По конкурсу МК-17, Редкие формы, ч. 5
http://www.stihi.ru/2017/09/18/6253 - Итоги конкурса
Продолжаю публиковать и комментировать форму исполнения отмеченных судьями конкурсных стихов пакета "Мастер класс-2017. Редкие формы".
Общие пояснения см. начало статьи по ссылке http://www.stihi.ru/2017/09/19/4384
- Ангел по средам... Русаков Григорий -
Он прилетал по средам, чаще всего весной,
Гость префектуры неба с крыльями за спиной,
Путался вечно в шторах, с голубем ворковал
И говорил о грозах в царстве небесных скал.
Нынче сказал, послали, мол, передать привет...
Надо же, в райской дали вспомнили - есть поэт!
"Ангел, юнец наивный, знать бы тебе, родной,
Сверху небось не видно, мир-то - совсем иной.
Ложь выдают за правду. Честь, это так - слова.
Совесть? Да знает каждый - стала едва жива...
Ладно, шутить не надо... Ты проходи на чай!
После земного ада мне в преисподней - рай.
Как там святой апостол, трудится возле врат?
Те же сума и посох? Грешники вдоль оград?
Или сейчас попроще: есть интернет и связь,
Взял отрывной талончик - в очередь, помолясь?
Нашему брату льготы? Или ввели запрет?
Крылья дают по квотам? Может лимита нет?"
Заулыбался вестник: "Ты не спеши пока...
Нет, брат, тебя в реестре в списках на облака...
Мирно живи и здравствуй, мне же - пора лететь,
И не серчай напрасно, жизнь - это круговерть,
Просто игра без правил, да проскользнёт, как луч..."
И на столе оставил маленький жёлтый ключ...
Сдвоенная строка с промежуточной рифмой: или два коротких катрена АбАб записанных в один с парной рифмовкой длинных строк.
Логаэд 1 дактиль, 2 хорея,
100 10 10/100 10 1
100 10 10/100 10 1
100 10 10/100 10 1
100 10 10/100 10 1
Форму вряд ли можно считать редкой, но произведение написано тщательно, хорошим литературным языком и имеет насыщенный сюжетом. По жанру - философский рассказ, где языком иронии ярко и выразительно дан очеловеченный образ ангела. Много интересных фраз-находок: " путался вечно в шторах, с голубем ворковал и говорил о грозах в царстве небесных скал" или: "Нынче сказал, послали, мол, передать привет...Надо же, в райской дали вспомнили - есть поэт". Стихи с большой долей юмора затрагивают изъяны нашей современной жизни. Отличная работа!
- Баллада о винтовке. Александр Носачев -
Ледовой бронёю скован замо;к,
Но крепче льда вековое бесстрастье.
Кто; чары За;мка разрушить бы смог?
Чьей подчинятся ворота власти?
— О локонах, розах и соловьях
Ждешь песни, Пропетые сладко и ловко?
Другое услышишь! баллада моя –
О винтовке…
0100101001
01010010010
010100101
1001001010
…Тир, сгоревшего пороха дым,
Выстрелов треск – привычно мужское…
Смахнул со щеки (как укус пчелы),
На смех обернулся – никак надо мною?
Не гильза лицо обожгла – взгляд,
Снайперски в яблочко – прямо в сердце.
Враз покорён; дороги назад Нет…
От судьбы никуда не деться…
010010011
1001001010
1001010011
001001010
Девчонка-студентка (потом узнал),
Смеётся тепло, задорно...
Такие – Сокровище… Долго глаза в глаза…
Вместе ушли – уже не чужие...
0100100101
01001010
0100100 100101
1001010010
Бродили вдвоём… тонули вдвоём –
Без слов, молча, в глубинах чувства…
Решили всё в молчании том –
Подвластное только любви искусство…
— Что, потеплело? Слушать ещё
Хочешь? Тогда продолжу балладу.
Спою, как плохо, как хорошо…
Дальше? согласен? может, не надо?
Кризис, в минуту рухнуло всё.
Терпит подруга, но близко отчаянье…
Выгреб остатки, авось пронесёт, –
Подарок вручил, как на свиданье.
С прежней улыбкою гладит ствол:
Игрушка, но так тепло и приятно…
Всадили в мишени мы пулек сто,
В прошлое на; день вернулись обратно.
И, совмещая мушку и цель,
Мягко крючок выбирая (но твёрдо!),
Мы представляли в другой прицел
Наглую, жирную, рыжую морду…
…Винтовка в коробке лежит на шкафу.
