По конкурсу МК-17, Редкие формы, ч. 4
http://www.stihi.ru/2017/09/18/6253 - Итоги конкурса
Продолжаю публиковать и комментировать форму исполнения конкурсных стихов пакета "Мастер класс-2017. Редкие формы".
Общие пояснения см. начало статьи по ссылке http://www.stihi.ru/2017/09/19/4384
- Кончерто гроссо . Светлана Галс -
Спешите, сегодня в программе
Кончерто для грома с оркестром!
Прижмитесь к распахнутой раме -
Здесь самое лучшее место.
Откуда б еще вы увидели
Такое количество арф?
Тираны, пророки, воители,
Не вам этот грохот литавр!
Взмывают смычки паганинные
Над искрами порванных струн
Победными летними гимнами,
Ведя виртуозно игру.
И... шепотом, шелестом, шлепаньем,
Срываясь, сметая, шутя,
В листву, серебристо, синкопами,
Безумные ноты летят.
Катрены ДбДб, где Д - дактилическое окончание.
3-стопный амфибрахий
010 010 010 0
010 010 01
010 010 010 0
010 010 01
Очень музыкальные стихи, где картинка природы сочетается со звучанием оркестра, последнее достигается не только использованием "музыкальных" тропов ("И... шепотом, шелестом, шлепаньем, срываясь, сметая, шутя, в листву, серебристо, синкопами, безумные ноты летят"), но и удачно выбранным размером амфибрахия, который сам по себе музыкален, создает плавающую, покачивающую мелодию стихов. Стильные стихи - с хорошим вкусом к поэзии.
- Залётная птица. Наталья Ильина 3 -
Я внимала осеннему ветру,
Через сотни глухих километров
Ожидая с печалью ответов,
Почему он душою угас?
Отчего он умолк так внезапно
И куда-то ушёл безвозвратно,
Лишь солёную правду невнятно
Мне раскрыв из опущенных глаз?
А я помню, как спала завеса,
Словно я выходила из леса,
Видя, что на волне интереса
Он с улыбкой смотрел на меня.
И от взгляда, в цвету синеоком,
Напилась я берёзовым соком,
Под нахлынувшим в сердце потоком
Зимний холод из сердца гоня.
Для него я горела свечою,
Утоляла водой ключевою
И волной серебрилась речною,
По дорожке подлунной идя.
Хоть была она зыбче качели,
Я купалась в любви, как в купели,
Слыша сердца весенние трели
Под весёлое пенье дождя.
Только глаз его тёплые струи
Охладели, меня не врачуя,
И кукушка, из леса вещуя,
Уточнила любви этой срок:
Он на берег мой тихо подкрался,
От дорог и забот отдышался
И залётною птицей умчался,
А любовь утекла сквозь песок.
октет АААбСССб
3-стопный анапест
0010010010
0010010010
0010010010
001001001
0010010010
0010010010
0010010010
001001001
Стихи написаны в жанре интимной лирики, восьмистрочником с троекратным повтором одинаковых женских рифм - песенная мелодия. Стихи передают определенное настроение, язык - поэтический, рифмы точные, но, к сожалению, довольно много ожидаемых (банальных) образов или словосочетаний : весенние трели, зимний холод, горела свечою и т.п. Некоторые строки заставили меня напрячься: " видя, что НА ВОЛНЕ ИНТЕРЕСА" и " и от взгляда, В ЦВЕТУ СИНЕОКОМ" - первая показалась взятой из другого стиля речи, а вторую я просто не поняла... В целом, неплохо, хотя и не для мастер класса.
- Комната. Соэль Карцев -
"Власть отвратительна, как руки брадобрея," Осип Мандельштам
В комнате, где "я" колобродит с "мы",
время растеклось по всему периметру.
Мне бы взять его, хоть чуть-чуть взаймы,
но меня никто не зовёт по имени.
Беспокойно ждём: покатила б масть.
Мы устали оглядываться на историю.
В этом склепе залитом всё одно пропасть
"Англетеру", превращаясь в "Асторию".
Я когда-то был со страной един:
ералаш в душе, но хожу ухоженный.
Наша цель — дожить до благих седин,
стырив по пути все слова расхожие.
