По конкурсу МК-17-Редкие формы, ч. 1

http://www.stihi.ru/2017/06/05/1957 - Конкурсная ссылка
http://www.stihi.ru/2017/09/18/6253 - Итоги конкурса

Как всегда, приступаю к комментариям произведений, поданных на очередной ежегодный летний конкурс "Мастер класс-2017". В этом году он имел еще и второе название - Редкие формы. Принимались не просто произведения, которые авторы посчитали достойными показа другим - проведения на их примере мастер класса по стихосложению, а в первую очередь стихи, непривычные  по исполнению - с нестандартной ритмикой,  структурой строфы или  спецификой рифм. Таких стихов у каждого из нас немного, да и авторов, грамотно и с хорошим вкусом экспериментирующих с написанием  новых или редких форм, на сайте единицы, поэтому вполне нормально, что большой конкуренции между стихами в этот раз не было: сколько мне подали заявок, столько я и включила в пакет для голосования. Зато все принятые стихи меня порадовали:  читать их, разбираться с их формой, оценивать мастерство исполнения мне было очень интересно - есть чему поучиться у наших авторов!

В этот раз я оценки не ставила - я не судила данный конкурс, поэтому к выборке пяти лучших произведений "МК-17" никакого отношения не имею. Стихи оценивала моя команда одинаково талантливых, но очень разных по своим предпочтениям членов жюри, отчего  десятка лучших у каждого судьи была своя, почти не повторяющая выбор других, а количество номинантов оказалось большим. Более того, перед началом голосования я просила членов жюри не привязывать свой выбор к сложности формы - от судей требовалось лишь указать те стихи, которые произвели на них наилучшее впечатление в целом - как высоко художественное произведение, которое прекрасно само по себе, а не потому, что его автор изобрел что-то очень сложное и необычное. В мастерских стихах форма всегда только помогает раскрыть содержание, а не выступает сама по себе!

На себя я возложила совсем другую задачу: использовать принятые стихи как учебное пособие по разнообразной технике исполнения стихов. В нескольких статьях  я опубликую стихи участников конкурса и покажу их структуру - тип стихосложения, модель строфы и звуковую схему.

Далеко не все представленные на конкурс (и даже победившие) стихи имеют редкую или нестандартную форму. Совсем уж экзотического (но не игрового) материала было совсем мало, редко использовалась тоническая система стихосложения, в основном шли логаэды и строфы, объемом более 4 строк, довольно много было разностопных метров, изредка попадались пеоны - четырехсложные метры. Встречались и обычные катрены, написанные 5-стопным ямбом - классика поэзии, но написаны они были с хорошим вкусом и  мастерством - так, по крайней мере, решили их авторы. И это тоже было интересно!

Самое удивительное, что наши судьи, которым не требовалось искать сложности формы,  в свои шорт-листы чаще всего отбирали стихи, написанные  без вычурных приемов, такие, где нестандартность формы не мешала восприятию содержания, не тяготила, а ненавязчиво помогала создать нужное настроение.  И это было правильно!  В пятерку лауреатов вышли достойные стихи, и их авторы заслужено получили свои дипломы. Мы же с вами в этой и в последующих  статьях по конкурсу будем изучать технику написания стихов. Комментировать формулы стихов я буду очень лаконично, не касаясь содержания произведения и почти не обсуждая его общее художественное достоинство. В любом случае,  прошу не считать мое мнение о ваших стихах единственно правильным - это только мое частное впечатление о них, и не более того. А вот разобрать особенности  техники, думаю стоит: хотя бы для того, чтобы какие-то новые для вас приемы вы смогли взять себе на вооружение. Прокомментирую не все конкурсные стихи (их слишком много!), а только  те, что показались мне наиболее интересными для разбора.   Итак, начинаю...

*****************************************

   - Может. Сергей Суворов 60 -

Весел скрип вёсел.
Сели на отмель гуси.
Осень. Меж сосен
Россыпь брусничных бусин.