Пыль иногда с неё протираю…
Может, отдать кому – не решу,
Или как память хранить, не знаю…
0100100101
1001010010
100101001
1001001 010
— Боль мою, память мою прими, –
Выплеском страсти оковы порушу…
Чары спадают с ледовой брони…
Щелка… просвет… лучик света наружу…
Акцентный стих (дольник) с неурегулированным числом Иктов, строфы-катрены аБаБ. Не могу сказать, что ритмика мне здесь нравится - я бы сделала стихи одинаковыми по числу Иктов в каждой строке, а в 4 строфе избавилась бы от двух подряд стоящих ударных - строфа нарушает общую мелодию звучания. Но в целом - интересно. Мало у нас в пакете примеров интересных акцентных стихов, к сожалению.
- Мне сон приснился. Наиля Надир -
Мне сон приснился. Очень странный.
Взамен асфальта – небо в нём,
И я накрыта облаками,
И слышен дождь, но я огнём
Горю. Сгораю, разрываюсь,
Пытаюсь потушить пожар,
От мыслей собственных скрываюсь,
Захлопнув душу, как футляр.
Мне сон приснился. Очень странный.
В нём все вверх дном, полнейший бред,
Там жизнь проходит не по плану,
А словно кто-то на мольберт
Мазки из года в год бросает.
И холст наполовину пуст,
А половину все мы сами
Рисуем. Красками из чувств.
Мне сон приснился. Очень странный.
И захотелось вновь туда,
Где можно воду пить из крана,
Где папа скажет: "Не беда",
Разодранные в кровь колени
Увидев. Улыбнётся мне...
А я, подумав: "Папа – гений",
Перевернусь опять во сне.
Мне сон приснился. Очень странный.
Проснулась. Тихо. Кошка спит.
Живу. Дышу. И это данность.
Пускай по свечке воск бежит...
Катрены АбАб
4-стопный ямб
010101010
01010101
010100010
01010101
Лирические стихи вполне обычны по структуре, но выполнены с изюминкой: использование строки-рефрена, начинающей каждую из строф, создает в стихах определенную атмосферу - многократно возвращает нас к начальной точке после осмысления какой-то новой мысли или воспоминания, попытки осознать себя, свою жизнь или свою душу ("Пытаюсь потушить пожар, от мыслей собственных скрываюсь,
захлопнув душу, как футляр"). Хорошо написана и концовка: "Живу. Дышу. И это данность. Пускай по свечке воск бежит..." - ненавязчивая, без поучений, но очень понятная, доверительная, лиричная. Талантливые стихи.
- Эль-Файюм. Алла Константиновская -
Богом создан для радости, не наобум
Эль Файюм,
Никогда и ни с кем не бывает угрюм
Эль Файюм,
Носит вечный зеленого цвета костюм
Эль Файюм,
Тамариндовых рощ источает парфюм
Эль Файюм,
Знает тайну алхимиков мой вольнодум -
Эль Файюм,
Кинет под ноги мне усмирённый самум
Эль Файюм
И на диком сирокко умчит в мир безумств
Эль Файюм,
Ошалею от счастья и сладостных дум:
"Эль Файюм",
Я растаю, отведав рахат твой лукум,
Эль Файюм,
На прощанье насыпешь в карман мне изюм,
Эль Файюм,
До свиданья, пора в городской смрад и шум,
Эль Файюм,
Ты однажды приснишься мне в ночь ближе к двум,
Эль Файюм,
Пульс, взбесившись внезапно, качнется к ста двум:
"Эль-фай-юм-я-вер-нусь-эль-фай-юм-эль-фай-юм..."
Стихотворение монорим, использующее одну рифму (или с «однозвучной рифмовкой»)
4-стопный анапест
001001001001
Интересно сравнить это стихотворение с еще одним из этого же пакета, также написанным моноримом и тоже 4 стопным анапестом (может, они с одного и того же чужого конкурса ко мне пришли???):
- Возвращаясь домой по реке Хуанхэ. Георгий Булычев -
Поднимаясь к истокам реки Хуанхэ
Я смотрел, как луна отражалась в реке,
Напевал о любви в неизбывной тоске
И скрижали читал на лазурной доске.
Я восход наблюдал над рекой Хуанхэ,
Как горели лучи на могучей реке,
Как пропели цимбалы на дальнем мыске,
И краснела листва в прибережном леске.
Видел я, как корабль проплывал вдалеке,
Кто-то в нём говорил на чужом языке,
Видел юных купальщиц на жёлтом песке
И мальчишек, играющих на бережке.
