Радужные крылья Симаргла
Мокрый пёс, встряхнувшись после купанья,
Словно вдруг изменился, представ на миг
Не простым, едва ли земным созданьем.
За плечами двух радужных дуг крыла
Поднялись, красою чаруя грозной, -
Взмыть готовый в небесную высь Симаргл
Перед ликом трижды пресветлым Хорса.
Но ведь ты не оставишь меня, дружок,
Как же мне без лохматого оберёга?
Чуть поглажу – от кончиков пальцев ток –
Согревает сердце огонь Сварога.
14.09.2017
***
Единомышьленники
Конкурс «Любите живопись, поэты. 26 тур».
http://www.stihi.ru/2017/09/10/9828
В составе коллажа:
- слева: конкурсная картина художницы Айрис Скотт (Iris Scott), Тайвань. Айрис использует при создании своих работ технику рисования кончиками пальцев;
- справа: Иран, блюдо Сасанидов - Симург; копия белокаменной резьбы раннехристианского храма на Владимирщине - Симаргл.
***
Крылатый защитник.
Языческий пантеон восточных славян: Хорс – божество солнца; Симаргл (Семаргл) – крылатый пес, покровитель растительности, защитник (оберег, талисман), посредник между небом и землей, возможно, имевший отношение к небесному огню; Сварожич, Сварог - олицетворенный огонь.
Сведений о языческом прошлом Руси сохранилось очень мало. В целом, если собрать все, что написано по поводу Симаргла, то можно сделать вывод, что этот образ связан с земледелием – поля нужно было охранять от лесных обитателей, в этом людям помогали собаки; в то же время люди расчищали места для полей среди леса с помощью огня (землепашцы – огнищане – крестьяне, от «крес» - «огонь», «кресать» - высекать огонь с помощью кресала). Может быть, огненная природа Симаргла и его функция зашитника посевов проистекают из этих обстоятельств. Кроме зверей, вытаптывавших нивы, опасные враги посевов – птицы, отсюда, вероятно, у четвероногого охранника крылья – чтобы соответствовать задаче наилучшим образом. Крылья Симаргла в этом контексте воспринимаются как символ быстроты и ловкости сторожевого пса.
Одно из предположений: имя собакообразного божества следует писать через «е» - «Семаргл», так как оно, что весьма вероятно, произведено от слов «семя», «семена» (Б.Рыбаков).
Образ Симаргла кажется аналогичен древнеиранскому божеству, полу-птице, полу-собаке: Сэнмурв-Симург. Обитал на «Небесном древе всех семян» (Жизненное, Мировое древо), которое должен был охранять, и считался царским символом-талисманом (династия Сасанидов, 3-7 вв.), в связи с чем его изображение можно видеть на утвари и в декоре зданий этой эпохи.
«При всей близости русского Симаргла-Семаргла к иранскому Сэнмурву следует сказать, что здесь перед нами не столько заимствование, сколько одинаковость образа. …Скифская эпоха с ее несомненными контактами праславян с иранцами могла закрепить именно эти, близкие к иранским, формы».
«Язычество древних славян», 1981г. Борис Рыбаков.
Князь Владимир Святославич (Креститель), захватив в ходе междоусобицы власть в Киеве, утвердил пантеон языческих богов, среди которых был Симаргл; об этом сообщает Повесть временных лет, 980г: «...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».
Изображение чудесной крылатой собаки встречалось на Руси в 11-13 веках часто (украшения, резьба, вышивки). Крылатых псов можно увидеть на серебряном браслете из Тверского клада, барельефе Борисоглебского Собора в Чернигове, Золотых вратах суздальского Рождественского собора (в составе узора, обрамляющего нижние медальоны с грифонами) – и т.д.
15.09.2017
Свидетельство о публикации №117091504283
Алевтина Котова 17.09.2017 18:44 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Алевтина, всего доброго.
Ирина Воропаева 18.09.2017 12:49 Заявить о нарушении