Кьеркегор, Адам и страх

       Я попробую передать Кьеркегоровское "Понятие страха" своими словами. В основном, конечно... И вполне вольно)))...

      Адам был сонным духом. Он спал наяву. Господь создал его совсем непохожим на животное, хотя у него и не было знания, но Адам жил иначе чем животное, разговаривал и давал всему живому имена. Больше всего, Адам был похож на ангела - дух без истории, без отражения. без времени, однако потенции человека всё же были другими, только они ещё дремали в нём. Дух находился в состоянии невинности. И это состояние, как и последующее состояние греха, испытывал не один Адам, а всякий человек и после него - как невинность, так и грех - самостно, каждый через себя, в продолжении всех родов и времён.
      Затем Адам согрешил, то есть "пал" как дух в мир - этот процесс его "падения" опять же не был равен падению отпавших от Бога ангелов, ибо те не имели миссии на земле, а человек имел. И всё же это было некоторое падение, несомненно. Дух обнаружил мир, глаза его раскрылись и он познал добро и зло. Но как это случилось? Это случилось через страх. Страх обвивал душу Адама, потому что Дух смотрел в Ничто, дух не был опытным - он не знал ни себя самого, ни тела, ни души, Дух был грезящим. Грезящий Дух соприкасался со всем как с Ничто и ... и испытывал страх.
      Через страх духа в душу Адама вошёл грех. Душа отпала от духа и обнаружила сладострастие земных вещей. Дух пребывал в блаженном состоянии - в раю. Отпавшая душа попала в земное и там за счёт духа в себе могла брать это земное с избытком - со сладострастием. Первым объектом сладострастия стал другой человек - Ева. Естественно, Адам согрешил не когда "переспал" с ней, а ранее.
      То, что вначале Ева вкусила от яблока символически выражало падение души Адама - Ева была его душой в человеческом смысле.

      Итак, вернёмся снова к началу. Адам был - незрелый дух. Некоторая духовная субстанция, отличная от ангелов, созданная богом. Скажем так, когда ангелы - лишь продолжение и мощь творца, Адам - произведение. Поэтому у Адама всё должно было быть по другому - не так, как у ангелов. И мы видим, и пытаемся проследить всё это "не так".
      В начале, ещё до грехопадения, господь сотворил Адаму Еву. Что символически это выражает? - Сотворил душу. Причём человеческая душа была сотворена через дух и потому также кардинально отличалась от души животного, что никогда не знала духа. Сюда нужно ещё прибавить, что до этого было сотворено тело Адама - то есть Адам собственно - тело удерживающее господень дух.
      Значит, если мы проследим за творцом, получатся следующие действия с его стороны: берём дух(а что же ещё есть у бога под рукой, простите за шутку) и творим для него тело, что переносит дух - Адама, а потом берём Адама как тело и дух и творим из них душу - Еву.
      На этом Господни действия заканчиваются, а начинаются похождения уже самих творений, давайте посмотрим теперь на них.
      В человеческих созданиях теперь налицо были: тело, дух и душа. Причём мужское уже по происхождению выражало изначальный принцип творения - дух, а женское - его последнее полноценное воплощение - душу. И в таком виде человеческие создания вбирали в себя всю свою малую "историю" - от альфа до омеги - внутри которой человек мог удерживаться в раю. Вся эта история - внутренняя, имманентная и не имеет никакого отношения к трансцендентному миру. Это, если можно так выразиться, - "пара всего", всей совокупности и цельности человеческого существования. Мы видим, что здесь перед нами представлена символическая полнота жизни и даже определённой логики.
      Далее, имманентная история или история в раю завершается и начинается трансцендентная - история падения в мир, что по сути и представляет из себя вообще историю. Было ли это божьим замыслом? Нет, это было свободным действием человека.

      И в наши дни, глядя на тела, сплетающихся друг с другом мужчины и женщины, мы имеем представление о прекрасной гармонии, телесной гармонии, возможной для человека, глядя на любовь мужчины и женщины, где подключаются к единению ещё и душа, и дух, мы имеем почти полное представление о том, как может быть в раю - что же не пускает нас в этот рай, или что выбрасывает нас из подобного совершенного состояния? Почему мы не можем собраться в единое целое человеческое существо по подобию райского состояния и удерживаться в нём? Об этом нам что-то рассказывает миф о нашем грехопадении, но мы ещё менее его способны понять, чем миф о сотворении человеческого существа.

