Писать иль не писать

Писать банальные стихи
Гораздо легче, чем ночами,
Сдавив ладонями виски,
Ждать, чтобы в двери постучали.

Давно прошедшую весну
Вернуть, чтоб снова, как в начале,
Не верить...верить... снова ждать...
Молчать...кричать... смиряться с болью...
Дышать и жить одной любовью
Труднее, чем стихи писать.


Рецензии
Привет. Отличный стих!!!!! Емкий.

Афорица Приветная   09.03.2018 21:11     Заявить о нарушении
Виктор Хорольский - профессор Воронежского Университета

Пробуждение музы
Заметки о стихах Анны Каган

Анна Каган пишет стихи давно, но не спешит делиться своими переживаниями с широкой публикой. Она приехала в Израиль еще до распада СССР, но расставаться с Украиной не спешила, ее воспоминания стали основой пронзительной мемуарной лирики, к которой автор этих строк тоже как-то причастен. Встречая Анну в стенах Запорожского университета, мы все видели в ней поэта, если не профессионала, то поэта в душе, поэта в одежде и в мыслях. У неё непростая судьба, испытаний хватило бы на три биографии, но после многих лет труда, поисков и мучительных раздумий она не утратила любви к Красоте этого мира. Украинские мотивы при всей их противоречивости звучат в унисон с элегическим тоном многих поэтов, живших когда-то в этой стране, бывшей часто не матерью, а мачехой, но при этом горечь, сглаживаемая годами, уходит в любовь к людям, встреченным там, разочарование в государстве не становится поводом к сарказму и злой критике народа. Её стиль отличается сдержанностью и вниманием к деталям, не всегда связанным с высокой поэзией. Естественно, многие её стихи порождены восторгом перед многоцветием мира Природы. Пейзажная, точнее пейзажно- медитативная лирика Анны Каган при всей ее простоте не лишена глубины созерцания и умения восхищаться тем, сто дано Богом.
В стихотворении «Осень под Киевом» рисуется знакомая не только автору, но и многим другим, природа тех мест, где прошла юность, где каждое дерево вызывает умиление и боль от ощущения ухода времени. Порой её строки звучат негладко, голос автора тоже звучит «шероховато», но есть в незамысловатых интонациях та предельная искренность переживания, которая убеждает в естественности обращения к поэзии, в закономерность рождения стиха:
Хорошо и немного грустно
Было мне в том елово-березовом,
Где желтели маслята под соснами
И паслись на поляне козы.
Мир природы у А. Каган, как и у всех почти поэтов, противостоит безобразию мира, где царит фальшь и погоня за успехом, где страдание одиноких людей никого не волнует, где радость бытия редко берет верх над страданием. Спасение от страдания чаще всего видится автору в иронии и незлобной шутке, часто над собой. Вот поэтесса описывает свой визит на концерт А. Челентано, певицы А. Вески, И Кобзона и др.:
Надев панаму и бананы,
Я еду слушать Челентано.
Вдев в уши модные,
Блестящие подвески,
Я еду на концерт певицы
Анни Вески.
Шутливые воспоминания ассоциируются с экспериментами в модной одежде, внешние детали скрывают эмоции:
На мне очки и свитер
Шерсти ржавой...
Давно мечтала я
Послушать Окуджаву!
Порой грусть автора передается в стихах, одновременно и серьезных, и шутливых. Соединение иронии и трагикомедии порождает неповторимый сплав разнородных переживаний, колеблющихся словно пламя свечи под напором ветра. Строки о коте Маркизе, например, можно читать и с улыбкой, и с философической иронией, и с серьёзной мыслью о неизбежности смерти:
Пишу стихами или прозой
А по щекам струятся слезы.
Судьбы исполнились угрозы
Угас мой свет...
Живут коровы овцы козы
Маркиза ж нет!.....
Пусть запорожские поэты
Настроят флейты и кларнеты
Пусть оды сочинят сонеты
И песнь о том
Кто был моей отрадой светлой
Моим котом!
Авторская ирония нередко пробивается сквозь самые мрачные размышления об утраченном времени, о невстреченной любви, о тяжелом бремени Времени. Любовная лирика - это то, что является достоянием каждого поэта, это раздумья о главном в творческой жизни. Вот лишь одно стихотворение на эту тему – «Музыка снега»:
Льются с неба поцелуи
Мириадами снежинок…
С неба музыка струится,
Очаровывая душу,
И уносит на пушистых крыльях
В сказку первого свиданья…
О тебе мне снег напоминает.
Он идет, чтоб я тебя не забывала.
Это ты велел, чтоб мир
Оделся белым снегом,
И послушный, стал он
Чистым и прекрасным.
Поцелуи тихо льются с неба…
Наш с тобою вальс звучит в душе,
И он весны прекрасней!
Как наряден мир, одетый
Щедрым снегом,
Чистотою и сияньем напоенный!..
Это лирика, где надежда на счастье прерывается музыкой ушедшей любви. Это воспоминание о потерянном идеале, возможной, но так и несостоявшейся, ненайденной гармонии, но в то же время идеал и гармония тут, они переплавляются в строки, которые остаются в памяти, напоминают о незаместимости каждого мгновения бытия. Образ снега, звучащего музыкой любви, образ музыки сфер, слышимой далеко не всеми, заставляет читателя видеть в подтексте таких стихов свою судьбу, свое утраченной время.
В одном из стихов А. Каган пишет о поэтессе Николь Нешер:
Я не встречала никогда
Такой душевной красоты.
Ты поэтесса, Муза,
Девушка Мечты.

Те же слова приложимы и к самой Анне, прославляющей людей из города Хайфа, поющей незлобивые песни своему городу и своей второй родине, ставшей родиной первой. Друзья Анны в Украине и России ждут он неё новых ярких образов и новых откровений о текучести времени и человеческих чувств. Позднее пробуждение философской Музы можно считать компенсацией судьбы за утраты молодости, за страдания и несбывшиеся мечты.

Виктор Хорольский , профессор Воронежского университета
31мая 2020 г.

Анна Каган   14.06.2020 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.