Семминар по истории русская культура 19-20 в прогр

тема культура 19-20 в
1 черты культуры во второй половине 19-начала 20 века
2 поэты сыгравшие роль в развитие культуры
3 роль музыки в развитии культуры
дополнительная литература
1 Орлов и Георгиев История России и История России в схемах и таблицах
2 символисты Брюсов ,Бальмонт и Блок и др собрание сочинений
3акмеисты Гумилев ,Ахматова и Мандельштам
4 футуристы Бурлюк ,Хлебников ,Маяковский ,Саша Черный

1 п
1 развитие в условиях капитализма
2 опора на предшествующее время
3 усвокемк художественных принципов половины века
4 усиления влияния национальныфх традиций
5 многонациональных характер
6 взаимовлияние русской и западноевропейской культуры
2 п
Символисты
Течения символизмаЭто литературное направление по мировоззренческой позиции и времени формирования классифицируется на два этапа. Появившиеся в 1890-х годах поэты-символисты, список которых включает такие фигуры, как Бальмонт, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Мережковский, именуются «старшими». В 1900-х годах направление пополнилось новыми силами, значительно изменившими его облик. Дебютировали «младшие» поэты-символисты, такие как Иванов, Блок, Белый. Вторую волну течения принято называть младосимволизмом.Представители «старшей» школы воспринимали это литературное направление в эстетическом плане. Бальмонт и Брюсов высказывали мысль, что поэт – это в первую очередь творец чисто художественных и сугубо личных ценностей. «Младшие» стихотворцы видели течение в религиозно-философском аспекте. Философия, преломленная в поэтическом сознании, – вот что такое, по их мнению, символизм. Поэты-символисты второго поколения также представлены Сергеем Соловьевым, Иннокентием Анненским и другими. -
Стихи Блока

И каждый вечер, в час назначенный
  (Иль это только снится мне?),
  Девичий стан, шелками схваченный,
  В туманном движется окне.

  И медленно, пройдя меж пьяными,
  Всегда без спутников, одна
  Дыша духами и туманами,
  Она садится у окна.

  И веют древними поверьями
  Ее упругие шелка,
  И шляпа с траурными перьями,
  И в кольцах узкая рука.

  И странной близостью закованный,
  Смотрю за темную вуаль,
  И вижу берег очарованный
  И очарованную даль.

  Глухие тайны мне поручены,
  Мне чье-то солнце вручено,
  И все души моей излучины
  Пронзило терпкое вино.

  И перья страуса склоненные
  В моем качаются мозгу,
  И очи синие бездонные
  Цветут на дальнем берегу.

  В моей душе лежит сокровище,
  И ключ поручен только мне!
  Ты право, пьяное чудовище!
  Я знаю: истина в вине.

  24 апреля 1906

Акмеисты
литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Гумилев и Ахматова
Только усталый достоин молиться богам,
Только влюблённый - ступать по весенним лугам!

На небе звёзды, и тихая грусть на земле,
Тихое "пусть" прозвучало и тает во мгле.

Это - покорность! Приди и склонись надо мной,
Бледная дева под траурно-чёрной фатой!

Край мой печален, затерян в болотной глуши,
Нету прекраснее края для скорбной души.

Вон порыжевшие кочки и мокрый овраг,
Я для него отрекаюсь от призрачных благ.

Что я: влюблён или просто смертельно устал?
Так хорошо, что мой взор, наконец, отблистал!

Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,
Тихо внимаю, как плачет болотная выпь.
развод с Ахматовой

Футуризм Бурлюк ,Хлебников и Маяковский
Футуризм - литературное течение 20 века.
 Основные черты:
 1. бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
 2. отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
 3. бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
 4. поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Вечер. Тени...
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе - бег оленя
В каждом взоре - лет копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь,
Из лавчонки вылетел мальчонка,
Провожаемый возгласом:"Жарь!"
И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.
1908
Русская поэзия серебряного века.
1890-1917. Антология.
Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др.
Москва: Наука, 1993.
3 роль музыки в культуре
Музыкальная культура России конца ХIХ – начала ХХ века

Конец XIX — начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху — эпоху русского культурного ренессанса начала века — одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир…

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре… Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Наряду с ней наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты — его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») Чайковского и т. д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства». В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику.Если опера и занимала главное место в русской музыке во времена Мусоргского, Бородина и Чайковского, то к концу XIX века и начала ХХ отходит на второй план. И потребность вносить какие-либо изменение подвергло возрастанию роли балета.
Актер, режиссер, теоретик сценического искусства, вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было – знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов.


Рецензии