Как весёлый рыбак пил дешёвый саке*
И улов трепетал в его круглом сачке,
Как по тропке крестьянин спускался к реке
И каурую лошадь держал в поводке.
Как рыбацкие джонки прошли налегке,
Как закат догорал на речном тростнике.
И с вечерними тЕнями накоротке
Размышлял я о тёплом домашнем мирке:
Где отец восседает в смешном парике
И сестра разжигает огонь в камельке,
Где готовится рис в почерневшем судке
И тихонько мурлыкает кот в уголке…
Возвращаюсь домой по реке Хуанхэ.
Монорим,
4 стопный анапест
001001001001
Оценить прелесть обоих стихов я не берусь - эта форма на большого любителя.
- Умирала старушка. Равиль Валеев -
Умирала старушка в ленинградской квартире,
Голод высушил тело, седина цвета стали,
А с неё «Незнакомку» в прошлом веке писали.
Всё в военном пожаре, все забыли о мире –
Смерть играет ноктюрны на безумном клавире.
А так хочется света, чуть побыть в пасторали,
Ну хотя бы наесться, танцевать в светлом зале.
Замирая в объятьях, всё считать «три-четыре»…
Умирала старушка в ленинградской квартире.
В ветхом старом комоде под защитой вуали
За Гражданскую орден и другие медали,
Фотография сына в генеральском мундире.
Далеко сын запрятан лагерями Сибири,
Голод высушил тело, седина цвета стали.
За окном на портрете улыбается Сталин:
«Мы врагов победили, власть советская шире».
Но победные речи бьют из памяти гирей –
Там, в большом кабинете, мать и сына пытали,
А с неё «Незнакомку» в прошлом веке писали.
Вспоминается Питер, муж, убитый в трактире,
Из подруг – Зинаида, всё отдавшая лире.
Жизнь тихонько уходит, вдаль стремясь по спирали,
А недавно на внука похоронку прислали.
Всё в военном пожаре, все забыли о мире…
Умирала старушка в ленинградской квартире.
Стихи написаны в достаточно сложной форме 25-строчного рондо на две рифмы.
А*ББА АББА*А ББААБ БААББ ААББАА*
Рондо имеет 4 рефрена и 5 строф.
При этом 1 строка повторяется во 2 строфе и в последней - обрамляет рондо, а 2, 3 и 4 строки первой строфы входят рефреном в 3, 4 и 5 строфы.
Что мне здесь особенно понравилось, так это то, что в стихах нет давления формы над содержанием, сюжет взят из современности, а не из средневековья (когда родилась форма рондо) и прочитывается легко, ему не мешает никакая притянутая за уши игра рифм и рефренов. Тема стихов глубока и эмоционально воздействует на читателя. Несмотря на то, что подача стихов в канонических твердых формах на данный МК мною не приветствовалась (для рассмотрения канонических форм нужен специальный конкурс), но эти стихи я приняла: сложная и очень достойная и по исполнению работа, где игра форм служит содержанию, а не наоборот.
- Женских тел фаянс прохладный. Галина Ленкова 2 -
"Женских тел фаянс прохладный
ослепляет, обольщает,
чтобы тотчас превратиться
в пламенеющий сардоникс." *
Звуки нежных слов отрадны,
восхищают, управляют
чувством нежным девы-птицы.
В клетке ласки сердце тонет.
Обладание, как сон мой,
колдовскою дивной тайной -
сладким ядом вожделенья
неизбежно быстротечно.
Дум прекрасных светлым сонмом
образ милый и желанный
облекаю целый день я.
Оникс - пыл любовный вечный!
От замысла стихов я не в восторге - взята чужая цитата, которая продолжена автором в том же формате - не совсем авторская работа! - но публикую их здесь, чтобы показать еще один образец нестандартной формы:
Квадратная рифмовка АБСД АБСД
четырехсложник Пеон3,
0010 0010
0010 +010
+010 0010
0010 0010
- Октябрьская ночь. Бабка Ёшка -
Кружит, летает последний листок,
На тумбы лепясь афишные.
В лужах не тает осенний ледок,
Хлюпает грязь раскисшая.
Мороки прочь пропадают с пути,
Ныряя в витрины броские.
Мокрая ночь проводами гудит,
В ряд – фонари полосками...
Ярок и светел манящий мирок –
Бельё на показ и золото!
...Яростный ветер, сбивающий с ног,
Слёзы из глаз от холода...
Рифмовка аБаБ.
