Подари мне свою фотографию
К разлуке, но всё ж подари.
Я украшу твою биографию
Стихами цвета зари.
Надо мною колдуя кружит
Как наваждение май,
Стынет солнце июльское в лужах
И синего неба край.
Новелла минувшего лета,
Судьба мне тебя познать,
И в белую ночь до рассвета,
Забыв обо всем, целовать...
Подари мне свою фотографию,
К разлуке,но всё ж, подари.
Я украшу свою биографию
Стихами цвета зари!
1.
Свидетельство о публикации №117091307229
Вы извините, я не совсем убежден художественной наполненностью вашей лирики, но сознавая, что это все вкусовщина: один в восторге от строки: «Стихами цвета зари», другой не в восторге, на всех не угодишь, – я воздержусь от критики, да собственно содержательная критика здесь и невозможна. Приметой, скажем мягко, неудачного стихосложения, является то, что строки внутри стихотворения, либо плохо связаны со смыслом, либо не связаны вообще, либо редко, но бывает, противоречат друг другу. Т.е. строки связаны единым ритмом (размером), рифмовкой, но не смыслом. В вашем случае проблема одна – с календарем.
Надо мною колдуя кружит
Как наваждение май,
Стынет солнце июльское в лужах
И синего неба край.
У вас над головой: май и июльское солнце. Это неправильно. Далее июльское солнце, солнечное отражение, СТЫНЕТ в лужах. Это в июле! Такая неженка. Только не надо возмущаться: придираетесь к мелочам, поэзия не отрывной календарь! Настоящая поэзия, от ненастоящей, отличается не только мелочами, но и мелочами тоже. Маршак говорил: «Какой Пушкин молодец! написал: "В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут", небо у него вверху, море внизу!» И хотя это пожалуй перебор, но действительно: небо у Пушкина вверху, а море внизу, ты это видишь! К слову, вы вначале украшаете его («твою») биографию, а в конце свою. Мне сначала захотелось поспорить, а потом я подумал: его строка сверху, ваша внизу, традиционное положение строк. Какая Вы молодец! На этом с содержательной критикой покончим, и перейдем к поэтической технике.
Во-первых, ваше стихотворение написано катренами, т.е. четверостишиями, первые и последние 4 строки почти тождественны и представляют собой законченную мысль. 8 строк в середине тоже распадаются на два четверостишия. Зачем вы собрали четверостишия в столбец? непонятно. Чтоб затруднить мне чтение? вам это удалось.
ПодарИ мне своЮ фотогрАфию,
К разлУке, но всЁ ж подарИ.
Я укрАшу твоЮ биогрАфию
СтихАми цвеЕта зарИ.
Надо мнОю колдУя крУжИт
КАк наваждЕние мАй,
Стынет сОлнце иЮльское в лУжах
И сИнего нЕба крАй.
НовЕлла минУвшего лЕта,
СудьбА мне тебЯ позн Ать,
И в бЕлую нОчь до рассвЕта,
ЗабЫв обо всЕм, целовАть...
ПодарИ мне своЮ фотогрАфию,
К разлУке, но всЁ ж, подарИ.
Я укрАшу своЮ биогрАфию
СтихАми цвЕта зарИ!
Рассмотрим первый катрен:
ПодарИ мне своЮ фотогрАфию,
К разлУке, но всЁ ж подарИ.
Я укрАшу твоЮ биогрАфию
СтихАми цвеЕта зарИ.
Первая и третья строки: классический анапест с дактилической рифмой (окончанием, клаузулой), во второй и четвертой, в первой стопе одного слога не хватает, в стихосложении используется укороченный анапест, но укорачивается последняя стопа, а тут первая, как говорил Жеглов: «Запишем в загадки».
Надо мнОю колдУя крУжИт
КАк наваждЕние мАй,
Стынет сОлнце иЮльское в лУжах
и сИнего нЕба крАй.
