По конкурсу МК-17, Редкие формы, ч. 3

http://www.stihi.ru/2017/06/05/1957 - Конкурсная ссылка
http://www.stihi.ru/2017/09/18/6253 - Итоги конкурса

Продолжаю публиковать и комментировать форму исполнения конкурсных стихов пакета "Мастер класс-2017. Редкие формы".

Общие пояснения см. начало статьи  по ссылке  http://www.stihi.ru/2017/09/19/4384

 
  - Код земли родной. Владимир Николаевич Тюрин -

Заросли рубцы - траншеи матушки - земли.
Заровнялись язвы страшных бомб.
Пролетели годы, горе унесли,
Только память держит боль.
00 10 10 10 10 00 1
00 10 10 10 1
00 10 10 10 00 1
10 10 10 1
Миллионы жизней всех не сосчитать,
Лишь земле известно сколько полегло.
Исстрадалась дорогая - всем ты Мать,
Орошён сыновьей кровью каждый уголок.
00 10 10 10 00 1
00 10 10 10 00 1
00 10 00 10 10 1
00 1010 10 10 00 1
Код земли родимой - души тех людей,
Ощущаем сердцем, слышим голоса -
Веру нам даёт, любовь...Радеть
За тебя и наш черёд настал.
10 10 10 10 10 1
00 10 10 10 00 1
10 10 10 10 1
00 10 10 10 1

Строфы - катрены с рифмовкой  абаб -  с мужским окончанием рифм.
Ритмику стихов   невозможно считать  тоническим стихосложением, так как ударение приходится на каждый второй слог (исключая несколько безударных двусложных стоп - пиррихиев), что  указывает на хорей переменного  размера - число стоп в стихах бессистемно  меняется (с 4 до 7). Это неурегулированный хорей, не новаторство, а  недоработка автора. Тема задумана хорошо - достойная по содержанию  и ясно изложена, но мелодичных стихов, написанных языком мастерской поэзии, пока не получилось.

   -  Мы фехтовали с ним... Аркадий Стебаков -

Мы фехтовали с ним, но это не был бой
в привычном виде,
и не на шпагах мы дрались между собой,
единоверцы.
Лихой опасности мы чувствовали жар,
как на корриде.
Я был раскрыт и первым он нанёс удар -
он целил в сердце.

Он был моложе и сильней, и он был смел,
но мне – не ровня,
и позволять себе ошибки я не смел –
была причина…
Я не хотел тот поединок удалой
закончить кровью,
а он всё лез, неповоротливый и злой…
Вот, дурачина!

Но… надоел. Он бой ведёт, как дровосек –
и – жало к горлу,
он стал белей лицом, чем самый первый снег...
оружье сдал мне.
Я пощадил его. Не нужен мне итог
пустой и скорбный.
А он не знал, что уберёг его платок
Прекрасной Дамы.

Мы с ним сошлись, любовный чувствуя угар,
в кровавой драке,
но мой последний, окончательный удар
ему неведом:
ему не долго наслаждаться тишиной
в желанном браке –
Прекрасной Дамой, что была моей женой,
он будет предан.

октеты с рифмовкой аБаСдБдС
разностопный
0+01 0+01 0001
0+01  0
0+01  0001 0001
0+01 0

0+01  0001 0001
0+01  0
0+01  0001 0+01
0+01  0
Разностопный (3-1-3-1) четырехсложник Пеон4 с полусильными ударениями в первой стопе, ритм довольно редкий.  Единственным его недостатком является то, что полусильные ударения здесь во многих стопах попали на 2 слог четырехсложника, образуя стопу 0+01 - по звучанию почти равную двум ямбам: для написания пеона требуется очень точный подбор слов с нужным фонетическим ударением, чтобы полусильные ударения не превращали стихи в грязный логаэд.  Оправдано ли использование столь неурегулированного и  негармоничного (рваного по звучанию) ритма? По сюжету стихов - оправдано: тема их такая, но стал ли этот "рэповый" рассказ в стихах мастерской поэзией? Думаю, что нет. Язык стихов совсем не поэтический - разговорный, в основном перечисляющий только действия, события, а не состояние, не настроение, что было бы более уместно для поэтического произведения. Сказать, что эти стихи понравились - не могу.