Эхо крик носит.
Пахнет болотной прелью.
Глянь, идут лоси, -
Птичьи замолкли трели.

Грянул гром-выстрел -
Пулей по чьей-то жизни:
Только вздох листьев -
Шорохом по Отчизне.

Хрупок мир - очень!
Рухнуть однажды может.
Каждый жить хочет! -
Шанс, как всегда, ничтожен.

Катрен АБАБ с женскими рифмами,
логаэд  1-дактиль, 1 хорей, 1-дактиль, 2 хорей
100 10
100 10 10
100 10
100 10 10

Автор попытался использовать прием аллитерации - подбирал слова по звучанию, играя с мелодией стихов, особенно удачна в этом смысле первая строфа  (весел-гуси-сосен-бусин), и сделал это хорошо: игра звуками не мешает связному изложению мысли, картинка получилась зримая, и авторская мысль в концовке есть - о ценности любой жизни.

   - Все упрекали лето. Ирина Полюшко -

Все упрекали лето неустанно,
Как женщину, холодную в постели,
Которой стыд мешает стать горячей
И недостаток веры в то, что любят
Не как сезон для сбора урожая,
А глубже и за что-нибудь другое.

Оно искало суть на дне стакана.
Со зла разбило. Бури улетели
Крушить земное - ненависть незряча...
Потом со всеми зажигало в клубе
И пробовало всё, не возражая,
С груди срывая ярлычок изгоя.

Ловило поцелуями арканно,
Которые, опять же, надоели.
Хотелось их послать к чертям собачьим,
Поскольку сушат, обжигают, губят...
Горячих тоже часто унижают...
Не стало лето никому слугою.

Ушло. И всё.
Не поминайте лихом.

Все рифмы - межстрофные: строфы-шестистрочника  построены по схеме рифм ABCDEF  ABCDEF ABCDEF с кодой  из двух строк без рифм.
По ритмике - четырехсложник Пеон2   с женским окончанием
0100 0100 010
0100 0100 010
01000100010
01010001010
01010100010
01010001010

Форма выбрана сложная, нетипичная  как по модели строфы, так и по ритмике. Но главная ценность стихотворения - в его содержании, художественных образах, в приеме  олицетворения лета с женщиной. Образы точные, авторские, интересные, запоминающиеся. Мне кажется - отличная работа!

   - Постперестроечный синдром. Алексей Бекорюков -

Воспалённая память пульсирует бременем дней,
Раздробивших «Союз нерушимый», где стали видней
Обнажённые нервы растленного духа.
Всё окутано мраком – светить перестала «звезда»,
Переплавлена совесть от «нет» до всеядного «да»,
И повсюду – разруха…

Остывают сердца, прерывая недолгий полёт
Однокрылой страны, загонявшей под слоган: «Вперёд!»
Ослеплённых величием светлого «завтра»;
Только путь в «никуда» завершается вечным «нигде»,
Словно тонет осколками лиц во всеобщей вражде
Безрассудство азарта.

Счастье прежних иллюзий развеяно, явь – сожжена,
Бутафорией яркого глянца сверкает страна,
Воспевая: «Осанна!» безликой свободе;
Искалеченный мир отразится в мечте роковой,
А дорогу в животное царство укажет конвой,
Растворившись в народе.

С переменой ландшафта рождается новый мираж,
Где прельщает пустые умы соблазнительный страж,
За которым бредут в темноте вереницы
Обречённых на миг наслаждений свободой греха
И предавших забвению правду, что стала глуха
В золочёной гробнице*…

Шестистрочник ааБссБ
Разностопный анапест 5-5-4-5-5-2,
001001001001001
001001001001001
0010010010010
001001001001001
001001001001001
0010010
Чисто выполнена форма как по модели строфы, так и по звучанию - четко расставлены все ударения слов в места Иктов, соответствующих  ритмике анапеста.
По содержанию тоже неплохо -  есть логика изложения, есть ясность позиции автора, грамотная русская речь. Чего мне не хватило? Языка поэзии. Все слишком прямолинейно, как в гражданском воззвании, все правильно, четко и даже эмоционально, но ... прозаично.

