Кьеркегор, Адам и страх 2
И потому, я предложу своё, другое определение, от которого можно будет отталкиваться прямо сейчас по ходу нашего разговора: дух - есть принцип, и такой принцип, благодаря которому живое удерживается внутри себя самого. Кажущаяся странность такого определения разъясняется мало-мальски как только мы посмотрим на все остальные живые существа, помимо человека. В таком случае мы увидим, что ни одно живое, ни один живой организм, за исключением человеческого не находится в себе самом. Животное всегда обращено вовне, об этом ярко и проникновенно писал уже Рильке в своих бессмертных стихах, а затем эту же тему достаточно мощно поднимал Хайдеггер, показывая, что животное всегда находится в животном окружении, во внешнем окружении себя самого и знает себя лишь через это окружение. Другими словами говоря, животное всегда обнаруживает себя через что-то внешнее, при чём раз и навсегда определённое для его рода. Не так человек. Человек изначально имеет себя каким-то образом. У неживой природы вообще нет никакой самости. У живой - эта самость уже появляется, даже доходя у высших живых организмов до самости душ, однако эти души всегда существуют без духа и потому вынуждены искать себя и чувствовать "своё" во внешнем окружении, то есть их самость находит себя не в себе. Этой великой темы, из русских философов, касался также и Алексей Фёдорович Лосев, который буквально параллельно Хайдеггеру, но совершенно самостоятельно разрабатывал ступени ощущений организмов.
Итак, дух - это то, что находится в самом себе или у себя. А только затем и потому - ещё в чём-то, как у себя дома.
Следовательно, дух, которым обладал Адам с самого начала и был таков. Адам находился в состоянии самого себя - в себе, в Еве, в Боге, в раю - понимайте как одно и тоже. Затем это состояние нарушилось. Человек отпал от духовности, чтобы постоянно, заново искать её, но не от духовности в том смысле, в каком мы обычно понимаем её - как от чего-то интеллектуального, знающего, а от духовности как цельности состояния и присутствия в самом себе. Фактически то, что позже Хайдеггер назовёт Бытием присутствия и является в Кьеркегоровском смысле подлинным человеческим состоянием или духом.
Через дух - через Адама - была произведена на свет и человеческая душа - Ева. Что ясно и недвусмысленно говорит нам: человеческая душа опосредована духом, она не может быть абсолютно "чистой", как у животного, она изначально, по своему происхождению - духовна. Поэтому, Кьеркегор пишет о различиях пола - мужского и женского, но всюду настоятельно подчёркивает, что и женщина - духовна, нельзя считать её душевно-телесно-чувственным существом и только.
Пока дух спал в самом себе, сотворённый таким странным чудесным образом, он не знал греха. Но душа, будучи полным совершенством человеческого существа, будучи его преисполненным избытком, переливающимся через край, выплеснулась наружу и вобрала в себя чужеродный мир. Пока Адам и Ева "спали" - они знали Другое как Ничто - через страх. Ни их сад, ни все остальные предметы не были для них Другим, но лишь продолжением их собственного прекрасного состояния, и потому были также прекрасны и не чужды им - и животные, и предметы. Как говорится, в раю даже зайчики гуляют рядом со львами. Лишь страх, как общая граница Ничто присутствовал в Адаме и Еве. Но когда душа перелилась через край и впустила в себя чужое, когда дух обнаружил в себе это чужое - был совершён грех - и, соответственно, одновременно, и первый акт познания, ибо познания требует "чужого" и "другого".
Человечество вошло в новое состояние - не цельности своей человеческой природы и это состояние не цельности получило названия греховности. Не последствия греховности когда Адам увидел Еву и "познал" её были грехом, а такие новые условия человеческой жизни при которых Адам не мог уже больше относиться к Еве как прежде, но лишь через сексуальность. Тогда возникли история и род. В основе обоих лежала человеческая сексуальность.
Отныне Адам видел в Еве, как и любой мужчина в любимой женщине в последующем - другое самого себя, а в более конкретном приближении - свою пару и продолжателя рода одновременно.
Огромной заслугой Кьеркегора был сдвиг, переключение нашего внимания с греха, привязанного исключительно к сексуальности и чувственности человека на разность его исходных первоначальных состояний, в которых был только и возможен определённый набор этих "грехов".
Кьеркегор берёт миф о грехопадении и разворачивает из него не расмотрение Дон Жуанских сладострастных похождений человеческого рода, а определённую смену исторических состояний человечества.
И первым состоянием, в которое человек попадает после потери райского состояния было состояние стыда. Адам и Ева гуляли в раю нагими и нисколько не стеснялись того, что голые, но как только они вкусили с Дерева познания Добра и Зла, их глаза открылись и они увидели свою наготу и устыдились её.
Первые культуры человечества в этом плане были культурами стыда. А внутри стыда полагалась первоначальная и неопределённая ещё сексуальная ориентация. Стыд как состояние стал первым культурным приближением к полу. Причём то. что было исторически первым, не отходило затем навсегда в прошлое, после прихода иных более развитых культур, но повторялось в индивидуальном развитие человека на протяжении всей истории человеческого рода. Когда современная девушка стыдится, она пребывает в том же состоянии человеческого духа, что и человечество в далёком прошлом. Вот как глубоко, эстетически связывал всё Кьеркегор. За культурой стыда, читайте и состоянием человека, идёт затем культура вины. Где-то приблизительно в ХIХ веке эта культура начала разрушаться, Кьеркегор, впрочем как и Ницше жил на таком переломе. Сегодня же мы имеем уже совершенно иную культуру, название которой, однако, никто не может дать, ведь Кьеркегор уже не в состоянии это сделать)))
Каково состояние человеческого духа сегодня? Это то состояние, которое Ницше обозначил как "Бог умер"? Очень может быть.
Из отношения первоначального, "райского" человеческого состояния ко всем его последующим "греховным" состояниям вытекает множество оригинальных исторических определений, так например, греческая культуры вины знала уже сексуальность как эротику, как эротическое и имела для него своего Бога - Эрота, что , как известно, был создан раньше всех Богов. Эротика имела дело с Красотой, как определённым разрешением противоречия между душой и телом, с их определённым синтезом. Главное тут не упускать из виду первоначальные состояния, лежащие в основании всех последующих определений и категорий человеческой жизни и сознания. Какова культура пола - такова и общая культура - вот девиз.
Приходится вспомнить, что о том же самом приблизительно писал и Маркс, когда говорил, что отношение мужчины к женщине определяет в истории каковы вообще отношения человека к человеку, а эти последние, мягко говоря, определяют всё остальное.
Но если Маркс об этом только заявил, прямо и довольно ясно, за что ему, конечно же, тоже честь и хвала, то Кьеркегор ещё и пытался осмыслить весь исторический ряд таких отношений между полами как ряд состояний человека, как его, развивающийся исторически, уровень человечности или духовности. Таким образом в его писаниях находила себе место крайняя степень напряжённости между разрывом полов в действительной человеческой жизни и духовным состоянием человека как совершенной целостностью. Кьеркегор выражал её порой и другими словами - как противоречие бессмертного духа и смертного воспроизводящего себя рода. Как род и дух противостоящие друг другу. Род производит и воспроизводит себя во времени, а дух пребывает и удерживает себя в вечности - как нечто целое и как универсальное состояние. А человек находится на "перексрестье" - и в совершенном своём состоянии и в напряжении разворачивания рода во времени.
Свидетельство о публикации №117091101070