    -  Зонг. Агата Миллер  -

Скучала на мостках в объятьях ситца.
Оставив росчерк серым на странице,
Кружила в небе взбалмошная птица.
Крикливый зонг понять мешал акцент.

Поморщив носик, отряхнула книжку,
Ленивым взглядом проводив мальчишку,
Который лез, отклячив зад, на вышку.
Пустынный пляж подобен саду дзен.

Катился будний летний день к закату,
Летели облака грядой кудлатой.
Прибой, захлебываясь белой ватой,
Гонял, как мяч, надтреснутый арбуз.

В корзину сбросила твои мессАжи,                (от mEssage - послание )
Включая то, что раньше было важным.
Мостки оставив, побрела вдоль пляжа.
В соленой пене растворяя грусть.

Строфа с рифмовкой AAAб*, где б* - межстрофная рифма пары рядом стоящих строф.
5 стопный ямб
01 01 01 01 01 0
01 00 01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01

По форме особых замечаний нет, и звучит неплохо, а вот от языка не в восторге. Не любитель я иностранных  слов в русской поэзии ("зонг" вместо "песня", " мессАжи" вместо "послания" - тем более, что и фонетическое ударение иностранного слова неверное!) - не тянет такая "поэтическая " речь на мастер класс! В строках
                "В корзИну сбрОсилА твои мессАжи"  как и в строке
                " ПрибОй, захлЕбывАясь бЕлой вАтой
вообще непорядок с расстановкой ударных слогов в места Иктов - в словах вынужденно появляются вторые ударения, а такие недочеты  не дают права на номинацию стихов по технике написания. А по содержанию, по образности и яркости картинок - неплохо. Некоторые строчки просто хороши: " Оставив росчерк серым на странице, кружила в небе взбалмошная птица" или " Прибой, захлебываясь белой ватой, гонял, как мяч, надтреснутый арбуз".

   - Ангел. Владимир Квашнин 2 -

Хватит, мама, разве это горе?
А она рыдает, не унять.
Крестик мне надела - «Надо, Боря,
«Ангел будет с неба охранять».
В армии? Да я простой водила,
Мне что там, что здесь ее крутить
Колесо-баранку по Тагилу,
Разница? А вы меня крестить…

В автобате получил «Урала»
Грузового. Новенький, с нуля.
Полетела служба – хлеб да сало,
Пыль да грязь, не горы так поля.
В кузове ребята первогодки,
Кухня на форкопе, старшина
Смотрит карту, ищет путь короткий.
Что искать? - Дорога-то одна.
Стелется полоской серпантина.
Тянет в Бандук труженик «Урал».
Кто бы знал, что впереди ждёт мина
И засада чехов в складках скал.

Что и помню – вспышку, да и только.
И ещё – как старшина хрипел…
В госпитале мой земеля, Колька –
«Борька, как же ты то уцелел!?»
Что сказать, соврать? А может правду
Рассказать, как спасся от огня?
Не поймёт. Бархоткою награду
Драит парень, тут не до меня…

Я очнулся. Где твой ангел, мама?
Где?!!! - Кричал, в баранку ткнувшись лбом,
Голову поднял, смотрю, а прямо -
Россыпь дыр от пуль на лобовом.
Дым в кабине. Кузов догорает…
Жив?!!! … А чья же кровь-то на стекле?

Ангелы не в небе умирают,
Умирают тоже на земле.

Катрены АбАб,
четырехсложник Пеон1
10+0 1000 10
10+0 1000 1
1000 1000 10
00+0 1000 1
Стихи не столько редки по форме, сколько глубоки и душевны по содержанию. Этим они и подкупают читателей. Язык прозаический, хотя и яркий, богатый по набору слов,  но для жанра "рассказ в стихах" вполне годится. Хорошая работа!

