Изъян
Из апокрифов Наг-Хаммади
Изъян
Пролог: Мысли о Смысле
В явленьях, чувствах и словах,
Твореньи рук, полёте мысли,
В чужих и собственных делах, -
Наш разум вечно ищет смыслы.
Кто «cogito», тот «ergo sum», - *
Так ловкий человечий ум,
Палитру жизни постигая,
Ей толкование даёт
Лишь Достоевский «Идиот»,
Рутину быта отвергая,
Душе вопросы задаёт:
Он кто? И для чего, живёт?
-------------------------
* «cogito, ergo sum» (читать: когито, эрго сум) – «Мыслю, следовательно существую» лат. Фраза приписываемая Р. Декарту
И вот, готовые тенеты
Ловцов неугомонных душ,
Искусные апологеты:
Духовник и учёный муж,
Раскрыв объятия идеи,
Взывают к нам: «Сюда, скорее!
В миру познаете себя,
Тем паче, сущность бытия!»
Пестрят мудрёные трактаты
Философических наук,
А коль постичь их недосуг, -
Религиозные догматы,
Да ритуальные обряды –
Нас обязательно спасут
И смысл жизни придадут.
Им внемлем мы, развесив уши,
Как «буридановы ослы» - *
Кому доверить наши души?
Идей полно, а мы – одни,
Во тьме невежества блуждая,
И, век недолгий прожигая,
Меж указателей пути
Стремимся истинный найти.
Что выбрать: свет научных знаний,
Иль трансцендентные огни?
Куда же заведут они -
За гранью наших пониманий.
Терзаний выбора не счесть,
Охватим бегло то, что есть…
-----------------------------
* Буриданов осёл – несчастное животное голодало, терзаясь муками выбора меж схожих охапок сена
§1: Трели Веры
Анализ смыслов бытия
Начнём с религии, друзья.
Индусы, майя и ацтеки,
Сирийцы, египтяне, греки –
Богов создали пантеон,
Уверовав, что это он
Всем мирозданьем управляет
И жизнь людей определяет.
Необходимо воспевать
Божеств чрез дивные обряды,
Где кровь и похоть могут рядом
С экстазом духа пребывать,
Чтоб услаждать собой бессмертных;
И только так садхак примерный, *
Засилье гунн преодолев,**
Перерождения презрев,
Достигнет вечного Атмана,***
Иль божества иного плана.
---------------------------------
* Садхак – адепт конфессии (восточн.)
** О гуннах (страсти, неведения и благости) см. Бхагавад-гиту – канон индуизма, наряду с Ведами и упанишадами.
*** Атман (Брахма) – одно из имён высшего божества индуизма.
По иудейскому почину,*
У христиан и мусульман
Создал мир тленный бог-единый:
Талмуд и Библия, Коран –
Тому живые подтвержденья, -
В чём смысл божьего творенья?
Его нам мыслью не догнать,
Достаточно осознавать,
Что смысл жизни – это вера
В творца до самого конца
И подкрепленье веры делом
Служением по образцам,
Изложенным в священных текстах;
В награду верный палладин,
Покинув этот бренный мир,
Займёт в раю пригрето место,
Где будет бога восхвалять,
Испытывая благодать.
-------------------------------
* Иудаизм – одна из первых религий, корни которой прослеживаются в христианстве и мусульманстве.
Где ж воспевать божеств не надо,
Чтоб душу грешную спасти?
Лишь даосизм и тхеравада,*
Из мировых религий клада,
Позволят святость обрести
На обезличенном пути:
Без божества, без песнопений,
Подобострастных поклонений –
Отшельником придётся жить
В благой гармонии с природой
И повстречавшимся народом,
Стремясь свет разума пролить
В рутину колеса сансары
И, разорвав его концы,
Постичь суть дао иль нирваны,
Как Будда, или Лао-цзы.**
------------------------------
* Тхеравада (хинаяна) – ветвь буддизма, безразличная к богопоклонству. См. Типитаку – канон буддизма.
** Лао – цзы - основатель даосизма. См. Дао Цзан – канон даосизма.
Без бога и пориоманства?*
Религия ли Вам нужна?!
