Остановись, мгновенье! Ты прек... НЕ остановилось!

Знаменитая Пятая Симфония Бетховена («Симфония Судьбы»). Сочинение очень популярное (совершенно справедливо!!!) и в целом написанное гениально. Когда у Бетховена спросили, что за «удары» слышны в первой части, Бетховен ответил: «Так судьба стучится в дверь.»
Он начинал глохнуть! Что может быть ужаснее для композитора не слышать музыки???!!!

Мотив этот ста пятидесятью годами позже  был  использован английским композитором Джефом Вейном, сочинившим временами совсем небездарную музыкальную постановку с речетативом «Война миров».по одноимённому роману Герберта Уэллса. Там тоже  в начале слышатся «удары Судьбы». Марсияне приближаются!   Её первая часть  «Вторжение марсиян» – наиболее удачная. Интересно, что начал я с симфонии Бетховена и намерен был продолжать тему только о ней.
Да нахлынули по музыкальной аналогии воспоминания о «Войне миров».

В третьей части симфонии звучит торжественная мелодия, гимн или некий победный марш...
И ВДРУГ!!!
Вдохновение покинуло великого композитора! И торжественная музыка сменяется совершенно не к месту неким плясовым мотивом! Причём слышно, что композитор ещёё пытается нащупать достойное продолжение начатого, но сдаётся и начинает пляасть под сурдинку. Отбросил Бетховен нотный стан и, согнув свой стан, пустился вприсядку! И так это противоестественное сочетание дешёвого танцевального мотива и величаво звучащей исходно оркестровой музыки продолжается до конца. И громовые удары барабанов и литавр НЕ ДЕЛАЮТ эту пляску «СОВПАДАТЕЛЬНОЙ» с предыдущей мелодией! В чём дело???
Неужто такой замечательный композитор, как Людвиг ван Бетховен, лишился чувства музыки и меры, соразмерности? Нет, думаю не лишился и не оглох!
Ушло ВДОХНОВЕНИЕ, а писать надо!!! Надо!
Как в одном хорошем КВНе:
«Почему удои падают, а надои растут?
Потому что НАДОИ происходят от слова НАДО!»

И Бетховен ВЫНУЖДЕН был заменять божественное ВДОХНОВЕНИЕ мастерством опытного композитора! И сразу почувствовался этот трагический уход! Диссонанс – недиссонанс, диссонанса нет,  а просто НЕ ПОДХОДЯТ друг  к другу эти два искусcтвенно смешанных мотива!
Божий дар с яичницей!

Забавно, что ИНТУИЦИЯ мне шепнула воспоминание о «Войне миров» Вейна!
Там талантлива лишь первая часть. Не только хорошее подражание Бетховенской первой части пятой симфонии. Очень хорошо звучит «медленно-медленно, виток за витком отвинчивающаяся и падающая на землю крышка люка» космического корабля марсиян и на редкость талантлива и, к сожалению, очень краткая «насекомая» мелодия, образно представляющая треножники марсиян. Тут, вот в этот самый миг, Джефу Вейну вдруг  изменила интуиция или вдохновение! Эту «насекомо звучащую» тему надо было продолжать и развивать!
А дальше?
Дальше – убогая рутина заурядного музыкоделания!
Та же пропажа ВДОХНОВЕНИЯ!
Кончился Гениалин!
Вообще-то интересно, чувствовали ли композиторы вот эту пропажу? Уверен, что да! Ещё как! Сразу как будто вакуум появляется в голове. Ужасная пустота! Духовно убийственная!
А если НАДО???
Тогда – как НАДОИ!

Капризное оно существо, ВДОХНОВЕНИЕ!
11 IX 2017


Рецензии