О фотографиях души, 1. Обращение к другу

А как же «Бородино» Лермонтова, написанное в юности и переделанное? И таких случаев масса. Надо править стихи, и я правлю, некоторые – всю свою жизнь. 30, даже и 40 лет. И некоторые становятся лучше! Практически все.
Но надо сберечь первые варианты. Именно это я делаю, и показываю. Специально – первый и последний варианты стихотворения.
В любом случае, прав я или не прав - это любопытно.
Совершенство не имеет пределов. Стихи вне времени. Но надо различать – его фиксацию по месту и времени и то, что уже хочется сделать ВНЕ времени.
С этим стишом конкретно, у меня есть проблемы. Меня не удовлетворяет ни первый юношеский вариант, ни последний. Но есть еще время поправить. Надеюсь.

На мой взгляд, стихи – фото души. В буквальном смысле этого слова! Т.е. запечатлевание определенных картинок её состояний. При этом аппарат наш фотографический – несовершенен, и снимки получаются с затеками, неконтрастные, слишком темные или блеклые, что-то не просматривается вообще.
Однако! В памяти есть подлинная картинка этого сильного ощущения, мысли, переживания, которое не удалось запечатлеть качественно на бумаге.
Поэтому требуется - редактирование! Ретуширование и прочее. Для того чтобы привести в соответствие внутреннюю картинку того памятного состоянья души и стихотворения – его фотографии. И этот процесс ретуширования, редактирования может длиться – сколько угодно!
Критерии готовности фотографии? – Их подсказывают нам сердце и разум. Именно, пока нет полного удовлетворения произведением, значит, что-то не так, нет полного совпадения живой картинки и её запечатления. И я это очень хорошо чувствую! Сроки здесь не имеют значения! Пожалуй, большинство своих стихотворений я привел в необходимое, достаточное соответствие, их править уже не хочется. А есть такие, где неудовлетворен одной строчкой или даже словом одним. И есть, конечно, такие – кстати, «Жизнь без судьбы», «Изгнанник из времени» как раз из таких – где фотка до сих пор очень размыта, и несмотря на техническую  более-менее правильность, нет полной ясности со смыслом, т.е. ощущение того состояния есть, но не найдены нужные, адекватные слова, может, и мысли для её выражения на бумаге.
А может быть, работа над этими стишами меня, действительно увела уже и несколько в сторону. Ты прав отчасти. Но, поверь, так всё-таки не часто случается.
В общем, я не считаю эти стихи для себя главными, лучшими. Но и без них не могу. Они тоже – часть внутреннего моего мира, пусть и не зафиксированная в полной мере, потёмки не высвеченные…

Стихотворение «Фотографии души» написано в 1987-ом году. Первоначально. Потом я его тоже много раз переделывал.
Вот ты категорически против переделывания стихов, первоначальных их вариантов. - Черновиков? Что ты имеешь в виду? Первый раз записанное на бумагу? Да ведь даже и первый раз записанное – перед этим прожёвывалось в уме, может, десять или сто раз!
У Пушкина почти к каждой строчке, даже и слову было несколько вариантов, порой – десятки. Ты видел его черновики? Все великие наши поэты – например, Есенин, Маяковский, у них на сочинение, доводку одного стихотворения в среднем уходила неделя. Всё много раз переделывалось! Подбирались единственно правильные мысли, слова, образы к данной картинке души и сознания – конечно, сознания!
Неделя, месяц на стихотворение – нормальный срок. Не даром раньше платили от рубля и выше – за строчку.
Не ту, которую записал первой. Всё «первое», что «невозможно поправить» - «нельзя!» - остаётся у графоманов. Хоть я и не люблю этого слова. А поэты – работают. :)
Ну, и что же, что у кого-то, например, у меня, этот процесс растягивается на годы? У меня нет возможности, как у Есенина, Пушкина, Маяковского – заниматься только стихами. Мне за это не платят, поместья своего, крепостных – нет. :)  Это, может быть, - одна из главных причин.
Ты понимаешь, на стихотворение необходима – неделя, т.е. 7х24= от ста до двухсот часов чистого времени! РАБОТЫ.
Может быть, ты об этом не знал? :)
Да, конечно, лучше всё сделать сразу. Но такой возможности нет. Это, во-первых. А во-вторых, очень полезно бывает порой оглянуться, вернуться, ещё раз посмотреть – уже как бы даже со стороны на то, что ты натворил год, 10 лет назад, 30… При этом тобой же написанное стихотворение возвращает тебя к тому именно состоянию юной души, и если ты видишь, чувствуешь – что-то надо поправить, ты правишь именно в рамках ТОГО состояния но НА ДРУГОМ уже уровне мастерства!
Примерно вот так.
Никому не запрещается иметь своё мнение, а также свои приёмы работы, творческих поисков, достижения результата.
Меня уже не переделаешь. И в этом не переубедишь.
Мои фотографии не выдернуть из моего фотоальбома :)
А места пустого в нём уже почти нет…