Под канат, на ринг сделав первый шаг,
продолжать идти как-то боязно,
да и рефери из таких решал,
что удары сыпятся ниже пояса.
Я к противнику: провожать-встречать,
так ведь нет его, неказистого...
В белой комнате не один я, чать,
за дверьми её — поле чистое.
Подобрать бы мне ключ для октябрей,
чтобы не тонуть, плыть в замочных скважинах...
Тянет руки, скалится брадобрей.
Заслоняют сущее всё дела неважные.
Катрены аДаД, где Д- дактилическое окончание
Акцентный стих на 4 Икта:
0010010001
000011010100
1010100001
00101000010100
Есть некоторое подражание поэзии Маяковского, что стихам не вредит - написаны они свежо, интересно. Много ярких авторских образов: " В комнате, где "я" колобродит с "мы", время растеклось по всему периметру". Или: " В этом склепе залитом всё одно пропасть "Англетеру", превращаясь в "Асторию"". Или: " Подобрать бы мне ключ для октябрей, чтобы не тонуть, плыть в замочных скважинах...". Стихи наполнены содержанием, держат читателя в напряжении, заставляя думать над смыслом фраз. Неплохая работа!
- Сердце тебе подскажет. Алмиханд-Конкурсная -
Не перепишешь набело день, что тобою прожит –
Жизнь не кино, не вымарать сыгранный эпизод.
Может, когда-то встретишься с днём, на него похожим,
Только другие радости он тебе принесёт.
В спорте, в азартных игрищах, свой результат итожа,
Следом за каждым выигрышем складывают очки.
Жизнь не игра, в ней множество хитросплетений сложных,
Что вероятность выгоды сразу же отсеки.
Даже не строй иллюзии, веря, что заговором
Сможешь подправить линии выверенной судьбы.
Вряд ли она изменится, кончится жизнь и скоро –
Каждый твой шаг неправедный небом не позабыт.
Лишь на себя надеяться, верить в удачу, даже
Где обстоятельств заговор не превозмочь никак…
И поступать по совести. Сердце тебе подскажет
Сколько всего учитывать, делая каждый шаг.
Катрены из полустрок АбАб
Логаэд из стоп дактиля и хорея
100 10 100/100 10 10
100 10 100/100 10 1
100 10 100/100 10 10
100 10 100/100 10 1
По форме написано чистенько, найдено правильное место каждому ударному слогу, проверены рифмы. Есть тема, есть внятный язык ее изложения. Что тогда мне здесь мешает? Способ подачи темы - нравоучительность тона и это второе лицо глаголов (пусть даже и обращенных к себе): "тебе подскажет", "встретишься с днем", "он тебе принесет", использование повелительного наклонения: "не строй", "отсеки"... Насколько бы лучше - лиричнее и убедительнее - стали эти стихи, если бы автор написал их от первого лица, задумчиво, доверительно и с небольшой долей сомнения в своей правоте...
- Твой день рожденья. Евгений Аксельрод -
Твой день рожденья – он и мой
Рожденья день. И дело вовсе
Не в совпаденье чисел, дат.
А просто если бы тогда,
В июле, в шестьдесят девятом,
Не закричала в первый раз
Та крошка голосом твоим,
То не родился бы и я
Зимою в девяносто пятом*.
аБссДеЖзД
И жил бы кто-то, но другой,
С моим лицом, в моей одежде,
Он звался б именем моим,
И может, тоже у него
Была б дочурка (тоже Света!).
Но только б это был не я!
Ведь появился я на свете
Лишь с появлением тебя.
Нас всех любимые рождают
И от печалей ограждают...
аБсаДеДе ??
Астрофические стихи? Я так и не смогла уловить схему их постоянно меняющегося порядка рифм, что, конечно, не преступление, но и не привносит ничего удивительного или полезного содержанию стихов.
А ритм известный - 4-стопный ямб.
01010001
010101010
01010001
01010001
010101010
01010101
По содержанию затрудняюсь что-либо сказать: стихи для внутреннего, семейного употребления.
- 31 октября. Ольга Бесснежная -
Как я поняла, стихи писались совсем для другого конкурса с некорректным (на мой взгляд и вкус!) конкурсным заданием - использованием цитат классика в качестве оправы для своего стихотворения. Не уверена, что таким заданиям был бы рад сам Бродский!!!
