Подборка в журнале Камертон
21 сентября 2017
Редакция журнала КАМЕРТОН поздравляет Валерия Липневича с юбилеем! От души желаем нашему автору здоровья, бодрости, хорошего настроения и вдохновения!
ПРЕДВКУШЕНИЕ
Щурясь от солнца,
сижу босой на крыльце.
Его дерево тепло и шероховато.
Близость реки.
Свежее дыхание луга.
Голубое с зеленым
поделили мир полюбовно.
Мое время,
как мед с ложки,
медленно и золотисто.
Туча
крадется к солнцу,
как кошка к цыпленку.
Кричат петухи.
Ласточки стригут над землей.
Как гроза,
назревает мое время.
Цыпленок спасается бегством.
Солнце беспечно.
В черном глазу
красный
сужающийся зрачок.
О ярость огня,
окруженного тьмой!
Лаконичность молний.
Болтливое торжество грома.
Туча,
как оглушенная рыба,
уплывает по ветру.
Рождение
и чистая
юная жизнь дождя.
Его торопливая,
слепая любовь к земле.
Девичья радость травы.
Просветленность плодов.
Как гроза,
назревает мое время.
И во мне –
прекрасное, как половодье, –
счастье предгрозья,
предвкушения –
широкое счастье реки,
забывающей
о берегах!
***
все эти люди
в строгих костюмах
так и не смявшихся при рождении
с аккуратными прическами
и дозированными улыбками
с дежурными фразами
на все случаи жизни
все эти люди
вызывали ощущение
частей какой-то машины
притершихся друг к другу
блестящих и холодноватых
в них не было человеческого –
шероховатости дерева
и беспокойства воды
***
И все еще лето!
Черный лед автомата
в теплой зелени тает
Кроны,
как зеленые шары,
натянули нити стволов
и, завидуя облакам,
упрямо пробуют
прочность корней
Девочка
глядит на меня, как ромашка:
- Дядя, вы сторожите ягоды?
Тут такая крупная земляника…
Я улыбаюсь
и с повышенной бдительностью –
чтоб не застукала проверка –
несу караульную службу.
Остриженная уставом,
привитая к стволу автомата,
нашей юности крона
корнями долга проросла.
И все еще лето!
На планете Земля
во второй половине двадцатого века
между рядами колючей проволоки
собирает землянику
девочка,
белоголовая как одуванчик.
Черный лед автомата
в теплой зелени тает.
***
Вы не знаете
куда торопится
эта юная женщина?
Загорелая,
светловолосая,
в шуршащем вечернем платье –
этакая шоколадка в золотой фольге –
с голубыми сияющими глазами
и с такой гордой осанкой,
что впору балерине
или
кинозвезде.
Она идет пить вино,
пробовать редкие блюда,
танцевать до упаду
и золотить своим смехом –
словно заворачивая в фольгу –
эти неудержимые
ускользающие мгновенья,
легкие, как пустые орехи.
Чтобы потом
лет через двадцать,
любовно разглаживая золотую бумажку,
говорить со знанием дела,
что она тоже была молодой
и взяла от жизни
все что могла.
БАБУШКА
Солнечный свет,
процеженный сквозь облака,
ещё фильтруется белыми занавесками.
Хорошо глазам –
как рыбам в чистой воде.
Бледные цветы
на голубых обоях.
Как твои сегодняшние глаза, бабушка,
на фоне молодых и забытых.
Бледное на голубом,
настоящее на прошлом.
Рогатое красное солнце,
что заходит утром и возвращается вечером,
все еще цепко держит
измученную планету твоей жизни.
И не мелеет молочная река,
что начинается у твоих рук.
Ты виновато оправдываешься:
не знаешь ни сказок, ни трав,
нигде не была,
никуда не ходила.
От восьми до восьмидесяти –
только работа.
Ее могучие крылья
бесконечно проносят тебя
над картофельным полем,
огородом и лугом.
Неужели твоя корявая ладонь
с обломанными ногтями
тоже была ладошкой –
дорожкой
сквозь поле ржаное,
по которой девочка с голубыми глазами,
белоголовая, как одуванчик,
бежала к реке?
Годы прошли, как обозы.
Ненастье, распутица слезы.
И тысячи дней за подводами
босые брели и голодные.
Ах ладошка-дорожка!
Разбитая проселочная дорога,
схваченная морозом.
Каждый раз сжимается сердце:
ты спускаешься в погреб за картошкой,
как на тот свет.
В самых обычных,
будничных делах
мы тысячи раз репетируем смерть.
И привыкаем к ней –
как привыкаем к жизни.
Солнце
вылупилось из облака, как цыпленок.
