К чему привела реформа патриарха Никона?
Предисловие: " В конце 1640 годов в Москве вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древлего благочестия", куда вошли духовные и светские лица, озабоченные падением нравственности среди духовенства и желавшие исправить книги, "смущавшие людей православных".
Одни члены кружка - настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум из Юрьевца, Логин из Мурома, Лазарь из Романова, Даниил из Костромы предлагали вернуться к старым русским текстам и решениям Стоглавого собора.
Другие, Вонифатьев и окольничий Ф.М.Ртищев, доказывали, что надо следовать греческим образцам. Последних поддержал царь Алексей Михайлович, осознавший себя потомком византийских цесарей.
В 1646 году в Москву с Белого моря приехал игумен Никон, пламенные речи которого произвели на молодого монарха огромное впечатление.
Уроженный Никита Минов ( Никон ) изначально был крестьянином. Затем стал священником Нижегородского уезда. Никон прибыл в Анзерский скит Соловецкого монастыря, где принял постриг.
В 1643 году Никон стал Игуменом Кожеозёрской обители, посланцем которой он и явился государю. После этой встречи он был поставлен игуменом московского Новоспасского монастыря и вошёл в число кружка "ревнителей благочестия".
В 1648 году Никон стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году он был избран партиархом Московским.
Новый патриарх поначалу пользовался неограниченным доверием Алексея Михайловича и имел титул "великого государя". Для мягкосердечного царя он был "друг собинный", духовный пастырь и верный сподвижник. В отсутствие монарха в руках Никона концентрировалась не только церковная, но и светская власть. Он пользовался ею решительно и круто. Современники осуждали его властолюбие, говоря, что Никон начал "стоять высоко и ездить широко".
Патриарх пришёл к выводу, что лишь греческая церковь хранит православие в совершенной чистоте и надо следовать её канонам. Он стал добиваться полного единообразия в вопросах богослужения:
а) Повелел, чтобы земные поклоны были заменены на поясные;
б) Чтобы иконы писались по византийским образцам;
в) Чтобы православные крестились тремя перстами, а не двумя;
г) Чтобы богослужебные книги были исправлены, отпечатаны и разосланы по храмам.
Против реформ Никона выступили "ревнители древнего благочестия".
Протопоп Аввакум в своих проповедях яростно облачал патриарха, призывая паству держаться старой веры. Его поддерживали многие знатные бояре, священнослужители, посадские люди и крестьяне. Воззания Аввакума и других боголюбов к царю остались без ответа: Алексей Михойлович принял сторону Никона.
Патриарх удалил своих противников в ссылку, а в 1654 году созвал Собор русских иерархов, который одобрил исправления книг и обрядов. В следующем году Никон добился того, чтобы его реформы утвердил константинопольский патриарх.
Пока царь воевал с Речью Посполитой, патриарх Никон возомнил себя не просто вторым государём, а стал ставить себя выше самодержавца.
"Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея", - заявил он. Таких посягновений на политическое первенство царь всея Руси терпеть не стал. Никона перестали звать на государевы приёмы. Затем государь отказался от посещения его служб в Успенском соборе.
10 июня 1658 года патриарху, ждавшему царя к обедне, передали:" Царское величество почтил тебя, как отца и пастыря, но ты не уразумел. И ныне царское величество повелел сказать тебе, чтобы впредь ты не писался и не назывался великим государём и почтить тебя впредь не будет".
В тот же самый день, отслужив литургию, Никон облачился в чёрную архиерейскую мантию, надел клобук и взял посох. "От сего времени не буду вам патриархом",- сказал он, обращаясь к верующим, и пошёл из храма.
Когда царю донесли о поступке святителя, он просил его одуматься и "патриаршества не оставлять", но гневливый Никон заявил:"Я слова не переменю!" Через несколько дней он удалился в Ново- Иерусалимский монастырь.
Формально Никон оставался патриархом, так как лишить его сана мог только Вселенский собор. Лишь в 1666 году в Москву для участия в суде над Никоном прибыли патриархи Макарий Антиохейский и Паисий Александрийский. 12 декабря церковный синклит принял решение о лишении Никона сана и священства, назначив ему пребывание в ссылке в Ферапонтовым монастыре. Падение Никона не отразилось на судьбе реформы. Собор предал анафиме её противников, которых с этого времени стали именовать раскольниками." [1]
"Многие храмы и обители не желали принимать новых церковных книг. В 1668 году Соловецкий монастырь отказался следовать нововведениям Никона и восемь лет выдерживал осаду царских войск. Монахов поддержали крестьяне, посадские люди, беглые холопы, казаки- разинцы. Монастырь был захвачен в результате измены одного их старцев. После взятия обители многие иноки и "мирские люди" были казнены за "стояние на старой вере." [1]
Уважаемые, судари и сударыни! Прежде чем начать свои размышления о невежественном поступке бывшего патриарха Тихона, преследующего благие намерения в отношении восточного богослужения, позвольте мне прочитать вам выссказывание империатрицы Елезавета 2 о патриархе Никоне: " Никон внёс разлад и разделение между народом и престолом.
До него государи были отцами своего народа, самодержавными охранителями православных на любви и свободе, на единости престола с народом в верности веры отцов, в верности обрядов и обычаев предков, основателей отношений государей к народу. Никон из Алексея, царя- отца, сделал тирана и истязателя своего народа." ("О старообрядчестве." 1763 год.)