   - Азбука любви. Руслан Цвиткис -

Ангел мой.
Блаженство бесконечное.
Верность и величие. Восторг.
Гордость и
Доверчивость.
Естественность.
Ёлочка весенняя моя.
Жизнь моя.
Забота и застенчивость.
Искренность и
Йод для ран моих.

Красота.
Любовь и
Мудрость.
Нежность и
Очарованье и
Пленительность. Поэма. Правда.
Радость.
Сердце. Солнце.
Тайна.
Умница моя.

Фантазия и
Храбрость.
Целомудрие.
Честность.
Широта души и
Щедрость, и
Элегантность.
Юность.
Ясность мыслей и дел твоих, любимая моя!

В чем  здесь кроется изюминка я поняла только после пояснения  автора:  здесь  каждая строка начинается с "очередной" азбучной буквы. То есть, это - игровая форма. Автор склонен считать произведение белым стихом из трех частей, в каждой из которых разный ритм. Я заявку  приняла, но стихи мне  совершенно не понравились. Игровое задание есть и выполнено, но ни мелодии звучания, ни поэтической речи в стихах нет и в помине, а по содержанию...  дифирамбы по алфавиту адресату, конечно были приятны, но  на одних перечислениях качеств любимой хороших стихов не построишь. К тому же  многочисленные союзы "и" на концах строк и штук пять притяжательных  "мой, моя, моих" по всему тексту стихотворения его тем более не украсили.

   - Когда тебе станет нечего делать... Орловаи -

Когда тебе — станет нечего делать,
то Злая Лень — приоткроет глаза.               
Свинцовым взглядом она тебя смерит,
укусит в сердце, отпрянет назад.

Теперь ты болен. Отравлен! Отравлен.
Бациллой зависти, тупости... Зла.
Беда чужая теперь тебе в радость,
чужое счастье, что в сердце игла.

И жизнь твоя — станет полной, ты занят.
Ты страстно занят чужою судьбой.
Угрюмо Лень — усмехнётся и скажет:
«Ну всё, ты мой!»

Катрен АбАб, нечистый логаэд 3 ямба, 1 хорей, 1 дактиль, 1 хорей
01 00 10 100 10
01 01 00 100 1
01 01 00 100 10
01 01 00 100 1

Ритм сложен для чтения: сочетание ямба с хореем в одной строке - это не самое удачное решение! А модель строфы обычная - катрен с чередованием женских и мужских рифм. Потрясла пунктуация: зачем автор ставит тире в местах, совершенно не подходящих для данного знака препинания?

...Когда тебе — станет нечего делать...
...то Злая Лень — приоткроет глаза...
...И жизнь твоя — станет полной, ты занят...
...Угрюмо Лень — усмехнётся и скажет...

Но более всего меня удивило  содержание: маловато логики и смысла в подобранных только ради необычного звучания  фразах.  Какая, например,  связь между Злой Ленью, почему-то "кусающей в сердце", и прочими проявлениями разных, но не связанных напрямую с ленью,  пороков? Где здесь поэзия, где авторский взгляд на известное, где интересные выводы? Одного только "странного звучания" мало для мастер класса,  нужно еще и наполнение стихов, поэтические образы...

   - Кружева. Анна Бовт -
 
Мы вместе кружева плести учились.
Робела я,  а ты был теоретик
И практику имел (хоть небольшую).
Мы нашей неумелости стыдились
И,  неумение держа в секрете,
Шутили:  плохо? - Дело всё в фэн-шуе.               

Но,  обретя познания Востока,
Где с "Веткой персика" супруги дружат,
Мы кружева сплели на загляденье -
Нет повода сказать слова упрёка.
И никакой фэн-шуй теперь не нужен,
Ведь главное - желанье и уменье.