В итоге на Мастер класс были поданы не самостоятельные, авторские стихи, а стилизация чужой формы , практически - повтора структуры стихотворения Бродского, две строки которого автор взял в свои стихи в качестве цитаты:
" Заморозки на почве и облысенье леса,
небо серого цвета кровельного железа.
Выходя во двор нечетного октября,*
ежась, число округляешь до "ох ты бля".
Ты не птица, чтоб улететь отсюда,
потому что как в поисках милой всю-то
ты проехал вселенную, дальше вроде
нет страницы податься в живой природе.
Зазимуем же тут, с черной обложкой рядом,*
проницаемой стужей снаружи, отсюда -- взглядом,
за бугром в чистом поле на штабель слов
пером кириллицы наколов" ./ И. Бродский/
Сравним оригинал Бродского с поданным на Мастер класс стихотворением:
Выходя во двор нечётного октября*,
морщась, стираю всё чётное в посте. "Бряк...
Временно недоступен и...". Пустота колодца
терпит грязное небо, лезущее колоться
леденящей сталью, замёрзшей ртутью
на деревьях сгибать голые ветви-прутья.
Осознав приговор "Абонент вне зоны...",
заливаю, не чокаясь, сто - озона,
и вороны кружат, пополненью рады.
Нескончаемой цепью вокруг ограда
территорию наших грядущих встреч
собой пытается уберечь.
С темнотой удалённых страничек гаджет
на гранит положу - бесполезен так же.
Привязались дворняги ко мне за каким-то лядом,
Зазимуем же тут, с чёрной обложкой рядом*.
Попарная рифмовка рифм
4-х Иктовый акцентный стих
001 01 0100 001
00 010 0100 10 1
100 00100 001 010
0010 10 010 10
0010 01 000 10 10
001 001 001 010
0010 01000 1 010
Стихи, безусловно были бы отличными, если бы только в них не было слишком много чужого... Не понимаю я организаторов подобных конкурсов, заставляющих участников включать поэтические цитаты и использовать чужие формы в своих стихах: зачем сознательно плодить на сайте стихи, в которых рано или поздно все пояснения по их написанию исчезнут, а необразованная молодежь не увидит заслуги автора оригинала, уже не способного защитить свое авторство? Да и участник был не прав, подавая стихи этого "некорректного" конкурса на Мастер класс в качестве примера СВОЕГО мастерства...
- Момент Тишины. Матвей Песегов -
Рукоять чуть изогнутой сабли
ласкает ладонь,
Благородная сталь
до поры успокоилась в ножнах.
Лишь немного дрожит под седлом
битву чующий конь,
Под собою промёрзшую землю
копытит тревожно.
Кто читает молитву,
похожую на ворожбу,
Кто-то пристально смотрит вперёд
затуманенным взглядом,
Словно там, вдалеке,
вдруг свою он увидел судьбу
И святого Георгия,
с нею идущего рядом.
Там уже, приготовясь,
германцы примкнули штыки.
Как лесные поганки
темнеют округлые шлемы,
И застыл эскадрон
в ожидании взмаха руки,
Канонадного грохота нет,
и орудия немы.
Стоит дорого этот
последний момент тишины
Перед боем, когда ещё
ангелы не голосили.
Кровь не льётся рекой,
и их стоны пока не слышны,
И не плачут их матери
по необъятной России.
Катрены здесь только записаны в 8 строк, от чего не перестали быть катренами (а не октетами) с рифмовкой аБаБ
5-стопный анапест
001001001001001
0010010010010010
001001001001001
0010010010010010
По форме - никакой особой редкости в стихах нет, а по содержанию, по богатству словарного запаса и языку изложения это отличные стихи на историческую тему (о событиях Первой Мировой, если не ошибаюсь). Здесь много внешне простых, но очень убедительных и пронзительных фраз, точно передающих настроение бойцов перед сражением: "Лишь немного дрожит под седлом битву чующий конь, под собою промёрзшую землю копытит тревожно" или "Стоит дорого этот последний момент тишины перед боем, когда ещё ангелы не голосили".
- Главное - в зеркале. Александрова Валерия -
Промчались годы на высокой скорости.
