Свинец

женщины красят холсты в невидимый цвет.
чем позже, шепчут,
узнаешь её приближенье,
тем лучше.
слушая соловьёв, 
генерал ли, полковник буданов, хаджи-мурат
(кто посчитает все имена?)
в сумерках видят
её зрачки -
гильзы в лиловых стволах,
растущих из глаз вскрикнувшего: «зачем?» -
каждый приказ
с тех пор ложится на тот прицел.

у меланхолии
смуглое лицо гадалки
и цепкие пальцы кровельщика.

небо её -
железный чертополох,
соскребает обломки мостов,
телесные копошенья душ.
сквозь них прорастают
её правИльные перья,
теночтитланский обсидиан.

прислушиваясь
к прерывистому дыханью ночи,
солдаты бинтуют грудную клетку
знамёнами, смоченными в глубоких,
как всхолмья курганов, ранах.
они-то знают: такие вот обереги
от сине-свинцовых губ
понадёжней
крови дракона.

… но она всегда приходит по кругу.
видишь следы? -
утренний лёд в зелёной траве,
сухие струпья огня.
она восхитительно молода,
ведь календарь её месячных -
фарфоровое таро
из костной мукИ нерождённых.

ты спишь? или это –
заворожённость
ропотом сгинувшей рати?
амальгама пустот вынутых жизней
стиснула шею,
высится маяками,
втекает в скважины звёзд,
и те проливают семя.
осенью урожай
вызревает для заступов.

у меланхолии
смуглое лицо гадалки
и мёртвые глаза антигоны






Некоторые пояснения
Свинец – самый инертный, «земляной» металл в алхимической таблице, соответствует символике меланхолии так же, как и чёрный цвет.
ПравИльные перья – т.е. длинные перья крыльев, которыми птица в полёте «рулит».
Теночтитланский обсидиан – Теночтитлан – столица  ацтекской империи (нынешняя Мексика), жестокого и деспотичного государства Мезоамерики; обсидиан – чёрное вулканическое стекло, из которого ацтеки делали наконечники для своих стрел, ритуальных ножей и т.п.
Сине-свинцовый  – т.е.  сине-серый цвет. Символика разрушения, связанная с одним из наиболее опасных аспектов Кали, обозначенных цветом лица: неявленное начало разрушения (в противовес чёрному – уже проявленному).
Кровь дракона – популярный мотив древних сказаний: герой купается в крови убитого им дракона (например, Зигфрид), и становится неуязвим для оружия.
Фарфоровое (таро) на костной муке… – самый ослепительно-белый и тонкостенный (и, соответственно, дорогой) фарфор – так назыв. «костяной фарфор» – его рецепт включает муку из костей животных.
Антигона – (античн.) Дочь царя Эдипа, была приговорена к смерти за то, что, вопреки запрету тирана,  последовала этическому долгу и захоронила тело убитого брата, объявленного преступником, не подлежащим после смерти захоронению. Повесилась, не дождавшись последовавшего помилования.


Рецензии
... что верлибр - полбеды, но что притом и белый :(...
:)

Рон Вихоревский   17.09.2017 11:50     Заявить о нарушении
допустимость 30% не превышена.
" верлибр - полбеды" - не нагнетайте, пожалуйста, а то мне совсем страшно станет :-))))
против компании Есенина и Мариенгофа ничего не имею, хотя тут вы попали в молоко с Вашей дефиницией. Но зато повеселили, спасибо)

Валерия Исмиева   17.09.2017 12:26   Заявить о нарушении
... "молоко" в "Свинце", поскольку в совершенно точном лит-термине это "белый стих". В сумме получается жанр стихирский "стих-я в прозе"...
:)

Рон Вихоревский   17.09.2017 17:26   Заявить о нарушении
... Мариенгофа не помню, но Есенин ни верлибров, ни белых вроде не писал...
:)

Рон Вихоревский   17.09.2017 17:28   Заявить о нарушении
1. "мариенгофа не помню..." - зачем тогда писать об "имажинистости"?))

2 Когда я говорила о 30%, то думала, что Вы, Рон, в курсе того, о чём высказываетесь. Но, судя по Вашим заметам, уважаемый, Вы не в курсе, что такое верлибр.
А равно и белый стих, поэтому для справки:
БЕЛЫЙ СТИХ — название метрических (стопных) стихов, без рифм. Подробнее: http://poetique.academic.ru/91/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85

ВЕРЛИБР -"(франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения." Подробнее: !http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/823/%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%9B%D0%98%D0%91%D0%A0