Треугольная рифмовка АБСАБС с женскими рифмами, ритмика 5 стопного  ямба  с неурегулированными пиррихиями.
00 01 01 00 01 0
01 01 00 01 01 0
00 01 01 00 01 0
01 00 01 01 01 0
00 01 01 01 01 0
01 00 01 01 01 0

Для треугольной рифмовки, где между парой рифм целых  две строки, важна точность этих рифм, а здесь они не везде хороши, к тому же скучны (составлены из одних частей речи: учились-стыдились, загляденье-уменье). Да и последнее "уменье" я бы заменила на другое слово по смыслу: в первой строфе уже говорится о нехватке "умелости", поэтому не стоит повторять это слово во второй строфе. И еще мне не по душе авторская пунктуация прямой речи в первой строфе ( Шутили: "Плохо? - Дело всё в фэн-шуе!").  Фраза "обретя познания Востока" не удачна: либо "знания Востока", либо "познание Востока".
 
   - Февраль. Екатерина Падукова -

Идти – чуть усталой, слегка рассеянной,
невидимой, запахнувшись плотно,
хотеть – ждать чего-то весеннего,
заглядывать в февральские окна.
01 001 000 01 00
01 00001 01 0
01 001 001 00
01 0001 001 0
Найти и ЗАМЕРЕТЬ В ПОДСНЕЖНИКЕ, 
удивиться: гляди, какой скорый?!
Подмигнуть лучу-пересмешнику,
посмеяться над птичьим сыр-бором…
01 0001 01 00
001 001 001 0
001 01 001 00
001 001 001 0
Согреться в доме... включить «новости»,               
внимать боли миллионов судеб –   
пусть никого не убьют, Милостивый! – 
и верить, что так и будет.
01 01 0001 00
001 0001 01 0
0001 001 1 000
01 001 01 0

Строфа- катрен ДБДБ, где Д- дактилическое окончание, Б- женское.
Здесь меня порадовала редкая форма с использованием тонического стихосложения - 3-х Иктовый акцентный стих. По содержанию получилось  свежо и интересно, только вот фраза "замереть В подснежнике" меня напрягла: я не уверена, что здесь предлог "в" годится.

   - Поле перейти... Алексв -

Жили-стыли зимой.
Шили тернии к звездам по глади эфира.
Тонкой струйкой муки просыпались под вечность, пройдя жернова
Между светом и тьмой,
Продирались сквозь образы внешнего мира,
Собирая по зернышку смыслы и пряча в пустые слова.
Мы стремились домой...

Между миром и мной
Тонкий слой в бесконечность и боль перехода.
Заблудившись во мне, пустота познаёт парадокс бытия.
Зиму лечат весной.
Лед прольётся и в синюю ткань небосвода
Завернется, оттаяв, еще одна капля по имени "Я".
Там, за черной стеной...

Между мной и Отцом-
Только жизнь. Я немало заветов нарушу.
Искупавшись в свободе, вину искуплю, захлебнувшись судьбой.
Путь не станет кольцом,
И концом, да услышит имеющий душу,
Кто пройдет поле боли к победе в неравной борьбе сам с собой,
Будет принят Творцом.

Разностопный анапест в семистрочнике на три рифмы аБсаБса, где длина строки волнообразно меняется по числу стоп: 2-4-6-2-4-6-2
001001
0010010010010
001001001001001001
001001
0010010010010
001001001001001001
001001
Интересная структура строфы, необычно звучащая мелодия стихов. Содержание - на любителя. Речь правильная, мысли  правильные и красиво изложены, но остается ощущение искусственности фраз,  строки (общее содержание) не  достигают сердца.

   - Заря мудрей...Вита Осенняя -

Тенью крадётся бессонница,
Покой украв.
В небе Луна – греховодница,
Зовёт за край.

Мечутся мысли тревожные,
Взрывают мозг,
Истины кажутся ложными,
А друг мой плох.