   - Сказ о совести. Галина Лифанова 2 -

В древние, всеми забытые годы,
Совесть в ночИ появилась на Свет,
Не бушевали в морской глади воды,
Не было в ночь эту хмурой погоды,
Лес чуть нарядней в тот миг был одет.

В сумерках звёзды задумались в небе,
Реки безмолвно общались с луной,
Воздух своей чистотой был целебен,
Сад, в ожидании чуда, волшебен,
Совесть рождалась на свет в час ночной.

Долго бродила по дальним селеньям,
Робко  стучалась в  чужие дома,
Души пыталась спасти исцеленьем,
С Божьим входила благословеньем,
В сердце просилась, где царствует тьма.

Странствует совесть и ныне по свету,
Спать не даёт ни себе, ни другим.
Так от  зимы и до знойного лета
Ищет с надеждой к вопросу ответа,
Как же вернуть сЕбя душам больным?

Строфа- пятистишие АбААб.
4-х стопный дактиль с усечением в последних стопах  стихов безударных слогов:
100 100 100 10
100 100 100 1
100 100 100 10
100 100 100 10
100 100 100 1

По форме не особо редко, но  исполнено чистенько, а вот с поэтической речью хуже: я не нашла здесь интересной и мастерской поэзии, литературного точного языка изложения, как, впрочем,  и сюжета, волнующего душу. Сюжет есть, но изложен он прозаически - как пересказ событий, причем не всегда с удачной компоновкой слов в предложения ("В сумерках звёзды задумались в небе", "Ищет с надеждой к вопросу ответа"). Не хватает  показа  мыслей и состояний с помощью поэтических образов взамен сухого пересказа притчи. В стихах  почти не чувствуется авторского отношения к теме. Слово "свет" во второй строке стихотворения я бы не стала писать с заглавной буквы (эти акценты заглавными буквами всегда простят стихи!)

   -  Предзимье. Евгений Камов-Джерик -

Когда мои родные дали
накроют зимние печали,
я убегу в ближайший лес,
где снег - желанный дар небес,
по просекам, как мелкий бес,
кружит беспечный и нахальный,
отбросив всякий политес.
А голый лес в настрое праздничном,
как будто только что из прачечной,
хрустит снегами накрахмаленный,
встречая чудо из чудес.

11 строчная строфа ААбббСб Д*Д*С*б,
4-х стопный ямб с разными типами рифменных  окончаний
010101010
010100010
00010101
01010101
01000101
010100010
01010001
0101010100
0101000100
0101000100
01010001

Сложная строфа из 11-стихов на 4 рифмы - не часто такое встретишь! И стихи понравились: выразительная образная картинка зимнего леса, есть игра звучания точных, пусть и банальных  рифм "б" - лес-бес-интерес-чудес-небес. Лаконично и эмоционально.
 
   -  Первая усталость. Валентина Калёва  -

Сенокосная пора. Лето жаркое,
Аромат медовых трав и стогов.
Встали рано. Под лучами неяркими
Косы мерно и ворчливо зашаркали –
Только я пока в косьбе бестолков.

Но пытаюсь – кое-как получается,
Хоть усталость накрывает волной:
Не отстать от всех стараюсь отчаянно,
Избегаю неприятных случайностей,
А мозолей и царапин – полно.

Я – из города, деревня в диковину.
Даже дед, прищурясь, хитро глядит:
«Ты, внучок, не в тех науках подкованный,
И косу тебе давать – ох, рискованно,
Но какие мышцы будут – гранит!»

На него смотрю пока что с опаскою:
Вроде добрый, но суровый с лица…
Угощает дед меня мёдом с пасеки, 
Хлебом, салом и другими припасами –
Ох и знатный аппетит у юнца!

Я давно года считаю десятками,
Дети, внуки – время быстро идёт,
В долгой жизни я испробовал всякого,
Но усталость помню – первую, сладкую -
Чуть с горчинкой, словно дедушкин мёд.

