Воскресенская набережная

Для  http://www.stihi.ru/2017/09/14/9857
...Вы не видали их.
Египта древнего живущих изваяний,
С очами тихими, недвижных и немых.
С челом, сияющим от царственных венчаний.
Но вы не зрели их, не видели меж нами
И теми сфинксами таинственную связь.
Аполлон Григорьев

Сентябрь царапает небо  лезвием птичьих стай,
И колесница Феба уносится в дальний край.
Осень тихонько хнычет... слёзы в Неву текут.
Чёт или нечет? – Вычет.  Облака белый лоскут.
Ветер мечется… злится… Стой… держись за гранит.
У сфинксов* мёртвые лица… Анна** молчанье хранит
Какой нынче тихий вечер… руки на парапет
Веришь, что время лечит? – А почему бы нет.
Закат такой… с перламутром. Загадку-то повтори.
Четыре опоры утром, днём две, а к вечеру три.
Ещё? – Может ранить взглядом. Под сенью тяжёлых век
Стрела... пропитана ядом… Всё правильно… человек.
Бывают другие? – Странно… списки «других» пусты…
С этого берега Анна смотрит на тот… на «Кресты».

    *Два самых молодых сфинкса появились в нашем городе весной 1995 года на набережной, тогда носящей имя Робеспьера, между Потемкинской улицей и проспектом Чернышевского. Известный скульптор Михаил Шемякин, создавая этот мемориал жертвам политических репрессий, изменил привычные лица сфинксов, сделав их двуликими. Юные женские половины обращены к людям, приходящим к этому памятнику, а к Неве и к печально знаменитой тюрьме «Кресты», расположенной на противоположном берегу, обращены другие половины, изъеденными смертью, с пустыми глазницами и обнажившимися черепами.
    Сравнительно неподалеку от этого места на Литейном проспекте находится «Большой дом», где в 1930-е годы размещалось Управление Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД) - там допрашивали людей, арестованных по политическим обвинениям.
    "Сфинксы символизируют смерть, и вечность, и тайну бытия, и торжество правды над ложью. Раскрывая символику, скульптор сказал, что Россия тоже была в каком-то смысле «загадкой сфинкса» и, наверное, она останется таковой, несмотря на все наши попытки ее разгадать.(из школьного сочинения)
    Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решеткой.
    По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского. Вот несколько примеров:
    Все товарищи его заснули, / только он один не спит: / всё он занят отливаньем пули, / что меня с землёю разлучит… / Николай Гумилёв, 1917;
    … Петербург! У меня ещё есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса… / Осип Мандельштам, 1930
    … Хотелось бы всех поимённо назвать, / Да отняли списки и негде узнать… / И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ… / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь. / И пусть с неподвижных и бронзовых век / Как слёзы, струится подтаявший снег, / И голубь тюремный пусть гулит вдали / И тихо идут по Неве корабли… / Анна Ахматова, 1935—1940;
    Я могу повторить то, что сказал раньше: / в правде нет страха. / Правда и страх не совместимы. / Дмитрий Лихачёв, 1987;
    Прошёл январь за окнами тюрьмы / и я услышал пенье заключённых, звучащее в кирпичном сонме камер: / «Один из наших братьев на свободе». / Ещё ты слышишь пенье заключённых / и топот надзирателей безгласных, / ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно: / «Прощай, январь» / Лицом поворотясь к окну, / ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух, / а я опять задумчиво бреду / с допроса на допрос по коридору / В ту дальнюю страну, где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта. / Иосиф Бродский, 1961;
    … Оттого все, кто глубже черпанул, / полнее изведал — те в могиле уже, не / расскажут. / Главного об этих лагерях — уже никто / никогда не расскажет… / Александр Солженицын;
    Все взято в трубы, перекрыты краны, / ночами только ноют и скулят, / что надо… надо сыпать соль на раны, / чтоб лучше помнить — пусть они болят! / Владимир Высоцкий;

    **Монумент в честь Анны Андреевны Ахматовой располагается в маленьком скверике между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной , бывшей Робеспьера. Открытие состоялось 18-го декабря 2006-го года – на сорокалетие ухода из жизни поэтессы.


Рецензии