логаэд дактиль-хорей с использованием анакрузы во 2 строке строф
100 100 100 1
0 100 10 100
100 100 10 1
100 10 100
Выразительная городская зарисовка. Изюминкой стихов является анакруза (затакт) - лишний безударный слог перед стопами логаэда, добавляемый во вторые строчки каждой строфы и интересно меняющий общую мелодию. Прием известный, но на сайте его встретишь не часто.
- Мокрые плети. Морозова Нина -
Брежу о лете -
Где же ты, зной?
Ливень - стеной,
Чую спиной
Мокрые плети.
Тысячу суток
Хлещет подряд.
Сорван наряд,
Гол виноград,
Вид его жуток.
Ветер не сносен,
Как и дожди,
Воет, галдит:
«Солнца не жди».
Боже мой - осень.
Пятистрочная строфа с рифмовкой АбббА
Редкий четырехсложник - хориямб одностопный (1001)
1001 0
1001
1001
1001
1001 0
Хориямб - это конечно, экзотика, можно рассматривать эту стопу и как странный логаэд из хорея и ямба, но здесь эта стопа использована интересно даже по звучанию, более того, звучание помогает передаче настроения пейзажной зарисовки о недовольстве погодой.
- Эта заря как свеча надо мною. Ольга Погорелова -
Чтобы понять структуру строфы сразу привожу не авторскую их запись (смысловой лесенкой), а запись стихами до концевых рифм:
Эта заря –как свеча надо мною! –
мечется пламя в небесном просторе.
Листья лепечут зелёные –
о смерти и о любви...
Знаешь, а я убегала весною –
речкою! – к дальнему синему морю.
И становились солёными –
светлые слёзы мои.
Восьмистрочник с квадратной рифмовкой АБДсАБДс
Разностопный дактиль
100 100 100 10
100 100 100 10
100 100 100
010 010 1 * сбивка в рифме
100 100 100 1
100 100 100 10
100 100 100
100 100 1
Жаль, есть небольшая сбивка ритма в 4-ой строке. А по содержанию - этюд, где нет законченной темы и содержания, а только поэзия красивых фраз.
- Неизлечимое. Мари Джан -
- Доктор, пожалуйста, дайте другое сердце!
И, если надо, возьмите моё -
живое.
Пересадите искусственное. Любое:
из пенопласта, пластмассы, чего там ещё..?
В общем,
чтоб было такое...
Пустое - пустое.
Не замирало чтоб,
не болело,
не прыгало,
не щемило,
и не страдало.
Качало бы кровушку, да качало:
по венам,
артериям,
капиллярам.
Старательно,
мерно
и равнодушно.
Всё время, пока наблюдаю безумный ужас -
бедлам, творящийся в целом мире.
Доктор!
Пересадите сердце,
и, заодно, чтобы не было осложнений,
прошу Вас, пожалуйста,
отключите разум.
Это вне компетенции Вашей?
Что же, тогда, пожалуй,
вылечите,
хотя бы,
эмпатию.
Вольная рифмовка, без строф, почти верлибр, где есть только несколько скрепляющих рифм, хаотично разбросанных по тексту и поддерживающих впечатление рифмованного произведения.
Акцентный стих. В том виде, как он записан - до рифм, стихи разноИктовые
10 0001010
0001 101000010
0100100
001010
При всей своей кажущейся непричесанности - стихи с содержанием и легки для прочтения. Хорошая работа.
- Единство противоположностей. Любовь Левитина -
Иногда он звал её в очередную диковинную страну,
правда, потом выяснялось, что не её одну.
Но всё равно не пускали работа, семья, дела –
как же всё-таки скучно она жила!
Он сплавлялся по бурным рекам, лазил по непокорным горам -
покорял вершины, в сеть выкладывал снимки удивительных панорам,
изучал пещеры, нырял на опасную глубину.
И пешком, с рюкзаком, какую только не обошёл страну.
А она порой не была спокойна, рвалась душой
даже не столько к нему,
сколько к той жизни, в которой, казалось, так вольно и хорошо.
... и он: просветлённый, красивый, такой большой…
Но одёргивала себя: мечтать ни к чему
Он износил немало кроссовок и рюкзаков,
говорил на множестве малоизученных языков,
заводил недолгие связи: насладился экзотикой – да и был таков:
маленькие эрзацы любви без любовных драм.
Не был скован семьёй ли, страной, вообще не носил оков,
не боялся вулканов, сходящих селей и ледников
и совсем не помнил чужих обид и своих грехов,
посещая какой-нибудь древний индийский храм.
Но как странно: всё чаще хотелось что-то иметь своё,
и когда с осторожностью рядом он представлял её,
разливалось внутри тепло и цвело добро.
