Приветствую тебя, Новалис!

       Новалис - превосходнейший философ из тех новых и совершенно незнакомых ещё миру философов, которые выражают мысль одним словом, или двумя. Не философ по внешнему обличью, а философ по тайне струны, на которую настроен. Если так можно выразиться, есть философы, которые размышляют, а есть философы, которые вещают, так вот Новалис - вещает, он - язык тайны, ведь тайна время от времени всё же приобретает себе язык.

       Философия должна была называться не мета-физикой, а мета-поэзией, потому что она по смыслу идёт вслед за поэзией и освещает следы первой. Так что Аристотель глубоко ошибся, поставив философию совсем не туда, где ей следовало быть.
       Место философии - "за" поэзией, ибо философия - крайняя точка, после которой начинается поворот - назад к действительности.
Всё искусство как поэзия - есть отрыв от природного и обыденного и возвышение над ним, а вся философия - есть точка поворота после которой возвышенное устремляется вниз к своему основанию.

       Но где находится тот, кто вещает? Наверное же не в том месте, где тот, кто размышляет. Это место подвинулось. И оба философы? Конечно, потому что философия достаточно условная область, которой мы очерчиваем нами понимаемое. Но почему один почти маг, например Новалис, а другой почти педант - например Гегель, а третий почти дурак, например Шопенгауэр? Да потому что внутри философии есть тоже разные места. И горе нам, что мы до сих пор склонны больше считать философами дурака и педанта, чем мага и поэта, который мыслит. Горе нам, что и сама философия определяется по внешним признакам, ещё до недавнего времени она была просто профессорской, а сегодня она всё равно продолжает оставаться просто учёной. Мы всё никак не можем научиться узнавать "новых философов", которые не когда-то быть может появятся и придут, а которые уже есть в истории, но всё ещё хорошенько как следует нам не видны. Новалис - один из таких "новых философов", он оценивается обычно не публикой, а самими философами и изощрёнными любителями. Но всё это не говорит нам о том, что ситуация в корне не поменяется завтра.

       Что если сама действительность будет говорить с нами философским языком? Тогда вы получите мага - существо не вполне от себя зависящее и вовсе не субъективно-романтическое, как считают они...
      Но эти "они" повсюду и из-за них не продохнуть...
   Вот ты пишешь, пишешь, пишешь как мыслитель и вдруг кончаешься и пишешь как поэт... Из какой области в какую ты делаешь при этом незаметный прыжок?
Практически все первые трактаты древних греков по философии были написаны в поэтической форме, это были поэмы. Тут и наглядно даже становится видно как философия "лопалась" через кожицу поэзии. Но наверное, туда же, она и будет отступать, когда вознамерится вернутся обратно, словно блудная дочь, а не блудный сын?! Она снова вспомнит о том, что существует её поэтическое лоно. Причём здесь будет физика? А ни причём! Словно пятая нога лошади или зубочистка роялю. Философия будет выяснять прежде всего свои отношения с искусством, не с наукой и станет тогда понятно почему она так долго не могла ничего подсказать этой науке напрямую. Вдруг выяснится, что она и не должна была этого делать, поскольку это вообще не главное её занятие.

       Магическая сила любви имеют ту же самую силу очаровывать, что и магическая сила философии, и магическая сила поэзии. Магия здесь обозначает претворение. И при том не то, которое происходит по ведому человека и от него самого, а то, которое происходит с ним невольно, невинно так сказать и спонтанно-образно.
       Но философия всегда отставала в деле такого претворения, она долгое время сознательно делала ставку на претворение человека через отношение и разумность. Но к счастью, в философии случались и Новалисы, и Паскали, и Сократы(о магическом воздействии которого на окружающих несправедливо забывают) и магия в философии, пусть и чуть теплилась постоянно, но всегда была жива. В наше время философия продолжает падать в предельную рационализацию, этому соответствует технический век, но неучтённое существование человека, вытесненное при этом в виртуальный мир неизменно требует большего.
       Будет ли в состоянии философия дать это большее? Вернуть миру магию мысли и красоту осознания так, чтобы мир загорался от них, а не зевал за полированными кафедрами?!


Рецензии