- Что ж ты – светишь да не греешь…
Как это еще зиму переждать…
Так не хочется помирать этим холодом…
И земля, что камень…
Пригорюнившись,
ты глядишь на меня блеклыми,
когда-то голубыми глазами.
В них больше сочувствия ко мне,
молодому,
чем зависти.
Так или иначе,
ты уже прожила свою жизнь,
а мне еще предстоит
эта долгая работа,
что властно пригибает к земле,
обесцвечивает глаза,
от которой, не утихая,
болит сердце…
Кто тебя расчесал так, бабушка?
Так черным поломанным гребнем,
осветляя,
реку расчесывает плотина.
Простоволосая,
ты стоишь у цветущей груши,
почти ровесницы
и заглядываешь в чашечку цветка.
Праздник цветенья
и торжество угасанья
природа –
расчетливая крестьянка –
справляет одновременно.
Бабушка,
ты проходишь цветущим садом.
Светятся твои глаза
и расправляются морщины.
Ты упруго ступаешь,
будто дом полон гостей.
А это только весна
зашла тебя проведать и вылечить…
ДЕД
Проснуться поздно в дедовой хате,
непривычно просторной
и уже навсегда пустой.
Смолистый рисунок на досках
похож на фотографию течения
той реки,
что текла из глубин по сосновому руслу
и впадала в небо,
ветвясь, как дельта.
Зеленая вода
текла в синее море.
Дед глядит со стены.
Острые, как два сучка,
глаза пронизывают насквозь.
— 100 коней одного пана везут!
Сколько ж коров за такие деньги?
За две раскулачивали.
Каждый остается на своем месте.
Ты остался на печке:
лампочка над головой, очки на носу.
Старательно изучаешь вчерашнюю «Правду».
Всё ли пишут, как надо?
Ты самый последний
и самый строгий редактор.
— Как это там без тебя обходятся? —
Критики снизу —
бабушка чистит картошку на пороге —
ты не слышишь.
— Вот глухня... —
Но еще долго
будут щи не кислые,
а чай холодный.
Не выступай, знай свое место!
Аккуратно складываешь газету
и берешься за Льва Толстого.
— Справная выдумка! —
не отрываешься до обеда.
Разогнав кур во дворе,
снова взбираешься на свою трибуну,
которая одновременно
и самое надежное, проверенное укрытие.
Какой же ты философ,
если нет у тебя русской печки
да хотя бы одного слушателя в запасе?
Теперь за дело.
Привычно распахиваешь мемуары Жукова.
Входишь с любой страницы
и закрываешься на крючок.
— Лучше бы забор починил...
Тут уже не дозваться.
Можно выносить вместе с печью.
Только сейчас
минувшее встает в полный рост
и волнует, как программа «Время».
В темной воде случайностей и существований
нащупываешь неожиданно
кладки истории.
Век отбил тебя как косу.
Неутомимо выкашивал годы.
Ложились ровными прокосами,
сохли на граблях
и становились понемногу
душистым сеном воспоминаний.
Не сосчитать стогов.
Ты косил всюду, где мог.
Будто знал: будет старость
долгая, как зима.
В слезах просыпаешься —
ничто в настоящем тебя так не трогало.
Был скуповат на чувства.
Сны, бесконечные сны на горячей печке.
— Что было, а что приснилось —
не разберу.
Был ли красный конь на зеленом лугу?
Речка вровень с берегами?
Серебристая плотва облаков?
Детство с удочкою в руке?
Что было, а чего не было?
Где свидетели и очевидцы?
Размыта слезами
грань между явью и сном.
Разморенный полднем,
ты прикорнул под ольхой.
А телята в жите.
Собаки обнюхали и отошли,
панич пинает,
а ты и не слышишь.
Хватает за ноги,
раскручивает над головой
и — гы-гы-гы! —
некуда силы девать —
пускает в кусты.
Ты просыпаешься над землей
и спокойно закрываешь глаза —
снится.
Седой пан гладит по голове,
мягкой белой рукой
щупает где что болит
и приказывает дать
полпуда муки и пять фунтов сала.
Молодцом держишься дома —
добытчик.
А мать обнимает и плачет,
и все начинает болеть...
Баржа у пристани, гора арбузов,
веселый босяк наверху.
— Лови, служивый! —
И арбуз раскалывается о доски,
прямо у ног.
Первая мировая
созрела уже, как нарыв.
А время беззаботно-счастливое,
легкое, как пух.
Снится последний конь,
со звездочкой, в белых чулках.
Впервые плакал, не хотел отдавать.
Сам не повел, сказался больным.
Берег его на колхозной работе.
И цыгане украли...
— На той же земле
в колхозе больше растет.
А если бы еще и работали, как раньше!
Сколько народу горбатилось.
И от темна до темна.
Только пьяниц таких не помню...