А она по утрам уезжала в конструкторское бюро,
вечерами – домой возвращалась. Привычный круговорот.
И вздыхала о том, как скучно она живёт.
Все строфы разного вида, написаны на три мужских рифмы трех видов:
а - страну, глубину, (...-у)
б - жила, панорам (...-а)
с - добро, хорошо, живет (...-о)
Таким образом, схема рифмовки всего стихотворения:
аабб аабб сасса сссб сссб ссс ссс.
Все строки длинные, внутри их не используется промежуточные рифмы, а ощущение срифмованности поддерживается повтором уже знакомых по предыдущим строфам рифм - их всего 3 вида на все произведение! Как называется такой вид рифмовки, не знаю, но исполнено интересно.
Тоническое стихосложение, акцентный стих - свободное число Иктов в строке, свободное число безударных между Иктами - звучит мелодично, читается легко.
00101000100100001
10010010100101
100100100100101
10100100101
001001010100001001
001010001001000100001
0010100100100001
0010010101000101.
Понравились стихи и по содержанию - интересный рассказ о людях, истории их отношений, характеров, где много выразительных наблюдений, заставляющих читателя посмотреть глубже и поразмышлять о своем. Отличная работа!
- Металлический шелест. Николаша Королёв -
бой часов, металлический шелест,
золотой слезинкой, каплей светился,
неуместной шуткой пугала шалость, -
маятник медью усыпИт ли время? -
унеси подальше, сделай милость, -
вглубь, вовнутрь мелодии Куперена,
вопреки конъюнктуре обмена, купли, -
крестовиной, новым сном клавесина,
двойником легко говорящей куклы,
всем гадая на лепесточке астры, -
голова в огне, - слагая секстины
фурии розовой, беспристрастной...
не грифон у арфы теребит струны,
не купец Венецию скупает оптом
не сирены космы чешут Сатурну, -
фурия, розы перебирая корни,
так по сердцу скребёт, - сдирая когти, -
до хребта! шипами! - смертельной скорбью...
бой часов, механическим жестом
циферблата, Усом вращая грозно,
сдержанно щурясь, вспомнил скрежета место,
маятником качнув секунды, - влево,
вправо... рой покорных мгновений, - гроздья, -
разом, - снега более побелели...
Шестистрочники на три женских рифмы АБАСБС, где много неточных, плохо слышимых рифм.
Тоническое стихосложение, дольник со свободным числом Иктов
0010010010
00101001010
100101010010
10000101010
10101001010
1010100010
По содержанию я ничего не поняла из стихов - что хочет сказать автор? Пусть меня это и не красит, но мне такие стихи (психоделика?) не по душе. Кроме того, мне не нравится запись стихов - отсутствие заглавных букв в началах предложений.
- Плач по лету уходящему. Людмила Нижегородцева -
Лето в сарафан ромашковый одето.
Светом солнце вдоволь потчует рассветы. (однокоренные слова!)
Эхо нянчит птичьи трели. На потеху
Праздник из грозы устроил тихий август. (слабая рифма)
Сжалось от тоски сердечко. Показалось -
В небе тучи движутся с холодным снегом.
Слёзы слышу в шелесте листвы берёзы.
Что же - жаль, но лето вечным быть не может.
Осень тёплый плед накинула. Уносит ПЕРЕНОС
Прелесть жарких губ июля. Загорелись ПЕРЕНОС
Звёзды жёлто-красным под ногами. Воздух (слабая рифма)
Мокрый. Ночь неласкова. Цветы поблёкли. (слабая рифма)
Морок и в природе, и в душе. Недолог
Солнца яркий бег по небу. Уж оконца
Стылой бледной изморосью забелило. (слабая рифма)
Плачу, но никто не видит- слёзы прячу.
Довольно редкая рифмовка первого и последнего слова каждого стиха, где, к сожалению рифма не всегда точна, ее созвучие размыто . Строфы здесь как таковой нет, строки рифмуются не друг с другом а внутри самих себя. Неудачные переносы части предложения в другую строку, в местах рифмовки завершение строки часто приходится на неестественное для паузы при прочтении места - и это портит впечатление о стихах. Нечеткие предложения по смыслу - размытая мысль в содержании стихов.
По ритмике - грязный пеон1, где очень много хаотичных полусильных ударений в 3 слоге пеона:
1000 1000 1010
1010 1010 0010
1010 1000 0010
1000 1010 1010
Задумана форма интересно, а исполнена поспешно - не доработана.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/09/26/8066
Свидетельство о публикации №117092402551