Дни отмерялись взмахами ресниц.
Бывали радости, случались горести.
Шла напролом, не видела границ.
Прибавила карьера мне весомости,
Стихами много ожило страниц.
А прочие неважные подробности
Уносят крылья перелётных птиц.
Что главное? Долой оригинальности!
Ответ простой, как мерный сердца стук,
И очевидный, если без детальности:
Я - мама. Дважды. Замкнут жизни круг.
Благоговея таинству сакральности,
Благословенья жду из Божьих рук:
Замкнуть цепочку в коридор зеркальности -
Дожить, увидеть, как родится внук.
Строфы - октеты на две рифмы: ДбДбДбДб
5 стопный ямб с дактилической рифмой через строку, где достаточно много безударных стоп (пиррихиев) стоящих хаотично
01 01 00 01 01 00
00 01 01 00 01
01 01 00 01 01 00
00 01 01 00 01
01 00 01 00 01 00
01 01 01 01 01
00 01 01 00 01 00
01 01 01 01 01
" Благоговея таинству сакральности" - лексический недочет неверного согласования: правильно "Благоговея ПЕРЕД таинствОМ сакральности". Да и выражение "таинство сакральности" ставит меня в тупик своим смыслом - не знаю я такого таинства, любое таинство по своему определению сакрально, то есть священно. По содержанию - домашние стихи, которые на меня большого впечатления не произвели.
- Мой город. Марина Москвичева Белова -
Мой город страстей:
Душевных коллизий, греховных идей.
Где зависть и алчность, гордыня и злоба,
Коварство на лицах - слащавою сдобой;
Унынье, предательство близких людей
И годы потерь...
Мой город замёрз....
И северный ветер тревожит до слёз.
Сбивает всё то, что я в жизни любила,
Но дремлет ещё несказанная сила.
Она, не боясь ни затмений, ни гроз
Восстанет всерьёз...
Мой город-мираж...
Он вырос из моря - притихший пейзаж.
И призрачной стала черта горизонта,
Но важным и близким - загадочный контур.
Я в руки возьму голубой карандаш,
Создам антураж...
Мой город мечты...
Рисую тюльпаны по кромке воды.
Земные созданья - совсем не морские.
Откуда взялись лепестки молодые?
Вопросы... Ответы предельно просты :
Ростки доброты...
Так много ложбин...
И столько же непокорённых глубин,
Что тешат надеждой моё подсознанье.
Я вновь возвожу по кирпичикам зданье,
В котором соцветья счастливой любви...
Мой город - смотри!
6-строчная строфа с рифмовкой из двух рифм -ааББаа,
Разностопный амфибрахий 2-4-4-4-4-2
010 01
010 010 010 01
010 010 010 010
010 010 010 010
010 010 010 01
010 01
Интересна как схема рифм - симметричная относительно центра, так и звуковая схема, где количество слогов симметрично нарастает до 12 и вновь убывает до 5. Выбранный размер - амфибрахий так же создает звуковое волнообразное покачивание мелодии стихов. Структура стихов продумана и исполнена очень тщательно. По содержанию - городская лирика, создание поэтического образа города, но это не столько городской пейзаж, сколько монолог автора о себе самом.
- Там, где звёзды на землю падают. Владимир Курков -
За покрытыми снегом пиками,
ледяными речками быстрыми,
там где звёзды на землю падают,
превращаясь в цветы адониса,-
крылья стен расправляя белые,
к солнцу город тянулся маленький.
Открывались ворота кованные
для торговцев, гостей и странников.
Добрым словом и благодарностью
отзывались они о городе,
князя славили и сынов его,
восхищались красою дочери...
Но пришла беда из сухих степей:
как-то сваты к дочке пожаловали,
пригрозили, мол, не пойдёт добром,-
будет город лежать в развалинах.
Князь собрал сыновей с воеводою,
речь держал, обращаясь к воинам.
Порешил совет постоять за честь
дочки княжеской и за город свой.
В цвет багровый заря окрасилась,
предвещая битву великую...
Хищной птицей, крылья расправившей,
встало войско под стены города.
Роем жалящим стрелы взвилися,
угрожая смертью защитникам.
Мнёт ворота тарана клювище.