Слово кружит имеет двойное ударение, и по аналоги с первым четверостишием мы читаем строку, как классический трехстопный анапест: «Надо мнОю колдУя кружИт», но прочитав третью строку до конца, мы натыкаемся на рифму «лУжах», получается, что мы первую строку прочитали неправильно, надо: «Надо мнОю колдУя крУжит», это уже не обычный, а укороченный анапест, притом, что третья строка не укороченный, а как раз обычный анапест: «Стынет сОлнце иЮльское в лУжах», налицо нестыковка размеров. Вторая строка: «КАк наваждЕние мАй», – дактиль, но четвертая: «и сИнего нЕба крАй», какой-то сверхоригинальный анапест, укороченный и в первой и в последней, третьей стопе, это собственно трехиктовый дольник; т.е. нормальная трехсложная анапестовая, только третья строка. Третья строфа:
НовЕлла минУвшего лЕта,
СудьбА мне тебЯ познАть,
И в бЕлую нОчь до рассвЕта,
ЗабЫв обо всЕм, целовАть...
Тут уже традиционного анапеста не видно и не слышно, царит укороченный в первой стопе анапест: 1,3,4 строки, а во второй строке, опять дважды укороченный анапест.
Поскольку четвертое четверостишие аналогично первому, можно подвести итоги. Если отбросить четвертое четверостишие, повторяющее первое, то в трех оригинальных четверостишиях автор познакомила нас: с тремя строками классического анапеста, с пятью строками укороченного в первой стопе анапеста, одной строкой простого укороченного анапеста, одной строкой дактиля, двумя строками дважды укороченного анапеста или дольника.
Теперь, как автор эту кашу раскладывает по тарелкам. Начнем с3и4 строки третьего четверостишия:
И в бЕлую нОчь до рассвЕта,
ЗабЫв обо всЕм, целовАть...
Это пресловутый, укороченный в первый стопе, анапест, по-моему, звучит прекрасно, вот что значит компания, где все свои! Но если в первой строке укороченный в первой стопе анапест звучит ритмично относительно таких же: третьей и четвертой строки, то в их компании дважды укороченный анапест во второй строке звучит аритмично, как трехиктный дольник, каковым он по сути и является.
В первой строфе классический трехстопный анапест в первой и третьей строке сочетается, а точнее не сочетается, с укороченным в первой стопе анапестом: во второй и четвертой строке, который в этой компании звучит аритмично, как трехиктный дольник, вот что значит попасть не в свою компанию!
Кашу во второй строфе, где ни одна строка по ритму не повторяет другую, все оригинальны, я уже выкладывал «на тарелку». Ставлю точку.
Глубокоуважаемая Мила Тихомирова я вам бесконечно благодарен за богатейший материал для анализа, вы себе не представляете, как скучно читать гладко зарифмованные ямбы, от которых ни уму, ни сердцу. Такого автора не покритикуешь, не скажешь же человеку, что он бездарный и плоский, как столешница. Пусть думает, что пишет стихи, это лучше чем водку пить. Если я где-то ошибся, поправьте меня, человеку свойственно ошибаться.
Игорь Заремба 07.08.2021 08:12 Заявить о нарушении
рецензию.
С уважением к Вам. Людмила.
Мила Тихомирова 06.08.2021 04:18 Заявить о нарушении
Комбайнер косит пшеницу не потому, что он ее ненавидит, или она ему мешает, а чтобы собрать урожай. Уважаемая Людмила, Вы подкупили меня, положительной реакцией на критику, поэтому критиковать Вас я больше не буду. Пусть ветер времени колышет колосья ваших стихов, льется на них дождь имен новых читателей, и ласкают их лучи похвал ваших читателей.
Игорь Заремба 06.08.2021 19:00 Заявить о нарушении
предметом, и это - главное!
Да и мне, на технику стиха, больше внимания обращать надо.
Ваши все замечания приняла
к сведению.
А Вам отличного настроения и удачи!
С Уважением. Людмила.
Мила Тихомирова 06.08.2021 22:08 Заявить о нарушении
Игорь Заремба 07.08.2021 03:10 Заявить о нарушении
Мила Тихомирова 07.08.2021 11:46 Заявить о нарушении