Валерия Исмиева   17.09.2017 23:13   Заявить о нарушении
... чисто терминологическое недоразумение, длить которое нет ни желания, ни времени. Верлибр - безРАЗМЕРНЫЙ, а белый - безРИФМЕННЫЙ. Это общеупотребительные термины. В сочетании - "Стихи в прозе". Что-то затерял? где сказано об "имажинистости"? В рецке своей этого не вижу. НО! Именно ввиду насыщенности образами и назвал рецензируемое СТИХАМИ и оценил соответственно, нажав понравку. Будь это проза - молча "прошёл бы мимо"...
:)

Рон Вихоревский   18.09.2017 10:16   Заявить о нарушении
"... терминологическая путаница"
Нет, в сочетании верлибр и белый стих дают свободный стих, а не стихотворение в прозе. Но где Вы тут увидели это сочетание? Сравните ритмы каждой строки, чередования ударных и безударных слогов - в соседствующих строках они разные, кроме одного места. Даже если я что-то упустила, в верлибре допустимо присутствие рифмующихся строк и совпадающих в соседстве по ритму, если их количество не превышает 30% от общего, в противном случае верлибр превращается в ритмизированный или белый стих, либо раёшник, ну и т.д. - в зависимости от того, во что соскользнул автор.
Терминологической путаницы никакой нет, всё вполне чётко и осмысленно.

Валерия Исмиева   18.09.2017 13:15   Заявить о нарушении
... а откуда взялось 30% ? Залез в словарь Квятковского: с белым стихом всё понятно и просто: "точнее - безрифменный" (другой вопрос, где кончается и начинается рифма, это спор "палка - селёдка").
В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения."
Квятковский пишет, что ПЕРВОНАЧАЛЬНО под верлибром понимали неравностопные стихи. "А что потом" - умалчивает. При этом показывает, что верлибр м.б. и рифмованным, и нерифмованным. Поправку делаю на время: у меня издание 1966г.
Т.е. возникает два теоретически значимых вопроса: 1)является ли критерием верлибра наличие рифмы или только размера и 2)различение понятий "БЕЗразмерный" и "полиразмерный". Начав со второго: Пастернак и Рождественский (Я сегодня до зари - встану - По широкому пройду - Полю) 0 получается, верлибры писали??? :). Или современные "пирожки.
Авторы http://fb.ru/article/223092/verlibr---chto-eto-antologiya-russkogo-verlibra считают верлибр "Это особый тип стихосложения, который характеризуется последовательным отказом от каких бы то ни было "вторичных признаков", свойственных стиховой речи: слогового метра, рифмы, изосиллабизма, изотонии и регулярной строфики". - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/223092/verlibr---chto-eto-antologiya-russkogo-verlibra
Стихи в прозе Стихи в прозе (без рифм) – почти та же самая рубленная проза, но более лиричная. Она характеризуется напевными, насыщенными интонациями. В ней присутствуют созвучия, элементы ритмики. Без разбиения на строки должно быть оформлено такое стихотворение. Верлибр в этом отношении совпадает с рассматриваемой нами формой. Строфы стихов в прозе представляют собой сплошной текст. Это достаточно красивый поэтический прием, но порядком устаревший. Поэты-любители в наше время часто прибегают к нему, чтобы скрыть огрехи – технические или смысловые. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/223092/verlibr---chto-eto-antologiya-russkogo-verlibra
В общем, путаницы хватает, чётких критериев нет, формальное разбиение на строки не спасает, а "напевными, насыщенными интонациями. В ней присутствуют созвучия, элементы ритмики" - слишком неопределённо.
Подробная статья: http://forum.lukianenko.ru/index.php?showtopic=11219
По крайней мере с белым стихом определяется. Да, по поводу общепризнанности, пожалуй, погорячился :). На основе имеющегося соглашаюсь, что в ВАШИХ терминах рецензируемое - верлибр. В этой же системе терминов верлибр как жанр стал любить ещё меньше...
:)


Рон Вихоревский   18.09.2017 14:36   Заявить о нарушении
любить или не любить верлибор - это, конечно, дело личное, мне тут и оспаривать нечего). Как и в вопросе - принимать или не принимать мои стихи. 30% даёт в своих пояснениях Орлицкий, серьёзный исследователь верлибра, хорошо изучивший тему не только на отечественных примерах, но также и на обширных исследованиях творчества зарубежных авторов XX и XXI вв.

Валерия Исмиева   18.09.2017 18:25   Заявить о нарушении
... "бедный Пав"... тьфу, бедный Рон: "Учиться, учиться и учиться". Увы, "нельзя объять необъятное", приходится ограничиваться "узкокорыстными" темами.
Но Орлицкого по мере времени, конечно, почитаю. С признательностью за ликбез...
:)

Рон Вихоревский   19.09.2017 08:06   Заявить о нарушении
))) да все мы друг у друга учимся...

Валерия Исмиева   19.09.2017 13:53   Заявить о нарушении
... доцемур доцентур...
:)

Рон Вихоревский   19.09.2017 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.