Приветствуйте конфуцианство:
Китайцев вера привела
В тупик труды иезуитов:
Привить невидимого бога
Конфуцианским неофитам
Которым надо всё потрогать.**
Их жизнь – особый ритуал
Из поклоненья должностям,
Традициям и старшинству,
Как неземному божеству;
Где культ живых и мёртвых предков
Проносят сквозь «тысячелетки», - ***
Порою, с откровенной лестью –
Конфуций – церемонимейстер!****
----------------------------------
* Пориоманство – тяга к бродяжничеству. Вся фраза предполагает возможный запрос читателя на религию, находящуюся в оппозиции поклонению незримым (абстрактным) богам иудейской ветви, с одной стороны, или практике отшельничества (бродяжничества) даосов и буддистов – с другой.
** Христианство так и не получило широкого распространения в Китае, несмотря на настойчивость иезуитов;
*** Аллегория с советскими «пятилетками».
**** Конфуций основой жизни считал ритуал. См. «Лунь юй» - канон конфуцианства.
Не смейтесь над конфуцианством –
Весь мир недалеко ушёл,
Когда в простом политиканстве
Себе религию нашёл:
Где теократы верят в Папу,*
Патриархату, Халифату;
Наместник бога на земле
И не теисту в бунтаре;
Временщике; вожде – нацисте,
Олигархисте, коммунисте –
Легко привидится подчас;
О том история не раз
Скрижаль кровавую крутила:
Не редкость нравственный урод,
Уничтожающий народ –
Но сверхдержавного дебила
Никто не вправе упрекнуть,
Народа вера – власти суть.
-------------------------------
* Римского.
Под политическим бельём
Проглядывает откровенно
Религиозная основа,
Когда на выборы идём
И голосуем непременно
Мы верою, а не умом
В демократическое слово,
Летящее стрелой в сердца,
Минуя ум, из уст лица,
Вещавшего о жизни новой,
Но жадно алчущего власти;
В порыве верующей страсти
Готовы мы снести несчастья
И быть обманутыми снова,
Желая рая здесь, земного.
О, политические войны!
О, пламенный патриотизм!
Когда же, люди, вы поймёте:
Венец его – неонацизм!
О, патриоты, вы достойны
За сверхдержавный эгоизм
Барахтаться в своём помёте,
Где гнёт властей и терроризм –
Стреляют из одной обоймы,
Прямой наводкой, в вашу жизнь,
Доколе не осознаёте
О равенстве народов мысль!
Покончим на патриотизме
Религий мировых обзор;
Кто с верою идёт по жизни
Сакральным смыслом окрылён, -
Чрез нормы идеологемы,
Приблизившись к объекту веры,
И плотью, и душой воздать,
Испытывая благодать,
Экстаза воссоединенья
С предметом культа: божеством;
Идеей, иль земным лицом –
Достигшими обожествленья
Средь ищущих поводыря
Под гнётом груза бытия.
§2: Муки Науки
Та, что «не терпит пустоты» *
Для бесконечной суеты
И в идеале красоты
Лукаво требует изъяна…
Гляжу на милые черты
И мыслю: неужель и ты
Произошла от обезьяны?
Из преисподней темноты,
Плод эволюционной ямы…
Цветок на магме Фудзиямы…
***
От натуральной простоты
Недалеко до ерунды,
Но, посреди разумных тварей,
Простак, порою, гениален!
-------------------------------
* «Природа не терпит пустоты» - выражение приписываемое Аристотелю.
Наш разум склонен к обобщенью
И поиску начал всего,
А посему происхожденье:
Чрез обезьянье естество,
Других животных, рыб и гадов,
Загадочных коацерватов –
С игрой белкового сырья
В детерминанту бытия, - *
Нас неизбежно возвращало
К рутине поиска начала…
И доблестный учёный мир
Естественный закон открыл:
Вот менделеева таблица, **
Где сущее заключено!
Мелькнула тень Бозона Хиггса ***
И, вновь, «Остапа понесло»
Адронный запускать коллайдер,
Пока «первокирпич» не найден…
------------------------------
* Эволюционная теория Дарвина предполагает возникновение жизни из так называемого «коацервата» - случайно образовавшегося органического сгустка. Ещё в школьном курсе обществознания, меня поразило определение жизни, как «формы существования белковых тел».