Словно блохи, ползут по лестницам
злые недруги, нескончаемо...
Князь с дружиною, через тайный ход,
обошли врага в тыл ударили,
вызвав панику и смятение,
клином врезавшись в строй штурмующих.
Враг попятился, чтоб сдержать удар.
Заскрипели ворота кованные,
сыновья вышли драться с недругом.
Семь ночей и дней бились воины.
Кровь окрасила реки быстрые.
Пал и князь, и сыны отважные,
но повержен был обнаглевший враг
спесь его на века захоронена...
В поле чистом кресты, колоннами.
Во главе семь курганов каменных:
главный - князю, а шесть - сыновьям его -
вот уж семь веков караул несут.
001 001 01 00
001 01 001 00 *
001 001 01 00
001 001 01 00
001 001 01 00
001 001 01 00
001 001 01 000 *
001 001 01 00
001 01 001 00 *
001 001 01 00
001 001 01 00
001 001 01 00
Белый стих с дактилическими окончаниями стихов.
То ли дольник, то ли логаэд из стоп анапеста и ямба, где в отдельных строках строф (фрагментов текста) встречаются сбивки расположения ударных слогов (*) - нечистый логаэд, что, впрочем, не мешает восприятию мелодии стихов. Стихи написаны в стиле русских былин, которые обычно читаются нараспев. Фольклорный язык, в котором много устоявшихся, характерных для русских былин эпитетов (ворота кованые, битва великая, заря багровая, реки быстрые, сыны отважные), а метафор и сравнений почти нет, в самом ярком из последних: " Мнёт ворота тарана клювище. Словно БЛОХИ, ползут по лестницам злые недруги, нескончаемо..." смутило слово "блохи", которые скорее прыгают, чем ползают... А в целом - отличные стихи!
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/09/24/2551
Свидетельство о публикации №117092203028
стихотворение-размышление. Я бы постарался убрать в нём выражение "покатила б масть", даже если бы пришлось переписать катрен и заменил бы "стырив по пути" на "по пути забрав".
Алла, что касается моей работы:
я пытался написать, используя тоническое стихосложение, поэтому ритма не придерживался, но он меня не спросил и "настоял на своём"))). Похоже у меня неважно вышло. Единственное, что спасло работу - это то что я постарался выровнять стихи по количеству слогов и плюс дактилистическое окончание, придавшее напевность. Спасибо за "блох")): ты абсолютно права - упустил и постараюсь исправить.
Благодарю за разбор. С надеждой на продолжение, Владимир.
Владимир Курков 24.09.2017 20:54 Заявить о нарушении
Спасибо!
Алкора 28.09.2017 09:28 Заявить о нарушении
Ну... я, надеюсь, вы понимали в начале своей работы, что собираетесь написать
именно "Былинный стих?" В таком случае нужно было постараться собрать как можно
больше информации об этом виде стихосложения.
.
Былинный стих отмечается разнообразием ритмических конструкций, чем обусловлено отсутствие его четко выраженной стихотворной структуры, рифмовки.
Что касается ритмики.
В зависимости от ритмического строения былинного стиха различают следующие виды этой поэтической формы:
тактовик – былинный стих в виде четырёхсложной стопы с устойчивой или подвижной анакрузой;
акцентный стих, или ударник, – дисметрический былинный стих, в котором каждая строка имеет равное количество ударных слов;
фразовик – былинный стих, организованный за принципом интонационно-фразового группирования, при котором словосочетания разделяются равносложными клаузулами и смысловыми паузами.
.
Как видите выравнивать количество СЛОГОВ в строках в той форме отнюдь не обязательно,
совсем не это "спасает работу".
Что касается "настоял на своём". В вашем случае настоял на своём
заявленный первой же строкой логаэд: 001 001 01 00 (анапест/анапест/ямб),
который далее использован в 90% текста.
Кроме того "на своём" настояла и смежная рифма в двух местах:
"пиками/быстрыми" и "воеводою/воинам", которой в этой форме быть не должно.
Что же касается "а метафор и сравнений почти нет", то едва ли они в традиции
именно русской былины, в отличии, например, от подобного рода стихосложения
"Поэзии Норвежских скальдов", в которой одна метафора, символ цепляется за другой
плюс обязательная аллитерация и внутренние рифмы по всему тексту.