Итак, дорогие мои мыслители! Я хочу обратить ваше пристальное внимание на последнюю строчку империатрицы Елизаветы 2, а именно,-
Патриарх Никон сделал из царя Алексея Михайловича тирана и истязателя русского народа. С точки зрения Божественной психологии в этой строчке заключены следующие мысле- образы:
1) Царь Алексей Михайлович был очень верующим и начитанным человеком;
2) Он увидел разногласие в богослужении русском и греческом;
3) И как мыслящий человек попытался самостоятельно разобраться в этом;
4) Постепенно в его заумной головушке возникла светлая мысль - вернуть русской вере греческий напев;
5) Как только эта естественная мысль закрепилась в его каждодневных мечтаниях, тогда он и встретил игумена Никона;
6) Игумен Никон вынашивал ту же самую мысль, что и Алексей Михайлович, поэтому он смог убедить царя в непоколебимой верности выбранного поступка, а именно,- вернуть русскую церковь в лоно греческой.
7) И царь всея Руси стал действовать вместе со своим соратником мысли;
8) Однако он не учёл своеобразие русского богослужения, то есть заимствования некоторых положений русской, православной, языческой культуры представителями русского правоверия, то есть русской церковью существовавшей до реформ Никона:
а) Эта православная культура существовала задолго до появления правоверного христианства на русской земле и она исповедовалась православными язычниками- инглингами на территории Рассении, которая занимала огромные пространства Европы и Азии.
б) Прийдя на землю русскую из Византии, правоверные христиане постепенно стали перенимать внешний и внутренний облик капищ православных- инглингов, которые напоминали русские храмы.
в) Кроме этого, правоверные постепенно стали использовать некоторые черты богослужения православных инглингов. Например, вдоеперстие.
9) Находять в состоянии полного невежества, порождённого восточной византийской церковью, наши русские исторические лица- партиарх Никон и царь Алексей Михайлович,- стали действовать настойчиво и решительно.
10) Поэтому они встретили решительный отпор значительной части правоверных христиан и православных инглингов.
Какой же вывод можно сделать из нашего размышления, мои дорогие судари и сударыни? А вывод очень простой: Невозможно с помощью насилия привить русскому человеку искривлённую византийскую веру и заменить русское православие чужой верой, поскольку на Руси существовала наша родная православная вера ( Инглинизм ) задолго до появления правоверного христианства. "Эта вера является Древней Верой Славянских и Арийских народов, основанной на русских Ведах."[2]
Историческая справка:
а) "Крестное знамение (церковнослав. «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо." [3]
б) Двоеперстие ( православное ): " Согласно нашим Священным писаниям во время обращений и гимнов, а тако же при вхождении во Капища и Святилища наши мы осеняем себя Святым знамением. Для сотворения его три перста правой руки (большой, безымянный и малый)
соединяются концами вместе в честь Великого Триглава Мира Яви- Сварога, Перуна и Свентовида, которые есть- Совесть, Свобода (Воля) и Свет, а два перста (указательный и средний) соединяются прямыми вместе и означают Род Небесный и Ладу- Богородицу. Затем сложенные таким образом два перста налагаем сначала на чело наше, после на очи
( на левое око, потом на правое око ), а затем на уста. Cим Святым знамением мы освещаем нашу Святую Старую Веру- Инглинизм, повторяя молнию Бога Перуна, которая освятила благостную жизнь всех Предков наших и которая освещает во дни сии нашу повседневную жизнь" [2]
"Святое знамение мы налагаем на чело, чтобы освятить ум, постигающий Мудрость Богов и Предков наших; на очи, чтобы освятить зрение наше и видеть истинное Творение Богов и Предков наших; на уста, чтобы освятить речь нашу, особенно когда произносим слово Божие и Мудрость Божию, которые исходят из уст наших, и сберегаем от хулы уста свои." [2]
б) Двоеперстие ( правоверное ): "При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча".[3].
в) Троеперстие ( правоверное ):"Для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Если крестное знамение совершается вне общественного богослужения, принято произносить «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», или иную молитву." [3]
"Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице)." [3].
Как же осенять себя?
Познанию истинного крестного знамения посвящается...
Не пойму я троеперстье
В Храме Божьей Славной Вести
Привнесённые извне,
С византийской стороне.
- Почему?- ты спросишь мужа,
Зыбкость веры обнаружа.
- Потому что внешний знак
В Мире Яви скрыт в кулак.
Свентовид, Сварог, Перуне
Отразили мира струны:
Божью Совесть, Волю, Свет
На перстах, дающих след.
Два перста руки прямые,-
Рода звуки ударые,
Лады- матушки очаг
Мы выводим просто так.
Лба касаемся в полёте,
Ручка в лево наша бродит,
К леву око, а потом-
Вправо движим мы ладонь.
К праву око направляем
И над оком застываем,
Вниз к устам отводим перст,
Слыша колокол окрест.
Мудрость сердца, божья сила
Проникает в нас красиво
И по свету чистых рук
Исцеляет мир вокруг.
1) Примечание: [1] - "Князья, цари и императоры России. Алексей Михайлович. Выпуск №23" Главный редактор Скляров Георгий Андреевич. ООО"Ашет Коллекция". г. Москва, 2017 год. ( стр 37- 38 );
2) Примечание: [2] - Отец Владимир "Славяно- Арийские Веды. Книга 3. Ингилизм". Издательство "Родович" 2014 год. ( страница 18 );
3) Примечание: [3]- Крестное знамение- двоеперстие и троеперстие
( http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/svjatye/a/31-1-0-.. );
4) Фотография истинного православного знамения взята из православного дыхания интернета.
Свидетельство о публикации №117091700605