Пятистрочная строфа с рифмовкой ДаДДа, где Д - дактилическая рифма
Трехстопный пеон2 с полусильными ударениями (+), где последняя стопа усечена за счет использования мужских рифм.
0010  0010  0100
0010  +010  01
+010  0010  0100
+010  0010  0100
+010  +010  01
Удачно выбрана тема - содержательная и настраивающая на добро.

   -  Достучаться до небес... Гольгертс -

                Расскажи мне о море, которого нет
                ни в одном описании, кинофильме, пьесе.
                Если выдумаешь – ничего. Был бы цвет
                и тени на нужном месте.
                Как наивной девчонкой ловила медуз,
                обжигаясь конечно, – было бы, чем гордиться –
                и кормила моллюском морскую звезду,
                как будто бы пиццей – птицу.
                А потом, повзрослев, осознав, что оно
                в то же самое время символ измен, истерик,
                тем не менее знала, что всем суждено
                вернуться... Прийти на берег,
                где немой хоровод из погибших невест,
                за собой поманив, бесследно исчез в глубинах.
                Как в кино, достучавшись до самых небес,*
                поняв и простив любимых.

                Может этот язык для меня трудноват,
                по наводке твоей, от нежности задыхаясь,
                по-иному прослушаю весь Tiamat.*
                Гармония – тот же хаос.
                Я поеду туда, я залезу в долги,
                напрягает реал размеренной скучной жизни.
                И хотя бы на время, но стану другим,
                расслабленным. Расскажи мне...
                Рассказала... я слушал и думал: наверное, тем
                и прекрасна душа, когда молода, пытлива.
                А потом точно Бродский курил в темноте,
                вдыхая гнильё отлива.

* Достучаться до небес - известный немецкий фильм 1997 года.
"... надо наверстать упущенное и непременно побывать у моря,
иначе не о чем будет рассказывать на небесах, ведь там только и говорят
о закате солнца - о том как каждый вечер светило укрощается морем."

*Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё
(в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.

* Tiamat — шведская группа, в разное время игравшая в стилях
готик-рок, готик-метал и дум/дэт-метал

Разностопные катрены аБаБ.
Составной (стопный и строчный) логаэд из анапеста и ямба:
001 001 001 001 001
001 001 01 001 001 0
001 001 001 001
01 001 01 0
В стихах импонирует тщательность проработки структуры и точность подбора каждого слова и фразы. Мастерские стихи.

   - Рано. Владимир Кузнецов 20 -   

Путник рассветный на велосипеде               
Едет               
Мимо цепочки домов ранним утром.               
Трудно.               
Жмёт на педали сильнее и чаще -               
Может, обрящет               
Мгновение счастья               
Где-то в проулочке, за поворотом.
               
Что ты,               
Мой добрый мальчик? Не плачь, он вернётся.               
Просто               
Велосипед покатился за солнцем,            
Чтобы пространство распластывать вместе       
На до и после
Забвения. Если               
Выдержат шины и блёсткие спицы...   

Птицей               
Нам двуколёсое солнце приснится,               
Люди, летящие в небо с проулков -               
Змейкою гулкой,               
Красивой и странной...
               
Рано.               
Дымная высь далека и прохладна.               
Знаешь, на Солнце есть тёмные пятна...               
Жаль, что никто не приходит обратно.             
               
Сквозь глубину ледяной атмосферы               
На повороты, в проулки и скверы
Не возвращается дух человечий.               
Утро рождает вечер.

Длина стиха по количеству стоп постоянно меняется, а рифмы - все женские - объединены в пары (попарная рифмовка). Использование женских рифм для передачи данного содержания очень уместно - они как бы продлевают звучание и делают  событие незавершенным, настраивают на философский лад. Стихи написаны в жанре философской лирики, в жанре монолога - обращения к мальчику на велосипеде, несут доверительные интонации и  вызывают ответные размышления у читателя.  Язык стихов - типичный язык поэзии, образный и эмоциональный.
По ритмике - логаэд  из дактиля и  хорея.
10010010010
10010010010
10010010010
1001010
Отличная работа!