** Периодическая таблица элементов Менделеева.
*** Нечто, меньшее элементов известных современной науке.
Первопричина ускользает,
Ей имя – «бесконечный ряд»;
И что, по существу, меняет
«На бытие» научный взгляд?
Был «прах земной», «морская пена» -
Коацерват пришёл на смену –
Терминология, как спесь,
В ту ж органическую смесь… *
Но есть отличье: мы не твари!
Не божьим промыслом живём,
А бездуховностью, что Дарвин
Назвал – естественный отбор;
Где смыслы жизни: выживанье,
Приспособление к среде
И с плотью тленной расставанье
В межпоколенной череде,
Чтоб дать дорогу молодому,
Вновь подлежащему отбору.
------------------------------
* По библейской традиции, человек создан «из праха земного»; согласно древним поверьям, некоторые сущности (например, Афродита) возникли «из пены морской».
- Мы приспособленное мясо?
- Высокоразвитый белок,
Что на ноги подняться смог,
Благодаря цепи отбора;
- А как же дух, душа и разум?
- Наш ум – мутации рывок,
Что закрепиться в людях смог,
Благодаря цепи отбора;
Про душу, дух – пытайте «рясу» *
Иль философствующий блок, -
Тех «тварей» - у кого есть бог,
Благодаря цепи отбора;
На «всё – про всё» ответим сразу:
Отбор с любым явленьем связан;
Что было, есть и будет с Homo, -
Благодаря цепи отбора.
----------------------------------
*Религиозных деятелей.
Естественнонаучный мир
Нам «выживанье» подарил,
Как квинтэссенцию всей жизни;
Но что в науках о душе –
Гуманитарии уже
Должны иные видеть смыслы?
О да! Формально мысль кипит:
За разум, счастье и свободу,
За единение с природой, -
Но за витриной ловко скрыт
От здравой критики народа
Изъезженный гомеостаз
Под адаптационный фарс
Естественнонаучного подхода…
И бьётся мысль о те же грабли,
В натурализм рискуя впасть,
Как Шопенгауэр и Адлер,
Кто постулировали власть
И произвол – основой жизни *
Природной силы механизмы
Ленивый лишь не разглядел,
А Ницше соловьём воспел
В сверхчеловеке вне морали **
Уотсон с Фрейдом подпевали:
Хотим бояться и желать,
Инстинкты удовлетворять, ***
Как мир животный, но…
--------------------------------
* См."Попутное и отложенное" А. Шопенгауэра; «Теорию и практику индивидуальной психологии» А. Адлера.
** См. «Человеческое, слишком человеческое» Ф. Ницше.
*** Уотсон Д. – основоположник бихевиоризма, см. «Бихевиоризм».
… но страдаем
В морализаторских тисках…
Переживая боль и страх,
К ним постепенно привыкаем
Чрез комплексы, неврозы, стресс –
Вот меркантильный интерес
Цивилизованного шоу,
Нужду которого Маслоу
Пирамидально разложил *
От низшей, примитивной формы
До социетальной нормы, **
Где адаптивность положил
Основой жизни индивида,
Как ноосферного гибрида… ***
-------------------------------
* Речь о так называемой «пирамиде потребностей А. Маслоу»,см.«Мотивация и личность».
** Общечеловеческой.
*** Ноосфера – термин Вернадского В., см. «Биосфера и ноосфера».
Проклятье современной мысли,
Куда ни плюнь – везде она,
Воспитанница дарвинизма –
Приспособленчества игла!
Очаровательна в начале,
Очаровательна в конце
И отдаётся где попало
С усмешкой Моны на лице. *
- Владейте, всё я постигаю:
Могу – туда, могу – сюда;
В гомеостазе пребываю,
Диалектичная всегда.
Хочу направо – адаптантка,
Налево – значит времена,
Когда любая содержанка
Дезадаптацией больна.
Меня никто не судит строго
Ведь я, воистину, проста;
Тревогу дарит недотрога,
Открытость – это Чистота…
-----------------------------
* Джоконды.
