотографий — это работа вообще-то. Как-то к концу жизни об этом подумать можно...

— Да? Тогда ну ее, эту тему! Вот мы говорим, насколько изменилась фототехника за это время. А насколько ты сам изменился как фотограф, к каким истинам пришел, от каких отказался?

— Человек всю жизнь меняется. Но я всегда искал уникальность момента, композиционную неожиданность. Вот это ценится в фотографии. Все остальное можно на фотошопе сделать.

Мастерство фотографии тоже никто не отменял. Когда смотришь работы мастера, сделанные им портреты людей... Вот он пользуется одним источником света, и ему достаточно! Смотришь на фотографию и читаешь рассказ о том, кто на ней изображен — только за счет приговора, который вынес ему фотограф. Все зависит от интеллекта, духовного наполнения фотографа. Результат дает не то, насколько ты разобрался в устройстве аппарата, а умеешь ли ты какие-то новые категории в себе открывать. Я тебе скажу, 90 процентов людей даже оценить фотографию не могут — почему именно это хорошо, почему плохо.

— Поэтому и спорят...

— Вот, а профессионалы не спорят. Посмотрели, один кивает — и остальным все понятно. И ориентироваться всегда надо только на самые высокие образцы. Мы в школе изучаем творчество только самых больших мастеров, мировые имена.

— Художественный взгляд — что это такое? Можно ли ему научить? И чему ты учишь в своей школе-студии фотомастерства?

— А вот и учу на примерах классиков. Это раз. Разбираем по пунктам, досконально их манеру, а потом пытаемся ее повторить, скопировать. И каждая такая работа обогащает, дает опыт. С появлением опыта ты уже можешь импровизировать. Импровизация — это уже синтез. Научаешься видеть с годами, когда все отложенное само становится материалом, жизненной позицией, из которых можно что-то выстроить.

— Существует ли у тебя проблема архивов? Десятки тысяч изображений — в них же надо как-то ориентироваться, тогда как сама мысль о постоянной систематизации на многих твоих коллег наводит ужас и желание запихнуть все куда-нибудь подальше.

— Я сразу же после съемки отбрасываю лишнее. Но иногда и в отбракованном материале находится такое... В общем, с архивом нужно работать. Создавать коллекции, фототеки, иерархии, коллекции, чтобы потом их откладывать в темы. И, конечно, дублировать на другие диски. Советую.

— В мире уже миллиарды и миллиарды фотоизображений, в Интернет выкладывается по миллиону в день. Желание познакомить со своими лучшими работами как можно большее количество человек не крепнет?

— Не чувствую себя комфортно в Сети пока что. В Фейсбуке страницу создал, мы там даже с тобой друзья, да? Но чтобы свободно там ориентироваться... Вот другое поколение, ребята мои — они там как рыба в воде. Но я пытаюсь, пытаюсь найти для себя возможность выкладывать снимки.

На снимке: Владимир Соколов на занятиях в своей студии.

Автор: Дмитрий Урбанович


Рецензии