      Первой пала Ева. Очевидно, сам страх, как божий запрет, удерживал на себе в основном Адам, Ева же будучи более свободной, первой пала в мир. Значит шаг в трансцендентное делает женщина или наша душа, дух переносит на себе другие, удерживающие и определяющие функции. Полнота души невольно проистекает в мир. Она выплёскивается и сливается, не замечая порога расхождения - была тут, а стала там, хотя ей кажется, что она повсюду одна и та же. Однако её выплеск имел необратимые последствия, съев запретное яблоко, она передаёт его Адаму, который не мог не съесть его уже, поскольку его же собственная душа уже вкусила его. Надо понимать, достаточно отчётливо, что ни Адам, ни Ева не могли существовать друг без друга в раю, рай и был ими самими в их союзничестве, поэтому можно с полным правом говорить, что не Ева съела яблоко, а душа Адама съела яблоко, и что не Ева принесла яблоко Адаму, а душа человеческая представила на вид своего духа - новый незнакомый предмет, ибо дух знает только то, что впустила в него его душа. Здесь мы также снова наблюдаем символическое выражение мистерии трансцендентного. Можно ли сказать, что Ева первая познала Добро и Зло? Нельзя, потому что опять же они были связаны, и хотя Ева уже вкусила от запретного плода, пока она не принесла и не представила его перед очами Адама, духа, пока дух не вкусил его также - никто из них не познал. Но в тот момент, когда вкусил и Адам - "открылись глаза их" - открылись глаза обоих - Добро и Зло увидели они - и душа, и дух.
        Что произошло с Адамом и Евой в этот момент? Они увидели друг друга внешним образом. Вот что с ними произошло. Чтобы уловить суть сказанного, нужно схватывать верно всю предыдущую суть - для Адама и Евы, яблоко висящее на дереве было внешним яблоком, и быть может и другие предметы, и животные также, но для Адама и Евы, никогда, запомните, никогда прежде, не были они сами - внешними друг другу. Ева для Адама была - я. И Адам для Евы был - я. Они смотрели друг на друга как на самих себя, как смотрят в живое зеркало и грезили лишь себя постоянно... И вдруг... То, что было "я" - стало чужим, внешним. Можно себе представить их потрясение!!! Но и открытие!!! И радость - есть другой!!! Тут всё вместе, ничего по отдельности, тут нельзя сказать - сразу наступил мрак... Но одно можно было верно сказать - какое-то состояние, первоначальное - было потеряно. А в новом они ещё не освоились и не то, что не поняли, но даже ещё и не прочувствовали его.
       Какие аналогии можно сюда привести? Когда у вас пропадает очарование от любимого человека и тот, кто был близок и дорог вдруг становится чужим, отдалённым. И вы спрашиваете - кто его любил - я? Вот когда вы любили, вы находились в одном состоянии, а когда разлюбили - пали в иное - только такая, приблизительная аналогия здесь подойдёт. Или мать, носящая своего ребёнка, как часть себя, испытывает муки родов и видит теперь своё чадо вне себя - вполне орущим, красненьким комочком чего-то внешнего, но мать всё же сохраняет мощные душевные и духовные единения с рождённым - значит тут аналогия прослеживается исключительно на телесном уровне.
      Единое порвалось, распалось, обрубилось. И отныне, Адам и Ева стали друг другу как таковые чужды, внешни. А чтобы вернуть себе хотя бы какое-то подобие единения и райскости, они должны были ещё очень постараться в поиске друг друга, теперь уже сквозь мир, а не вне мира. Представляете какая это была задача? Её и огласил им со своих высот Бог, зафиксировавший свершившиеся. Глупо думать, что это было наказание разгневанного отца, обнаружившего, что дети нашалили - Бог озвучил всего лишь ЧТО ЕСТЬ - к чему сами Адам и Ева пришли.

       Отныне - мир между ними... и отныне каждый человек желает другому мира. Отныне - у каждого из них - свой мир. А единый мир на двоих - достигнуть трудно.
       Различение же Добра и Зла являлось проекцией двух разных состояний, пережитых человеком. "Бытие - есть сравнение"(Мандельштам) - таким образом люди стали быть, познав подвес зла всего низлежащего мира.


Рецензии