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/09/22/3028


Рецензии
Добрый день Алла, благодарю за разбор полетов участников, ибо труд титанический!
Прочла с интересом, что-то взяла на заметку. Однако не получила ответа на главный для себя вопрос: работа "Зонг" выставлялась на конкурс с пометкой "асимметрия пиррихия" – насколько удачно использован этот прием? Если не считать ответом ПОЛНОЕ отрицание наличия пиррихиев в стихах, претендующих "на номинацию по технике написания". Согласитесь, проверка решеткой с иктами стихов, в которых она сознательно видоизменена, особенно при последующем одобрении слип-поэзии, не может вызвать ничего, кроме недоумения.
Также смущает двойной подход к уместности употребления иностранных слов, давно ставших частью современного русского языка: резкое неприятие "зонга" и "мессажей" – "не тянет такая "поэтическая " речь на мастер класс!" в отличие от "реал" – "точность подбора каждого слова и фразы" ("Достучаться до небес…", Гольгертс) и etc.
В ту же строку фраза "Прибой, захлебываясь белой ватой, гонял, как мяч, надтреснутый арбуз", отнесенная одновременно к всё тем же "недочетам, не дающим права" и к поощрению "строчки просто хороши".
Одним словом, в технических конкурсах хотелось бы видеть больше объективности со стороны жюри, особенно при использовании ими в критических разборах категоричных формулировок из линейки "не дают права" и "мастерские стихи".

Агата Миллер   28.10.2017 14:21     Заявить о нарушении
Судьи тут ни при чем, все претензии по тексту - ко мне, как к автору статьи.

Извините, что не оправдала ваших ожиданий. Как чувствую стихи, так и пишу о них - от себя одной, и не стоит считать это моё частное мнение истиной.

Когда я сужу большие конкурсы, там мнения об одном и том же стихотворении, фразе, примененном слове почти всегда разительно отличаются в оценках. Да и судьи - все в основном без крылышек... И это нормально.

Творческая Мастерская Алкоры   28.10.2017 17:02   Заявить о нарушении
Алла, благодарю за ответ, да только причем здесь судьи, различие мнений или чьи-то надежды?!
Речь шла о нестыковках конкретного обзора, а именно о контрадикторности оценок 1го и того же в представленных работах, которую если еще хоть как-то можно оправдать субъективными пристрастиями критика "нравится/не нравится" или "я так чувствую", то безапелляционными формулировками "не дают права" и "мастерские стихи" – вряд ли. Вы же хотели получить честное мнение, я его высказала как относительно содержания, так и относительно формы подачи.
Доброго вечера и новых интересных конкурсов!

Агата Миллер   28.10.2017 19:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Агата! Наверняка, вы правы. Этот конкурс завершился почти два месяца назад, мне сейчас не хочется погружаться снова в этот пакет (после него были еще два таких же объемных), что-то объяснять, вспоминать почему и отчего... Если чем обидела ваши стихи - извините. Если мои оценки противоречивы - наверное так и есть. Не всегда можно объяснить почему одно нравится, а другое нет - и стихи разные, и читаем их в разном настроении. Нет общих правил оценки хороших или плохих стихов.
В принципе я давно уже думаю, что лезу не в свое дело, когда пытаюсь прокомментировать конкурсные стихи. Кому-то из участников конкурса это нужно, кого-то - бесит. Если похвалишь - все довольны, если что-то поругаешь, все недовольны. Так устроен человек.

Когда-нибудь все заканчивается. Закончатся и мои конкурсы рано или поздно. Можно ведь и просто собрать заявки и заставить участников голосовать за собранные стихи и самой ни во что не вмешиваться. Но мне так не по душе.
С уважением, Алла

Алкора   28.10.2017 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.