Илья Репин Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна

Слились в холсте таланты двух людей,
Двух гениев в искусстве разноликом!
Картина воплотившихся идей -   
Создать портрет о мастере великом.

И родилось желание не вдруг.
Ведь Репин страстный музыки любитель,
А Рубинштейн – его желанный друг,
Допущенный в священную обитель.

Художник выразил в портретах трёх
Признание таланта пианиста… *
Он память о товарище сберег,
Когда Антон «ушёл»… ведь жизнь терниста…

Илья трудился шесть упорно лет
Над третьим полотном, как нам известно.**
И вот за пультом дирижёр воспет!
По памяти творил портрет маэстро.

Концертный зал, в нём нет свободных мест…
Нам о слиянии картина рассказала,
Хотя не виден на холсте оркестр,
Оркестра и восторженного зала.

Ведь Репин, гениальный портретист, 
Сумел заставить «заиграть» картину.
Фон полотна воздушен, золотист,
И вихрем звуки - вверх по серпантину.

Фигура Рубинштейна в полный рост
Вознесена над зрителем притихшим.
Моментом торжества пропитан холст, 
Так много музыки в себя вместивший!

И выраженье глаз, и жест руки,
Глава, с волнистой пышной «гривой»…
Смог передать художник мастерски
Характер друга столь животворимый! ***

Стоит, чуть голову склонив вперёд,
Взгляд демона, лицо самозабвенно!**** 
Он в мире музыки сейчас живёт,
И поза дирижёра вдохновенна.

Здесь живопись и музыка – едины.
Ведь Репин гений, друг же – чародей!
Они искусства своего глубины
Обильно изливают на людей!


* пианиста… композитора, дирижёра, великого музыканта!

** Первые две картины-портреты были созданы художником при жизни его друга-музыканта (композитора, пианиста, дирижёра), который позировал при их создании.
Третья картина написана по памяти после смерти А. Рубинштейна.
На ней И. Репин изображает Антона Григорьевича тоже за дирижерским пультом, как и на второй, но уже в полный рост, и возвышается дирижёр в центре картины. Художник работал над этой картиной 6 лет.

*** Репин запечатлел своего друга так, что, даже не зная характера Рубинштейна, лишь, судя по изображению, можно определить порывистый, сильный характер музыканта и его исполнительский и дирижёрский стиль. Чувствуется, что перед нами портрет человека незаурядного.

**** Взгляд демона – имеется ввиду демонический взгляд, т. е.
необыкновенный, отличающийся сильным характером, страстной натурой.

13.09.2017 год.

Иллюстрация:
Илья Репин Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна 1909 – 1915


Рецензии
Дорогая Светлана, стихотворение написано вдохновенно! Чего я не сказала бы об этом портрете, к сожалению.
И. Репин - великий художник, но оживить давно ушедшего человека - это сверхзадача. И, по моему, Репин не справился. Если бы он просто сделал дотошную копию с портрета А. Рубинштейна 1897 года - было бы, возможно, лучше. Но дело в том, что кроме красок и линий художник вкладывает в работу своё живое впечатление, восхищение, любовь. Потом повторить, даже сразу делая копию, этого не удаётся...

А портрет 97 года - хорош. В нём-то именно характер, вдохновение.

С уважением.
Л. М.

Люмико   10.12.2017 19:39     Заявить о нарушении
У каждого своё восприятие картины.
И мнение других людей, их ощущения, скорей всего отличаются от чувствований Репина, очень хорошо и близко знавшего друга.
А восхищение от его творчества и радость общения с ним, любовь, думаю, остались в душе и памяти Ильи.
Он видел его живым за пультом, в процессе работы. И этот образ не мог исчезнуть. Репин очень тосковал по другу, и возможно, это подтолкнуло его к созданию ещё одного портрета. Возможно, он не был удовлетворён предыдущей работой и захотел более явно показать, выразить в полотне
характер, темперамент музыканта в работе.
Портрет 1897 года - Рубинштейн более спокойный, углублённый в музыку…
Портрет 1915 года – Рубинштейн страстный, показан его темперамент!
Так и, кажется, что сейчас взлетит вверх и будет парить в воздухе вместе с нотами!
Недаром же художник приподнял его над залом.
Я просто чувствую его энергетику!
Но, это мои ощущения. Спасибо, Людмила, за рецензию.
Немного поспорили… С солнышком

Светлана Вольская   11.12.2017 08:18   Заявить о нарушении
Может быть дело в том, что я смотрю и чувствую как профессионал... Впрочем, даже не будучи ещё профессионалом - чувствовала в веселой лёгкой картине И. Левитана "Большая вода" - томление и тоску одинокой души - до слёз...
(Левитан был смертельно болен)
Такое же чувство у меня вызвал автопортрет К. Брюллова, что находится в Третьяковке...

Это к тому, что в картине есть больше, чем краски, колорит и композиция...

Люмико   11.12.2017 14:37   Заявить о нарушении
«Это к тому, что в картине есть больше, чем краски, колорит и композиция...»

Разумеется. Описывая картину Ивана Шишкина «Среди долины ровныя» -
http://www.stihi.ru/2013/09/27/2703,
я увидела не просто одинокий дуб, но почувствовала тоску художника по ушедшей жене, его боль и одиночество. И возникла аналогия с дубом, со словами из песни.
Людмила, есть ли стихи с Вашими картинами? Хочется увидеть их.
Если есть, дайте ссылки, пожалуйста. С солнышком

Светлана Вольская   11.12.2017 16:50   Заявить о нарушении
Описание к5артины понравилось. Дала ссылки.
Всего доброго

Люмико   11.12.2017 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.