Страсти по Мишелю. 7. Россия
Души прекрасные порывы!»
Лермонтов последнего года своего бытия. Романтические трели сменяются серьезными и звучными Высокими Стихами, часть которых мы уже вновь перечитали. Но грянул год 41-й, и самое значительное в стихах этого года – посвящения Родине, России…
Вот «Родина» - поразительное творение уже потому, что аристократ, «помещик», резкий и невоздержанный на язык со светскими людьми, обращается к мужикам, обитающим на его родине. Но это обращение пока ему еще не очень привычно:
Люблю отчизну я, ..
Но странною любовью!
В самом деле, патриотические стихи о России звучали фанфарами со времен Ломоносова. Писались оды, возвеличивались Цари и Герои, славились Победы русского оружия. Вот – тропа в поэзии, иди Верной Дорогой, и Россия тебя благодарно прижмет к сердцу своему. А наш Поэт не хочет в колею:
Ни слава, купленная кровь,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Заявлено определенно, но поэт как бы забывает то, что совсем недавно создал: Бородино, Валерик, Песню о царе… Он упирает на то, что все эти победы не столь уж и дороги для него, ибо дорого ему другое теперь. И в этом – несомненный вызов Обществу:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям.
Не знает, сказано, а образы выдают лукавство Поэта: об этой безбрежности, красоте и глубине с тех пор только и пишут поэты.
Но далее – всё полемически заострено, всё здесь не для «светской толпы», всё подобно пушкинскому описанию бытия российской глубинки в «Онегине» и «Нулине»:
Просёлочным(!) путем люблю скакать в телеге(!) –
(вот вам, столичные дамы и господа, которые ездят в каретах и которые на телегу никогда не сядут, если только их насильно не повезут.)
И, взором медленным(!) пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге (!),
Дрожащие огни печальных (!!) деревень.
(Любит то, что обществу дико: тоже нам красота – в телеге мечтать о ночлеге! Что мы – каторжане, чтобы любоваться огнями грязных крестьянских домишек?! И это – Поэзия?! Нашел Предмет!!)
А Лерма продолжает свой дерзкий репортаж с натуры:
Люблю дымок(!) спаленной жнивы(!),
В степи ночующий обоз (!)
И на холме средь желтой нивы(!)
Чету белеющих берез.
(Слава богу, хоть одно светлое пятно нарисовал, а то ведь … одни мужицкие слова, словно сам «во поле работАет». Фи!)
Но Поэта не смутить:
С отрадой – многим(!!) незнакомой
(как же-с, пойдут эти «многие двуногие» в чисто поле, где трудятся их рабы (нота бене!) под присмотром старост да управляющих!)
Я вижу полное гумно(!!!),
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
( А ведь это Гражданские Чувства! Еще в детстве Мишель приставал к бабушке с предложениями улучшить жизнь ее мужиков, а та резонно отвечала: Они наши рабы и привычны так жить.
И вот теперь ее внук радуется, что кому-то повезло иметь хорошо крытую избу да к ней полное гумно, полное снопами и прочими дарами земли и трудов праведных. … А мы-то когда этим любовались, друзья-товарищи? Все больше о пьянстве да разврате мужичков нонешных наслышаны!
А поэт и про пьяненьких мужиков слово доброе молвил):
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи(!!) готов
На пляску с топаньем(!) и свистом(!)
Под говор пьяных мужичков(!!)
Да, господа-товарищи… честно скажу, что не больно-то мне по сердцу пьяные мужики, которые еще и матерятся со свистом и пляшут как бог на душу положит. А вот Мишелю очченно по душе эти явления барину народа!
И он категорически противопоставляет себя Свету и его барским вкусам… И тут он борец и боец против крепостного права, против рабства в стране рабов.
А посему нечего выдумывать, что «Великий русский поэт НЕ МОГ написать такие «мерзкие» строки, как «Прощай, немытая Россия». Видите – мог:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ…
А что, собственно, нас должно тут коробить? Крепостное право не только Лермонтов воспринимал как рабство еще в детстве своем, но и декабристы, и Белинский, и многие «друзья народа», которых позднее ругал Ленин. Кстати, ему же принадлежит афоризм: Всякий рабовладелец есть раб своих рабов! А тогда - темень и «немытость» суть атрибуты российской знати, как и их рабов.
Только нашим оголтелым врагам мнится, что Лермонтов «обозвал» Родину – нет, она была такова: позорное рабство в ней было отменено только через двадцать лет после написания этих стихов. А стихи сии тогда и не были напечатаны, ибо Поэт создал их как бы для себя – выплеснул раздражение и оставил в черновиках,- просто «достали» его власти очередной ссылкой.
И очень советую вам посмотреть гениальный фильм итальянского гения – «Молодой Тосканини». Там только и разговоров что о рабстве в Бразилии. И Артуро, дающий уроки великой русской певице, НадИн Булычёв, которая оставила сцену, став женой короля, послужил главным обличителем рабства прямо в монаршьем доме.
И рабство было отменено едва ли не на век позже, чем в России.
К сему - любящий и вас, и свой народ, и его Поэта – Игорь Карин.
Свидетельство о публикации №117090511205
С волнением жду логического завершения серии статей о М.Ю.Лермонтове и в то же время тревожусь за Вас, догадываясь, каким эмоциональным состоянием может быть окрашено завершение работы над Вашим детищем … Спокойствия Вам, здоровья и тепла. И примите слова благодарности от обычной учительницы…
Любовь 23 06.09.2017 17:43 Заявить о нарушении
А суть была в том, что я буквально "на пальцах" объяснил "архитектонику" романа, его великую логику, о чем ребята, понятно, и не ведали. Но их это убедило.
Так же я подавал и Пушкинский роман, переворачивая "с ног на голову" суть характера Онегина, который в сов. школе полностью извращался.
Но потом мне было запрещено читать какие бы то ни было лекции, даже в колхозах и районных центрах: "партийцы высекли меня", как напишу я позднее в стихах - "Валентина. Лотерея: пять сонетов".
Простите за менторский тон, но это сущая правда: жизнь мне переломали партдяди, но всё к лучшему: мне не пришлось писать жеванную другими кандидатскую и пришлось смириться с тем, что и докторскую мне не дадут защитить... "Всё к лучшему в этом лучшем из миров", как говаривал Панглос, герой Вольтеровского романа.
Видите, воодушевили Вы меня: чувствителен, как Женщина, которой во мне слишком много..
Ваш Игорь К.
Игорь Карин 06.09.2017 18:46 Заявить о нарушении