До привычных крестьянских забот
был не очень охоч.
(«За книжками света не видел!»)
Но руководить, командовать —
это любил.
Культ личности в хате
не выветрился и поныне.
Донимал председателя:
не то сеешь, не там!
Почему не слушаете землю?
— Хо, дед!
Земля выговора не даст,
с работы не снимет!
— Вот то-то и оно...
Ушла вместе с ним из хаты
мужицкая боль и забота.
Сверху виднее!
Страна большая!
Не пропадем!
Идет лён под снег,
запахивают овес, — сверхплановый! -
горят скирды соломы.
Поле стало только пейзажем,
хата — дачей,
которую никак не поделят.
На старой фотографии
еще моложавый,
празднично одетый, —
пиджак, косоворотка, —
но такая тоска в глазах,
такая привычная боль,
такая неустроенность.
Кроме литров и центнеров, —
где и чего? —
приходится в среднем
на человеческую душу?
В войну прятал кто что.
Ты — сундук с книгами.
От Библии до Шолохова.
Было что-то у тебя от Григория.
Твоя седая Аксинья дарила пряником
и провожала меня взглядом.
А бабушка плакала:
посевная — уборочная, лён — бураки,
свинья, поросята, телята, гуси,
корова, дети — где уж...
А дети так и росли —
на последнем месте.
И легко выпадали из родного гнезда,
где ни тепла, ни уюта, ни ласки.
Только к старости собралось —
для внуков.
Ты удивляешься сам себе:
шел возле речки ночью
и впервые почувствовал страх.
— Всё же знаю,
каждое колено, каждую яму,
да вот боюсь.
Скоро помру. -
Признался так виновато,
как будто не сделал чего-то обещанного
и теперь никак не успеть.
С великими вроде все ясно.
Остается загадка маленького человека,
который в эпоху войн, революций, потрясений
прожил почти девяносто,
родил детей,
дождался внуков и правнуков,
вырастил сад,
прочитал нужные книги
и умер в своей постели
во сне,
навсегда оседлав, наконец,
своего коня.
Не воровал даже колхозное —
за соломой в скирду ходила бабушка.
Не писал доносов и анонимок,
никого не убил,
той небольшой властью, что приходила.
пользовался осторожно.
Всегда оставался самим собой.
И на все вопросы
признавал только собственные ответы.
— Почему река не прямо течет?
Чтобы муть оседала! —
Но вопросы
были тоже собственные,
что и спасало.
Яркость январских снегов.
Мороз и капель.
Пилим дрова во дворе.
Ты — себе, я — себе.
Чистая струйка опилок
ударяет то в валенок,
то в литой сапог —
зимой и летом в резине.
Бабушка глянет с крыльца —
еще не поссорились.
— Нравные...
Отступив на шаг,
ты внимательно следишь,
как я укладываю на козлы
коленчатую вербу.
Спокойно роняешь:
— Выгибается как река.
Подарил речку и лес,
детство под старой липой,
а метафору — напоследок.
Поверхность воды
в мгновенных складках-морщинах.
Кажется, шероховатой на взгляд,
как кора старой вербы над ней.
Дерево, река, человек —
слова будто разные,
да всё об одном.
Деревья впадают в небо,
как реки в море.
Краткое и зеленое
струится медленно
к вечному и голубому.
Куда текут и впадают
наши жизни?
Медленно — словно дерево.
Стремительно — как река.
К ВОПРОСУ ОБ АРХИТЕКТУРЕ
Все эти каменные нагромождения,
все эти пирамиды, дворцы, храмы –
все эти необитаемые острова
на реке времени
заносятся тем больше,
чем дольше простояли, не сходя с места.
И твердо предлагают становиться рядом,
и восхищаться, только восхищаться.
Жизнь оставила их не случайно.
Они пробовали навсегда перегородить время
и овладеть, наконец,
вожделенной вечностью,
которая зеркальной гладью
прикрыла бы
досадные несовершенства земли.
Выдержать час
я, пожалуй, способен.
Конечно, если экскурсовод
не очень старая
и достаточно хороша.
Час, но не больше.
Неужели вы не чувствуете
этот всё пронизывающий запах?
Запах концентрированного насилия
и крови,
что лилась, как вода.
Культура –
это вовсе не то,
чем затыкают нос
и замазывают глаза.
Скорее на воздух!
К небу,
к реке,
к зеленой траве,
под надежную опеку деревьев,
что неутомимо
изо дня в день
делают нам искусственное дыхание.
Что касается архитектуры,
то меня всегда восхищает
простое человеческое жилище, -
из дерева, глины, камня, -
построенное собственными руками
или с помощью друзей
на срок короткой
человеческой жизни.
Жилище простого человека –
вот мера культуры
и цивилизации.
