Демоническое у Кьеркегора 3

      Демоническое - это страх перед Добром - пишет Кьеркегор, но это ещё и страх перед свободой - добавлю я - и не меньший страх, чем перед Добром. Демоническое как таковое боится Добра, потому что полагает его для себя как нечто внешнее, что является его врагом, то есть полагает Добро как своего противника и противостоит ему, или уклоняется от него - во всех слабых вариантах уклоняется, во всех сильных - противостоит, однако свободу, демоническое считает своим собственным "достоянием", демоническое как демоническое всегда обманывается в том, что является свободой, демоническому кажется и не может не казаться, что оно свободно в своём демонизме. Таковы основные постулаты демонического.
      Поэтому закономерны и поведенческие, психологические особенности демонического - оно сражается, побеждается Добром, оно может быть даже полностью уничтожено Добром, но исправляется только свободой. Можно уничтожить зло вместе с самим злодеем,это подвластно Добру, но нельзя злодея превратить в праведника без общего участия в этом деле свободы. Так происходит потому, что демоническое является отпадением от этического, а в тяжёлых случаях и от эстетического, но даже демоническое не в силах отпасть от свободы. То, что происходит внутри демонического тогда следовало бы описать так - это ряд сплошных последовательных отпадений, которые через узкую воронку отсекания "всего лишнего"(в которое входит, кстати, всё, что так ценно для человечества) стремятся вырваться из предельного основания человеческого существования - из Свободы. Демоническое стремится к рабству как абсолюту и никогда не достигает его полностью, ибо человеческая природа всегда предоставляет ему определённый излишек, который ещё должен быть уничтожен. Этот бег демонического представляет из себя дурную бесконечность, - дурную, как в смысле вечной нескончаемости, так и в прямом смысле её полной глупости и бесперспективности. Стратегия демонического - слаба, она содержит неразрешимый подвох, ну что же, зато хорошо развита - тактика))). Демоническое - изощрённый тактик, но плохой стратег))).
      Демоническое способно справиться со многим, даже сильным Добром, но единственный непобеждаемый противник для демонического - это свобода. Свою тяжбу с Добром, оно затевает снова и снова, быть может лишь для того, чтобы уже в который раз подспудно попытаться затеять вновь свою тяжбу со свободой. "Ах, если бы мы только прорвались" - думают бесы, но ничего этого нет, и в помине, и приходится снова переключаться на Добро.
      Если мы привлечём сюда миф падения Люцифера, то вопрос по которому этот светоносный ангел пал был, как мы помним, вопросом о свободе, вовсе не о Добре, мифы же не настолько глупы, как мы о них думаем, они всего лишь говорят с нами совершенно отличным, от нашего рационального языка, особенным языком. Так вот, Люцифер пал, пытаясь отстоять другую свободу помимо одной единственной. Люцифер стал создателем "своей свободы", о которой заблуждается всё демоническое, что она у него есть. Демоническое пытается создать в нашем мире две свободы, так как первую она всё равно уничтожить не может, - вот и создаёт "параллельную реальность", в основании которой якобы лежит иная свобода. Но ничего подобного! - строит до сих пор))) - никак не построила))). На этом "тяжёлом" и "трудном" пути, не могу не впасть в иронию, демоническому постоянно мешает Добро, поэтому приходится с ним "колотиться". Рассмотрите попристальней любого негодяя и быть может вы обратите внимание на то, что он в принципе ничего не имеет против Добра, оно его как таковое не интересует, но зато он имеет несомненно "свои" цели, в осуществлении которых можно не останавливаться ни перед чем, то есть цели, которым ничего из существующего мира "не писано" и лишь осуществляя эти цели, Зло сталкивается с Добром. Последнее же вполне наивно - оно не преследует никаких "своих" целей, но активно ищет и выступает против всякого Зла.
      И если мы обратимся, теперь, к народным сказкам, мы получим ту же самую картину, один в один, какой-нибудь змей Горыныч, прилетая в стольный град Киев, вовсе не спрашивает - кто у вас тут герой, я мол хочу с ним сразиться, а совсем другие речи ведёт - подайте мне то, и подайте мне это, иначе огнём сожгу. Змей преследует "свои змеиные" цели и всё тут. Это Добрыне Никитичу приходится о своих целях позабыть надолго и узнавать про Зло, где живёт, чего хочет, и идти этому Злу навстречу.

      Почему же демоническое проговаривается? Да всё по тому же - потому что не может избавиться от свободы, лежащей в её основании - как только дело доходит до определённой глубины, ещё не проработанной демоническим как следует, оно "вскрывается" как консервная банка жёстким или даже жестоким образом. Тут необходимо было бы взять библейские примеры, раз мы в кьеркегоровской теме, - изгнание бесов, что вошли затем в стадо свиней, думаю подойдёт, - и показать, что "чудо", которое совершил Христос вовсе не является исключительно прерогативой самого Христа как богочеловека, но в некотором смысле является совершенно обычным делом и я при этом, заметьте, вовсе не кощунствую. Проследите за мной, за ходом рассуждений дальше и вы поймёте, о чём я говорю. Дело в том, что достаточно многим из нас приходилось в жизни выступать в такой же роли Исуса Христа, но скорей всего, конечно, невольно и неосознанно, когда мы своей свободой или же теми или иными действиями, так влияли на Зло, что оно раскрывалось в своей явленности, становилось видимым. Раскрыться же для Зла практически всегда значит - уничтожиться. Поэтому случайный наш взгляд, оборот, поступок или движение, случайное наше слово может совершить аналогичное тому, что Христос проделал явно, открыто и осознанно, а значит - красиво и смело - как власть имеющий. Но недаром в той же самой Библии сказано, что и вы бы так могли, если бы только имели веру. Я ретранслирую на более современные слова - если бы были свободны подлинной свободой, она бы дала вам силу открыть, и соответственно этому, равно что изгнать любое зло...
      Люди обожают чудеса именно как чудеса, но чудеса - лишь компактная символическая форма того, что извечно у нас "под руками". Нужно научиться видеть, нужно стать свободным, что в принципе также одно и тоже, чтобы творить эти чудеса и усматривать их вокруг себя всякий раз.
      Будучи свободным человеком, вы можете воздействовать на зло, вера здесь - лишь обозначение вашего пребывания внутри свободы.
      Поэтому и перед вами - задрожат и заговорят, не только перед Христом, и это прекрасно понимал Кьеркегор. Никакого особенного транса для этого не требуется, нужно иметь просто достаточную степень своего расширения, свобода - это расширение - говорил Кьеркегор. Так вот, достаточно расширения - значит бесы вон!


Рецензии