Мнится – любимый не верен мне,
И лгут глаза,
Сердце пылает в аду, в огне,
Душа – в слезах.
100 100 100
01 01
100 100 10 1             сбивка
01 01
Правду вещает пословица –
Заря мудрей.
Утро настанет – помолимся
На свет лучей.

Встретим с улыбкой грядущее –
Всему свой срок.
Трудно поверить в лучшее,
Но с нами Бог.
100 100 100
01 01
100 10 100                сбивка
01 01

Задумано как стопный логаэд дактиль-ямб
100 100 100
01 01
100 100 100
01 01
но по факту имеют место сбивки  ритма в третьих строках 3 и 5-ой строф. Модель строфЫ: катрен ДбДб, где Д - дактилическое окончание. Не по душе строка " помолимся НА СВЕТ ЛУЧЕЙ" - странное, языческое действие... Содержание стихов тоже не произвело сильного впечатления, хотя концовка очень удачная.

   - Добровольный плен. Николай Сыромятников -

Плата неверию - космы седые ундины,
плен добровольный едва ли не лучше любого погоста.
Ты одичал здесь, в опале, всего за полгода... - 
Плетью по хоботу? - Не перебить, старина, - хоть ты тресни...

Звёзды на севере - чуткий провизор-целитель.
Смерть – это пАрные крылья у простыни сбросившей складки,
ты не пугайся, симметрия - та же харизма,
чтобы и смерть не казалась тебе избавлением лютым.
10010010010010
10010010010010010
10010010010010
10010010010010010
Милость особую осенью ждать неуместно.
Губы плывут мимо рта плотоядно, но их не насытить, -
стёрты причины, блестят ледяные кристаллы,
сыплются листья навзрыд, еле слЫшны сюиты мотивы.
10010010010010
10010010010010010
10010010010010
10010010010010010
Молнии в линию выстроят всполохи тела,
мех соболиный душист, но встопорщится воплем истошным...
Днище нащупано, - там настоящее лихо
мысленно будет укачивать опустошенную люльку.

Белый стих, разностопный дактиль  5-6-5-6 с женской рифменным окончанием в концовке (вместо дактилического)
10010010010010
10010010010010010
10010010010010
10010010010010010

С формой стихов понятно - автор собрал звуковую схему чистенько. Удачна ли она? Не думаю. Разностопность строк катрена с разницей длины  в три слога при достаточно длинной строке (16 слогов!) ничего доброго не привносит, кроме дискомфорта в звучании, и ничем не оправдано. Редкость использования разностопности в 5-6 стопном дактиле кажется здесь надуманной  игрой  с  названием "чем  бы еще удивить?". Но даже этот прием  мог бы стать удачной находкой, если бы необычная форма служила содержанию. Увы. Содержание  стихов - ни о чем или обо всем сразу: сколько я ни перечитывала, не смогла понять, что же именно хочет нам сообщить автор. Каждое его новое предложение  повествует на свою тему, и между ними часто нет никакой логической связи и пояснений:

"Звёзды на севере - чуткий провизор-целитель. 
Смерть – это пАрные крылья у простыни сбросившей складки,
ты не пугайся, симметрия - та же харизма", -

Какая связь между звездами на севере и простыней с крыльями? А с какого перепуга далее идет  никак не раскрытое  утверждение "симметрия - та же харизма"? Или совсем уж странное :" Губы плывут мимо рта плотоядно"?  Или " сыплются листья навзрыд, еле слЫшны сюиты мотивы"??? Метафоры - вещь хорошая и нужная, но только если они к месту и понятны...

                Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/09/20/4089   


Рецензии
Хочется отметить, из представленных,
стихотворения Ирины Полюшко и Алексея Бекорюкова - не столько за сложность формы, сколько за содержание.
У Ирины оно подкупает образностью, а у Алексея - прямотой.
Алексею: Как справедливо заметила Алла, поэтический язык-это образное мышление и авторское видение. Второе у Вас врождённое, а вот над первым стоит поработать.
С добрыми пожеланиями, Владимир.

Владимир Курков   23.09.2017 17:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.