Я не переделываю состоянье души – я переделываю КАРТИНКУ, ФОТКУ – чтобы как можно лучше отразить именно ТОТ момент, то состояние. И ты напрасно думаешь, что душа с возрастом другою становится, это – та же душа. :) И состояния свои она – не забывает. Ни в 30, ни в 50, ни в 100 лет. Поверь мне. :)
Особенно, если есть зацепка уже – метка в виде удачной хотя бы строчки одной. Остальные строчки, если они неудачные, не отвечают – можно и нужно подтягивать именно к самому верному, правильному моменту, строке, четверостишию – это обычное дело.
Эти удачные строки становятся своего рода «машиной времени», на которой возвращаешься в то состояние и прочищаешь старый канал, дабы он сделался шире, прозрачней.
Посмотри мои стихи 70-го года – юношеские. «Волшебная ночь», например. Ты не поверишь, сколько я правил её. И только недавно добился – что уже абсолютно все строки, слова – устраивают меня! Очень долгое время меня не устраивали несколько строк – 4 или 5. Потом – 3 строки, 2 и, наконец, – одна! Сколько было вариантов!
И вот теперь, наконец, - всё в порядке! И я добился идеальной именно фотографии – того именно состояния, когда мне было 16 лет. Но оно сфотографировано – профессионально!

Фотографии, как известно, бывают разного качества. Может быть фотоаппарат плох, рука дрогнет, объектив пыльный или же мокрый… да мало ли. Канал плохо открыт, хоть он и есть. И вот получается некоторая некачественная фотография. После чего, известно, возможно её ретуширование, редакция.
До какого состояния?
А вот именно – глаз-то запечатлел, видел… в данном случае – память, разум, поэт запомнил состоянье души. И вот процесс редактирования стиха, не важно, сколько прошло лет, это приведение в соответствие произведения - внутренней картинке души. И это можно делать сколько угодно лет. При наличии, конечно же, памяти поэтической, сознания и желания.
И где же завершенье процесса? А именно тогда, когда исчезнут сомнения в идентичности фотографии – тому самому состоянию, пусть даже юношескому, 50-ти летней давности.
И я свои стихи, любой давности, редактирую, порой 20 и 30 лет – именно, пока не будут готовы.
Ну, а можно, конечно, ничего не делать, хранить для себя, как есть.. Но вряд ли некачественные фотки будут кому-то нужны.
С другой стороны, в наше время есть профессиональные фотоаппараты. И, ясно, одного качества фотографии не достаточно. Нужно что-то ещё. В отношении стихов – видимо, что-то типа необыкновенной души! :)

В стихотворении не должно быть случайных и проходных слов. Ни одного! Каждое слово, эпитет, строка – должны прибавлять, а не убавлять. Над этим надо работать, добиваясь соответствия фотки (внешней, стихотворения) – запомненной картинке внутреннего состоянья души. До полного соответствия!

«Я где-то прочёл давно, что если в стише одна строка удачная - то и весь стиш считается удачным!» Влад Льенский
Это верно. Я от этого исхожу. :) Наверное, говорил уже, но ты зачерпнул главное.
Всё начинается с одной строчки, иногда на ней и заканчивается – чаще всего! Но это не правильно.
Эта строчка – кадр пойман! Зафиксирован! Далее – дело техники. На которую уходит 99 процентов времени! Надо найти остальные строки, соответствующие кадру, надо описать его исчерпывающе. Полностью! И строк должно быть ровно столько, сколько – необходимо и достаточно для описания фотографии души. Ориентир – главная строка, которая зацепила кадр. Остальные – все! – должны ей соответствовать.

Вот пример. Нашел в старых записях однажды строчку – единственную!
«Я хочу, чтоб меня расстреляли!»
Через несколько лет вылилось в стихотворение – совершенно естественное, в обозначенную тему, именно это я и хотел сказать. :)

_____________________________

Поэт и Поэзия. Пьеса, стихи, эссе, афоризмы / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –230 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3452/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/ujui


Рецензии