В русской традиции единственное требование к композиции:
поэтический текст былины условно состоит из трёх частей – запева, зачина, концовки.
А это у вас более менее выполнено.
О
Гольгертс 01.10.2017 11:59 Заявить о нарушении
Очевидно имеется в виду классическая силлабо-тоника с пятью основными размерами,
в крайнем случае их комбинацией.
По моим наблюдениям к тоническому стихосложению ведут два пути.
Первый у авторов, которые "хорей от ямба" не отличают и даже гордятся этим.
И ко второму приходят те, кто попросту "наелся" силлабо-тоникой, если угодно "исписался"
в ней и уже не получает того "удовольствия Творителя".
Кроме того существует (подчёриваю) намеренный приём нарушения ритмической монотомии,
так называемой "прозаизированной" поэтической речи.
Но вся штука в том, что и нарушения по большому счёту должны быть закономерными,
то есть тоже в определённой степени "структуированными".
А что мы наблюдаем в так называемой "слип-поэзии?"
Даже если какая-либо закономерность применения существует, то авторы вместо того, чтобы
подчеркнуть её, наоборот, прячут за формат А4, либо за "авторскую запись".
Да и сама закономерность, зачастую, не основана ни на чём, кроме личного авторского слуха,
который в этот раз "захотел вот так". Но главное, даже не в этом.
В тоническом стихосложении подавляющее большинство авторов упускают один существенный момент.
Дело в том, что в нём, лишённом упругой ритмической поддержки, вся конструкция
"держится" исключительно на рифме, роль которой в таком случае вырастает в разы.
Прежде всего это касается качества самой рифмы, причём по всем приоритетным параметрам.
Здесь и разнородность (разнопадежность) и максимальная фонетическая точность рифмы.
Обратите внимание на рифмы Бродского, не говоря уже о Маяковском.
Никакие вторичные, тем более банальные, грамматические рифмы недопустимы, если
автор желает достойно работать в этом сегменте стихосложения.
Иначе, вся "конструкция" разлетается подобно "соломенному домику".
Мои оппоненты возражают: а ты, мол, смотри О ЧЁМ написано, какая "великая" поэтическая мысль,
какие образы и так дальше...
Во-первых всё это крайне субъективная категория восприятия, но даже если это и так,
тогда тем более обидно за стихотворение в целом. Потому что, используя символику А. Чёрного,
"Прекрасное вино было налито в ночной сосуд... а могло быть в хрустале!"
О
Гольгертс 01.10.2017 12:46 Заявить о нарушении
Владимир, большая просьба: вести споры с третьими лицами личной перепиской или непосредственно с авторами обсуждаемых стихов на их страницах.
Алкора 01.10.2017 13:22 Заявить о нарушении
С одной стороны вы сетуете на "молчание" авторов, а с другой "бьёте их по рукам".
Где вы видите "форму отвлеченных бесед между собой - вне задач конкурса?"
Где мне написать своё замечание, как не под рецензией автора?
Я отвечаю именно на неё, а не обсуждаю "рецепт засолки огурцов".
С каких это пор "Круглый стол" заинтересованных в своём развитии авторов считается
"дурным тоном", я что кого-то оскорблял? Или все обсуждения должны вестись
исключительно с ВАМИ? А мнения третьих лиц - "фтопку?"
Если это так, то вы на корню рубите всю инициативу и мотивацию авторов.
Вы задаёт вопросы: "Вам мои разборы не нужны? Я делаю разбор скучно?" (с)
Я только сделал дополнение к вашим обзорам, строго по существу стихосложения,
в том числе исходя из объяснений автора - так что же в этом "криминального?"
Почему вы гоните нас в какую-то "резервацию", в наши кабинеты. Для чего создана
эта площадка, чтобы ВСЕ участники приобщились к процессу или для удовлетворения
чьих-либо личных поэтических амбиций?
Извините, но со стороны это выглядит именно так.
Гольгертс 01.10.2017 13:57 Заявить о нарушении
и тонического стихосложения?"
Знаете, меня во многом "обвиняли", но только не во флуде!
Гольгертс 01.10.2017 14:04 Заявить о нарушении