Для работы в детском саду
В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Дети первой младшей группы нуждаются в развитии мелкой моторики кисти. Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то возрасту соответствует и речь ребёнка. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша.
Чем раньше родители и воспитатели начнут эту работу с малышами, тем быстрее дети обретут навыки самообслуживания: застёгивание пуговиц и молний, шнурков, умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой, носовым платком, расчёской.
Наряду с традиционными игровыми занятиями, которые предусмотрены ФГОС, хорошо зарекомендовали себя в развитии мелкой моторики у малышей аппликативные работы и моделирование, примеры которых мы приводим в этой статье, составленной на основе опыта воспитателей первой младшей группы детского сада № 145 г.Иваново.
АППЛИКАЦИЯ
Домик из гороха (мозаика)
Дети раскатывают пластилин в тонкие «колбаски», укладывают их в форме домика на цветном картоне. Сухой горох, гречку или рис вдавливают в приготовленную форму.
Цветник из макаронных изделий
Около домика пластилином зелёного цвета делаем налеп, выкладываем фигурную вермишель, примяв пальчиками как цветы.
Ягоды рябины
Воспитатель предлагает детям лист белого картона с нарисованной кистью рябины без листьев и ягод. Дети отщипывают небольшие кусочки красного пластилина, пальчиками скатывают «горошинки» и придавливают их к изображению.
Мозаика из яичной скорлупы «Воздушный шарик»
Воспитатель предлагает детям украсить форму из пластилиновой заготовки «шарик» маленькими кусочками яичной скорлупы по принципу мозаики.
Аппликация «Сирень»
Подготовительная работа. Дети скручивают шарики из кусочков салфетки, величиной с горошинку. Салфетки должны быть белыми или сиреневыми.
На жёлтом, голубом или красном картоне воспитатель рисует фломастером ветку с листьями. Смазывает клеем ПВА место для цветка. Затем дети высыпают на клей бумажные горошинки и прижимают ладошкой. Те горошинки, которые не приклеились, стряхивают в коробочку.
Аппликация «Одуванчики»
Подготовительная работа. Из жёлтого пластилина дети скатывают шарики диаметром 1 см. Пальчиками формируют из шариков «блинчики».
Воспитатель кладёт большой лист бумаги с нарисованными фломастером стеблями разной высоты и листочками одуванчика. Дети прижимают к стеблю цветы. Воспитатель показывает, как стекой оформить лепестки одуванчика.
Раскрашивание цветным пластилином овощей и фруктов
Воспитатель предлагает детям раскрасить изображение фруктов и овощей, подобрав нужный цвет. Дети отщипывают кусочки пластилина и большим или указательным пальцем размазывают пластилин по рисунку. Работу можно усложнить, смешивая пластилин разных цветов, достигая оттенков краски.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Моделирование из воскового пластилина способствует развитию не только моторных функций у детей, но и развивает фантазию, помогает объёмному восприятию предмета.
Работа проводится индивидуально. Пластилиновый кусочек не более кубика 2х2 см куб. размягчить в пальчиках, скатать шарик или колбаску, в зависимости от задуманной модели. Воспитатель показывает, как формировать вытягиванием: голову кошки, ушки, лапки, хвостик. Малинка: дети скатывают шарики из пластилина красного и малинового цвета, затем простым карандашом накалывают «ямочки» на шариках.
Выполнение детьми упражнения по разминанию пластилина, скатыванию горошинок и колбасок, отщипыванию кусочков от целого, вдавливанию различных материалов мозаики способствует укреплению пальчиковой мускулатуры, помогает обрести начальный навык работы с мелкими предметами. В дальнейшем ребёнок сможет быстрее и без особого труда пользоваться ложкой, ручкой, карандашом.
Моторные навыки непосредственно воздействуют на развитие речи у детей младшего возраста. Мы предлагаем шире использовать работу с пластилином, как способ для выработки трудовых навыков и усидчивости у малышей. А как радуются дети, видя свои произведения искусства!
Свидетельство о публикации №117091703538