Провал в ночи

Арзамасский ужас Льва Толстого - отпаденье от Церкви.

(Из книги "Так говорил Чудотворцев")


Рецензии
Вы наверное имеете в виду Толстовские "Записки сумасшедшего"? Но, как мне помнится, в той вещи - глубоко личной, экзистенциалистской, - он пытается словом удержать этот непостоянный поток сознания, противостоять этому внутреннему бесконечному непостоянству; в этом внутреннем самопознании внешнее место не имеет существенного значения; каждый из нас - участник и соучастник этого познавания себя, но, увы, наши суждения даже о собственном потоке сознания часто ошибочны; что же судить сознание того, кто давно ушёл в вечность? и, главное, как судить? по его словам, посредством коих он пытался управлять этим "бесконечным непостоянством"? Да, только по его словам... И в этом бедность наша. А почему? Недавно понял я это: "Бог Отец более Меня (Слова)",- так говорит Сын Божий и... умолкает в смирении пред Необъятностью и Сверх Словесностью Сущего. Г.М.

Глеб Маринов Тегма   23.09.2017 22:10     Заявить о нарушении
Тем не менее арзамасский ужас преследовал Толстого всю жизнь. и он как-то совпадает с его религиозными исканиями и заблуждениями, пусть гениальными. Что же касается слов Сына Божьего, приводимых Вами, в этих словах Его смирение, т.к. Отец больше по ипостаси, а по природе все ипостаси Троицы равны, что, конечно, выходит за пределы человеческой логики и требует веры.

Владимир Микушевич   24.09.2017 21:41   Заявить о нарушении
Знаете, не так давно я пришёл к мысли, что все эти наши гуманистические "Человек, Земля, Вселенная", или что-то в этом роде - идёт от той поры, когда Отцы Церкви приняли Догмат о Пресвятой Троице. С тех пор мы все, мыслящие гуманисты, никак не в силах выйти из этой парадигмы: а, по большому счёту, это и не парадигма вовсе -это есть великая тайна Троичности и Троичного человеческого устройства - дух (ум), душа, тело... Остаётся пребывать в смирении пред Этой Тайной Троих. Г.М.

Глеб Маринов Тегма   24.09.2017 22:24   Заявить о нарушении
Лев Николаевич, если не ошибаюсь, сочинил "Записки..." в 1870 году; он, кажется, лет на 15 старше Ницше, и вряд ли в том году двадцатисемилетний Фридрих был известен в России, да и своего "Антихристианина" ещё тогда не сочинил; и дело тут не во взаимной известности-неизвестности, а, на мой взгляд, в том общем "духе века" того, который так загорелся в жажде ниспровергнуть идею Бога и Авторитет Вселенской Церкви. "Снится мне чёрная туча над миром", - так, кажется, написал Тургенев в 1876 году в своих "Стихотворениях в прозе". И эта чёрная туча разразилась великой грозой - Декаданс, Мировой кризис, Великая война и проч. Г.М.

Глеб Маринов Тегма   24.09.2017 22:42   Заявить о нарушении
Не знаю, могу ли я причислить себя к мыслящим гуманистам, но для меня Троица - основа моей веры. Помните, как сказал Флоренский: Если есть Троица Рублёва, значит, есть Бог.

Владимир Микушевич   24.09.2017 23:43   Заявить о нарушении
Но прежде "Троицы" Рублёва есть и Византийские иконы "Троицы Ветхозаветной", где изображен Авраам и Сарра, привечающие Троих Путников; а прежде икон - есть Священное Писание; а прежде Священного Писания - Священное Предание... То есть, я хочу сказать, что изустно передаваемое из века в век слово (Гомеровские, к примеру, истории) гораздо старше письменности. Вопрос - лично для меня, тринитария, - наиважнейший: Кто есть Бог Отец? Говорит ли Он? И как Он говорит - только посредством Логоса Христа? Вы, конечно, улыбнётесь на эти мои наивные речи. Но... если Бог Отец есть Простой Дух Природы, то - Кто же говорит в нас, в уме нашем? Г.М.

Глеб Маринов Тегма   25.09.2017 23:56   Заявить о нарушении
Простой Дух Природы тут вообще не при чём. Понятие природы очень позднее. Появляется оно не раньше так называемого Возрождения. А по-русски природа - просто калька с латинского "natura". Помните, у Тютчева: "Не то, что мните вы, природа..."

Владимир Микушевич   26.09.2017 22:00   Заявить о нарушении
Натура, или Природа: "Рождающая"; "Родильная"... Да, Фёдор Иванович в том стихотворении как будто спорит с кем-то, говоря: "Не слепок, не бездушный лик; в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". С каждым их этих его слов можно согласиться почти бесспорно. Думается, поэт пытался спорить с вульгарными материалистами того времени, а может, и с механицистами, которые видели в природе некий часовой механизм. Но, уважаемый Владимир, позвольте спросить: разве не согласны Вы с тем, что Бог Отец есть "Дух всюду сущий и единый" (Г.Державин, "Бог") и, значит, Он есть Дух, управляющий всем естеством? Только поэтому я и употребил по отношению к Нему слово "Простой"; впрочем, я только у Отцов Церкви встречал такой эпитет в отношении к Нему (у Иоанна Дамаскина, в "Основах православной веры"). Хотя, признаюсь Вам, в этом слове "Простой" мне чудится наше старое русское - "прост" (щедр). Г.М.

Глеб Маринов Тегма   27.09.2017 01:57   Заявить о нарушении
Ваши ассоциации правомерны и верны. И ода Державина "Бог" гениальна. Хотя по поводу этой оды святитель Игнатий Брянчанинов, помнится, выражал сомнения, находя в ней пантеизм, удаляющийся от православия.

Владимир Микушевич   27.09.2017 21:10   Заявить о нарушении
Святитель по-своему прав; однако и в пантеизме есть посыл к Пантократору как Единому Богу Вседержителю, Творцу всяческих (в то числе и нижних духов). Г.М.

Глеб Маринов Тегма   28.09.2017 20:53   Заявить о нарушении
Такой посыл есть. И в язычестве много христианских чаяний, но православие - это православие.

Владимир Микушевич   30.09.2017 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.