- Да ладно, «Чистота болота»,
Заполонившая мозги,
Так провела свою работу,
Что люди взвыли от тоски,
В живом и мёртвом, видя с детства,
Приспособительные средства;
Но глубже яд твой проникал:
От людоедства к самоедству,
Пока весь мир не осознал,
Что плоть с душою есть товар…
- Неблагодарный, я старалась,
Чтобы легко всё объяснялось
И каждый знал зачем живёт, -
Забот и так ведь полон рот!
Я та, кто истребляет муки!
Пусть адаптируются все,
И я, тогда, во всей красе…
- Куда ты завела науку,
Диалектическая шлюха!
Почти два века по стезе
Адаптологии шагаем,
Как будто «корень мира» знаем,
Но «корень мира» - это бог;
С тобой путь знания издох!
И я пал жертвой адаптации
В своей научной диссертации… *
--------------------------------
* См. «Социальную адаптацию наркозависимых в современной России» - диссертацию А. Черкасова.
- О, боже, как же мне приятно,
Бери свои слова обратно!
В науку мною вклад ты внёс
И пользу обществу принёс…
- Молчи, полезная девица,
Я зря тобою соблазнился!
Про наркоманов труд писал,
Чрез адаптивность предлагал
Понять причину аддиктива –
Болезнь души в тебя загнал –
И ты, конечно, проглотила;
Но не достиг я позитива,
Раз муки разума терплю, -
Постиг ничтожность я твою!
- Ничтожность? Я не претендую,
Не нравлюсь, так найди другую;
Напал, но не обосновал!
- Изволь, наглядно обрисую:
Отец мой злоупотреблял
И суицидом жизнь прервал, -
В чём проявилась адаптивность? *
- Я соболезную, причинность
Любого суицида в том,
Что люди выход видят в нём:
Иль избавленье от проблемы,
Иль норму идеологемы, -
Таков их адаптивный путь:
Оковы жизни разомкнуть…
------------------------------
* Черкасов В. (мой отец) – учёный, изобретатель (более 100 патентов); сомневался в обоснованности некоторых тезисов моей диссертации. Покончил собой в 2014 году.
- Ну надо же, приспособленье –
Причина смерти… Прочь сомненья!
Но, если б, передумал он же,
То адаптировался б тоже?
- Ах, понимаю, что смешна:
Но то, и это – адаптивность
Свободомыслящих существ,
Которым я же придала,
В подмогу разуму, решимость
Для самопроизвольных действ,
Поверх среды императива,
Во имя смысла директивы!
- Ну ты, и «вывела гуся»!
Жить без тебя никак нельзя
И умереть, похоже, тоже, -
«Разумно-волевая рожа»!
Давно работает капкан,
Изобличая твой обман;
Готовится плясать кан-кан
Несверхразумный таракан,
Который тупо ел банан,
Пока меня не увидал,
Увидев, в страхе побежал,
Но страх его не удержал –
Он вновь банана сок взалкал
И вожделенье утолял,
Доколе жертвою не стал…
Так, примитивный насекомый,
Заради кайфа, выбрал смерть…
Ну, киллер, адаптационный, -
За эту смерть теперь ответь!
- Какой-то ты неугомонный!
Я – вездесущая, пойми;
Останься неудовлетворённый,
Пришли критические дни…
- Прости-прощай! Спасибо, папа,
Что мысль избавил от разврата!
Сообщество наук в прострации,
Там намечается раскол:
Те, кто не верит в адаптацию
И сверхъестественный отбор, -
Каким-то боком, понемногу,
Учёных обратили к богу,
Который с Гегелем ушёл *
На отдых в позапрошлом веке,
Однако, Сонди, Юнг и Фромм **
В психологическом забеге,
Признав в науке о душе
От адаптации туше,
Почуяли необходимость
Синхронизировать причинность
Спекулятивных сверхидей ***
Для утешения людей.
------------------------------
* Гегель полагал стремление к разуму и божественному духу – смыслом человеческого существования, см. «Философию истории».
** Л. Сонди, К-Г. Юнг, и Э. Фромм – основатели судьбоаналитического, аналитического и гуманистического (соответственно) направлений в русле фрейдовского психоанализа, совместившие, однако, последний с чуждой ему, идеей бога; см. «Путь человеческого становления» Сонди, «Метаморфозы и символы либидо» Юнга, «Иметь или быть» Фромма.