Запах истории
на заливных лугах гласности
благоухают
вчерашние компосты
и сегодняшние фекалии
это и есть запах истории
сначала пахнет дерьмом
а потом кровью
вдохни поглубже
чтобы уже никогда не спутать
с библиотечной пылью
***
Стены вздрагивали от грома
аэродрома.
Круто взнузданное железо
проносилось над полем, над лесом.
Теперь тишина, как могила,
все схоронила.
Под крышей державного гула
жизнь промелькнула.
ТОВАРЫ ДЛЯ БЕДНЫХ
- Скажите, пожалуйста…
- Прямо, а потом направо.
Да, дешевая распродажа.
Не рвитесь, успеете.
С утра и до вечера,
и всю ночь напролет.
Этого добра навалом.
Вывеска там –
«товары для бедных»!
Да-да, в полном ассортименте –
свобода, равенство, братство,
родина, честь, Бог…
- Так все-таки есть Бог?!
- Не знаю.
- Но вы же сами говорите!
- В продаже – есть.
Ну а также свежий воздух,
чистая вода,
бескорыстная любовь
и прочие отбросы цивилизации.
Проходите, не задерживайте!
***
Канул май. Черемуха иссякла.
А жизнь всё длится, длится без конца,
не подает условленного знака,
не открывает ясного лица.
И ожиданьем тайным растревожен,
прислушиваясь к шорохам лесным,
брожу один, надеясь, что, быть может,
мелькнет где ситчик давешней весны.
Я помню всё: как грязными руками
март пьяно лапал белые холмы
и как кромсал звенящими ручьями
овчины ошарашенной зимы.
Апрель в заботе - не единым хлебом.
Стада лугов согнал на водопой.
Потом стоял в грязи под чистым небом
и жаворонка слушал, как слепой.
Нет, никогда весне я не перечил
и май встречал над быстрою водой.
О, соловья торжественные речи,
кукушки голос, женский и грудной.
***
озеро
возле
вздрагивает как бабочка
на зеленом бархате леса
чем прозрачней вода
тем больше голубизны
забирает у неба
чистое сердце –
зеркало мира
***
холодноватое покалывание звезд
и черная
сосущая пустота
прижался к любимой
и успокоился:
уравновешена
бездна неба
пропастью женщины
***
я спать с тобой хочу
плечом к плечу
чтоб просыпаться поутру
бедром к бедру
чтобы губами трогая ключицы
в сюжеты снов невидимо включиться
и на границе между сном и бденьем
расти слепым настойчивым растеньем
что ищет влагу корнем и листом
о этот первый самый сладкий стон
и поцелуй стремительный замкнет
энергий животворных оборот
я океаном стану
ты землей
и этот сон досмотришь ты со мной
там я как бог
в родстве стихий уверен
и волны бьют, не уставая в берег
и молнию исторгнув вместе с громом
несу тебя в простор за волноломом
где синь небес и моря гладь
тебя желают нежить и ласкать
и ямочку целуя на коленке
хочу тебя
отныне и вовеки
***
Равнины светлые твоих спокойных глаз.
Скольжу, как месяц, над простором снежным.
И облака, что разлучают нас,
не нарушают счастья безмятежность.
Так, смежив веки, не теряют вдруг,
в объятья заключенные, друг друга.
И зренье кожи, зренье губ и рук
замкнет затвор спасительного круга.
Лишь только в нем едины до конца.
Нас разделить ничто уже не в силах.
И без иконы твоего лица
мне в храме бытия невыносимо.
Равнины светлые твоих спокойных глаз.
Ну что еще случиться может с нами!?
Уже простором снежным пронеслась
Сама судьба – как тройка с бубенцами.
***
Перед плотностью жизни обычной,
где единственно всё и всерьёз,
так метанья твои неприличны
под насмешливым взглядом берёз.
Пируэты, полеты, вояжи…
Для чего тебе крылья дала
та земля, где суровы и тяжки,
где кровавы и слёзны дела?
Что печалиться ей, не воспетой,
под высоким надзором небес?
Не нужны ни стихи, ни поэты
там, где поле, где речка и лес.
Там, где стыдно свободным и сытым
на измученных женщин глядеть,
книга жизни тебе приоткрыта
и прочитана даже на треть.
Ну, так что же ты медлишь, робея?
Или жизни трагический лик
отвращает тебя, как лакея,
что к господским картинкам привык?
Ну, так как же, сумеешь пробиться
сквозь пласты, что, как глина, плотны,
стать желанным, как певчая птица,
близким, нужным, привычным, родным?..
Изображение: Худ. Анна Силивончик (Беларусь).
Свидетельство о публикации №117092305375
Реброва Татьяна Анатольевна 10.04.2022 13:05 Заявить о нарушении