Демоническое у Кьеркегора

    
      Демоническое говорит "невольным языком", ибо свобода заложенная в основание всякого человека так или иначе принуждает закрытость "изъясняться", но всё это происходит помимо индивида, он как бы не участвует в этом и остаётся "за бортом" происходящего. Демоническое говорит как бы по принуждению - вследствие силы свободы, что обнаруживаясь где-либо извне, резонирует с его собственным подавленным основанием и вот это подавленное основание "отвечает" - как может, а может отвечать оно лишь извращённым образом.
      Следовательно, нет полностью закрытых душ - так называемых "вещей в себе" по Канту, все души каким-то образом говорят, но при ближайшем рассмотрении, при анализировании того, как они это делают, открывается неизмеримое богатство специфических вариантов, которые можно всё же сгруппировать на мощных два - свободное, открытое говорение и закрытое, демоническое. Демоническое говорение требует особого прочтения.
Кьеркегор прав, что большинство людей способно чувствовать в реальных жизненных ситуациях и это основное отличие, и другие оттенки и своеобразия разговоров, но не способно понять их и уяснить с чем же здесь всё-таки имеется дело, для них всё остаётся на уровне - "нравится-не нравится" и "плохой-хороший". Так психология демонического остаётся "тайной за семью печатями", впрочем как и его метафизика, а вместе с тем остаётся непонятой, само собой разумеется, и свобода - ведь свобода не понимается без диалектики своего отрицательного момента.
      Не всегда закрытость - это плохо, но люди не делают отличий. И не всегда открытость - в виде болтливости это хорошо. Оставаясь на уровне внешних отличений и представлений, на уровне статично зафиксированных "вот это плохо", а "вот это хорошо", люди ошибаются и тем чаще, чем имеют дело с более оригинальными вариантами. И вот уже оказывается, что "открытый", много говорящий человек на самом деле не в состоянии выразить что у него на душе, а просто забалтывает эту тему всяческой чепухой, и наоборот, такое "закрытое" существо как например, Гамлет, молчит не потому что не умеет или не хочет сказать, а потому что перед лицом демонического свобода молчит специально, приводя демоническое в состояние бешенства.
      Кьеркегор описывает не правила, которые мы затем будем применять, а суть явлений, мы должны ухватить суть того, о чём говорится, чтобы впоследствии пытаться раскрыть эту суть в конкретном, определённом жизненном случае. Все наши "нравятся" и "не нравятся" остаются на уровне эстетики как по Кьеркегору, а требуется ведь ещё как минимум и этика, которую мы устанавливаем обычно по своему произволу. У нас нет грамотности понимания этого "предмета" - метафизических и психологических состояний человека, мы всегда - эстеты, воспринимающие эти явления непосредственно и вполне наивно, а затем "обувающие" их на произвольно подходящий, свой лад. Объяснения, которые мы тут придумываем похожи на беспомощные лепетания ребёнка, начиная с того, что погода плохая и соответственно, у кого-то от этого имеется дурное настроение, и заканчивая откровенной реакционной белибердой, типа национализма и антисемитизма.
      По настоящему мы не знаем, что такое состояние и чем оно держится, как возникает и пребывает, что означает, как оно связано со смыслами, ничего не знаем, но пустоту своего незнания мы не оставляем на уровне незнания, а превращаем в "отобъяснения"по Мерабу) - по принципу чем-то объяснить и забыть или наоборот, отобъяснить, чтобы несправедливо орудовать с ним. Вот почему Кьеркегор считал этическое отношение более высоким чем только одно эстетическое, присущее как таковое всякому человеку, для этического - нужно ещё постараться, к нему нужно ещё возвыситься.

      Но вернёмся к демоническому, его можно сравнить с раковой опухолью, это образование на... образовании - это нечто иное на свободном человеческом духе, что хочет его заместить и упразднить. Демоническое растёт не от человека прежде всего, это не сговор с Дьяволом, как внимательно подмечает Кьеркегор, выдавать его за сговор с Дьяволом нам как-то легче и проще, но по существу такой взгляд - это средние века, когда так понимали всю проблему. Сговор с Дьяволом человек может устанавливать только тогда, когда состояние уже завладело им, когда он уже раб демонического, в этот момент и появляется Дьявол, как персонификация данного состояния и "предложение" продолжать в том же духе, но уже осознанно. В начале состояние - твердит Кьеркегор. В начале Добра - состояние и в начале Зла - состояние. И это, естественно, различные состояния. Но мы не поймём их различия пока не узнаем что такое состояние вообще и сколь значимо оно в целом для человеческой природы.
Самое мощное, что здесь можно постигнуть, так это то, что вначале всего стоит не человек. Хайдеггер бы сказал - в начале всего стоит Бытие, Кьеркегор говорит - состояние. Оба указывают в одном и том же направлении. Всё, что принадлежит истинно человеческому как характерному, формируется из состояния или бытия. Состояние - это некоторая форма, в которой человек каждый раз проклёвывается словно заново, лоно, из которого человек прорастает как росток, пока состояние качественно не сменится и не станет пускать новые ростки, этим ростком в принципе и являешься ты, а затем следующим - через прыжок и новое состояние, - новым ростком. В принципе, из состояния может и не происходить человека, состояния могут просто-напросто меняться, ничего существенного из себя не производя, они могут быть практически полностью хаотичными, как у сумасшедшего человека, но даже у сумасшедшего человека есть постоянно возвращающиеся состояния. Вот это по существу и есть он - проявляется ли это в его лице или так и остаётся непроявленным. Наши состояния - вот наше достояние, прежде всего. Не случайные состояния, а комплекс характерных, на которых затем смутно или явно, в зависимости от того, как мы потрудились, вырисовывается и наше лицо. Наше лицо - это вообще лишь проект, некоторый избранный вариант из возможного множества определённых вариантов. Кто же задаёт круг и очерчивает границу этих вариантов? - Состояние.
       Так вот, демоническое, это нечто такое, что начинает заново переписывать человека - его судьбу, жизнь и характер. Демоническое создаёт вторую историю, взращивает некоторый дубликат человека, который затем в определённый момент призван будет истинного человека подменить. Подмены осуществляются и сразу, но они никак не могут стать стабильными, главными, когда же это наконец происходит, и демоническое состояние овладевает человеком, тогда действительно последним решаемым вопросом остаётся только сознательный сговор с Дьволом - осознанный переход на позиции Зла, потому что далеко не всякие люди, даже попав в рабскую зависимость, осуществляют такой переход. Свободное основание, присущее человеческому роду - универсально и к тому же тотально, и за счёт этого, оно способно тянуть на себе даже многие рабские состояния человека всё равно в целом в сторону Добра. Поэтому в истории сознательные злодеи - редкое явление, большинство зла совершается в зависимом состоянии - не по хотению, а по неумению иначе. То есть человек подпадает под определённое веяние или наваждение, и оттуда творит зло. Нашло некоторое облако-состояние и мы становимся беспомощно руководимы им.
     Отсюда, кстати, вытекает и та характерная черта - почему демоническое всегда связывают с некоторой магией. Поскольку это магия и есть - определённый морок, помрачение, нисхождение,запутанность и опутанность. Добро же в этом случае предстаёт как то, что расколдовывает Зло.


Рецензии