*** Идей «Бога» и «Адаптации».
Научно ль это обобщенье?
Ответ мой: однозначно нет!
Научность требует сомненья,
А догматичный винегрет
Из адаптации и бога
Лишь поражает тем, что долго
Не сокрушился о стандарт,
Кой водрузил критичный Кант:
«Уверовать, не значит знать»! *
Пора с наукой прекращать …
***
Итак, идеи обозрели,
На этом следует вершить,
Но Вы наверняка хотели
Мне справедливо возразить:
«Сей труд – сплошные скептицизмы,
Уж не в изъяне ль смысл жизни?»
---------------------------------
* См. «Критику чистого разума» И. Канта.
§3: Прана Изъяна *
Повсюду в мире есть активность –
Я постулирую её;
Она должна иметь причинность,
Как основание своё.
Активность – это, суть, работа,
Производимая природой,
Для устранения проблем,
Содеянных незнамо кем.
Фальшиво не играет скрипка –
Скрипач вселенной мог быть пьян…
Активность – следствие ошибки:
Я постулирую Изъян.
---------------------------------
* Прана – жизненная энергия (восточ.).
Среда, вселенная, иль бог –
Неважно – породили тело:
Энергетический клубок, *
Чтоб израсходовать чрез дело
В сей мир энергию свою
И умереть, сказав, «adju».**
Те, кто центрирован на теле
Вещают; «надо просто жить»;
Они блаженны в этой цели:
Не надо мыслить и любить,
Переживать, сопротивляться –
Лишь потреблять и отдаваться. ***
-----------------------------------
* Изъян (возмущение, ограничение) среды порождает тело.
** Аdju – прощайте (нем), читается как «адью».
*** Тело блаженствует, взаимодействуя со средой.
Где тело выросло в узде
Моральных норм, ограничений –
Не весь заряд ушёл среде,
Оставшись в форме ощущений,
Чья целокупность есть сознанье, *
Продукт которого – желанья.
Блаженны спящие в сознаньи,
Испытывая благодать,
От наслаждений и страданий –
На чувства, разум им плевать;
Они способны лишь желать,
Иль с томной скорбью воздыхать. **
-----------------------------------
* Изъян тела порождает сознание.
** Сознание блаженствует, взаимодействуя с телом.
Ограничение желаний
С переживанием страданий,
Нас раздражая не на шутку,
Дают энергию рассудку,
Где впечатлительность беспутства
Синхронизируется, в чувства. *
Блаженны чувственные люди
Способностями: сострадать,
Любить душою, отдавать
Последнее; и кто осудит
За неуменье постигать,
Что сердцу не дано понять? **
---------------------------------
* Изъян сознания порождает чувственный рассудок.
** Рассудок блаженствует, взаимодействуя с сознанием.
Найдутся и легко осудят –
Из тех, кто чувства остудил
И представленьями рассудка
Идейный разум породил;
Как догадаться Вы успели:
Его продукция – идеи.*
Романтики и патриоты,
Маньяки и рабы работы;
Революцъённый элемент,
Фанатик веры, супермент, -
Кто жизнь отдать идее может
И, заодно, полмира тоже. **
--------------------------------
* Изъян рассудка порождает идейный разум.
** Идея пожирает всё: рассудок, сознание, тело, проникает в среду, пожирая её, и после смерти носителя (идеи).
Уничтожение пресечь
Способен только чистый разум,
Но он доступен нам не сразу,
А лишь когда кровавый меч
Вернётся после битвы в ножны
И мысль придёт: как мы ничтожны… *
Блажен постигший чистый разум: **
Он наслаждается игрой,
Пронзая с твёрдостью алмаза
Дно страха; ширясь, сам собой,
Чрез тайники души и плоть
К мирам, где не бывал господь.
---------------------------------
* Изъян идейного разума порождает чистый разум.
** Чистый разум блаженствует, постигая Изъян и его необходимость для жизни.
07.2017
Свидетельство о публикации №117091608243
Сияя чистотой алмаза,
Черкасский пережив централ,
На всю Россию воссиял.
Владимир Тимошкин 11.10.2017 09:46 Заявить о нарушении