Серафим даёт наставления

                «Кто над морем не философствовал?
                Вода.
                ……………………………………..
                Давайте — знаете —
                Устроимте карусель
                На дереве изучения добра и зла!»
                (Владимир Маяковский)

Случилось это одним весенним утром. День начался невесело и ничего хорошего не предвещал. Было сыро, мокро, холодно. Серафим изрядно озяб и промок. Ему бы согреться и обсушиться где-нибудь в дворницкой или в каморке для ветоши, на худой конец, заныкаться бы в подвал сухой, коль ночлежек и приютов для бродяг на его тоскливую душу не хватило. Но где там! Серафим продолжал спокойно созерцать утренний город: дома, окна, собак, людей и машины и дрожать от холода. О чём думал он в то утро – сие так и осталось загадкой. Серафим об этом умалчивает (хотя наверняка помнит), а мне догадаться об этом нет никакой возможности: и ошибиться боюсь и обижать Серафима ложными гипотезами не хочу.

В такой вот день в самый раз пригласить бы Серафима на чашку горячего чая, отогреть бы его на кухне совкового стиля, угостить бы пряником и конфеткой «Тузик», завести разговор о Сенеке и Марке Аврелии. Но я во время утреннего моциона – прогулки размышлений Серафима не встретил. А другие жители Питера об этом ритуале и давнем обычае позабыли (а зря!).

Так бы Серафим и провёл бы утреннее время в созерцательности, но к нему подошёл молодой человек. Ничего удивительно в этом нет. К Вам, небось, тоже молодые люди подходили и не раз с вопросами разными. А тут Серафим – как же его не спросить, его – Диогена улиц, коль вопросы мучают разные. Вот юноша к нему и обратился:

- Уважаемый философ! Серафим Петрович! Подскажите мне пожалуйста, дайте мне наставления в поисках моих! Вопрос к Вам у меня есть!
- Спрашивайте, молодой человек, спрашивайте! На вопрос ответить – это я всегда готов. Я же не Сократ, что только задавать вопросы был горазд. Я и отвечать на вопросы умею.
- Скажите, мудрый человек, как и где мне счастье найти? Ищу вот давно. А найти не могу. Всё вроде у меня бы есть. И деньги есть, и вещи разные, и друзья и подружки, и Родина у меня большая, и правительство хорошее, а счастья нет. Подскажите путь.
- Как же я могу указать путь к тому, чего не существует? Как я могу сказать, где оно, если его нет в мире этом? Напрасны Ваши поиски. Нет никакого счастья – всё это выдумки. Не бывает и не может быть. И радости не бывает. Жизнь – это страдание. Человек рождается в страданиях и умирает страдая. И жизнь – это сплошная боль, утраты, потери и страдания. Я страдаю – значить я существую. Радость и счастье – это иллюзии. Выдумали, чтобы людей хоть как то утешить. А зря выдумали. Бывают краткие мгновения отсутствия страданий – люди думают: вот оно счастье! А через миг опять мучения бытия. И то, что раньше воспринималось как радость, уже обыденная привычная серость. Нет в жизни счастья! Нет, и не может быть!
- Так в чём же тогда смысл жизни?
- А в жизни нет смысла! Жизнь человеческая бессмысленна! Точнее смысл жизни в том, чтобы понять, что в жизни нет смысла.
- И где же тогда выход из этого кошмара бытия, из этого мира вечных страданий? Где он?
- Небытие. Вот оно – вечное блаженство, вечный покой – небытие. Там нет страданий, нет разочарований и утрат. Угасание души в абсолютной пустоте вечного Ничто.

Молодой человек услышав это, умолк. Потом пошёл вдоль набережной, взошёл на мост – на самую его середину, залез на поручни моста и бросился головой вниз в тёмные и холодные воды Невы – буль! Только круги разошлись на воде. А потом река вновь затихла и продолжила нести свои воды в море. Прохожие, наблюдавшие сию картину, думали, что молодой человек вынырнет. Но мысль эта была ошибочной. Он не вынырнул и исчез в глубинах реки. Потом его искал водолаз. Есть такая профессия у людей – лазить в глубину воды и смотреть, что там есть и при возможности увиденное из воды на воздух доставать. При этом водолазы дышат воздухом через трубку. Потому что водой человек дышать не может. Человек это совсем не рыба. Так вот, водолаз в реку в том месте погружался, но молодого человека, точнее его тела там не нашёл. Совсем уже все думали, что унесло его в Финский залив и далее в море Балтийское, и съела его рыба килькой называемая, и продолжило тело сиё вечный круговорот атомов по консервным банкам  и никто тело сиё не найдёт. Но на третий день тело всплыло. Видать зацепилось на дне за что то – или за старый ржавый велосипед или за ещё какую-то ненужную вещь, которую кто-то в реку бросил, мы этого не знаем. Но, потом отцепилось и всплыло. У некоторых прохожих были надежды, что молодой человек на третий день воскреснет. Но тщетны были такие мечтания. Помер тот молодой человек совсем. У иных были мысли, что он будет «самым красивым в мире утопленником», как в рассказе Маркеса. Но и это надежды были напрасными. От долгого пребывания в воде утопленник-самоубивец приобрёл вид неприятный и даже, прямо скажем, ужасный и отвратительный. А как называли этого молодого человека – так этого никто и не узнал. Загадкой это осталось. Не было у него никакой бумажки, или карточки, где бы имя его было бы написано. Свезли его в мертвецкую и потом сожгли в крематории. Серафим, узнав об этом, сказал:

- Да не его это сожгли, а оболочку его материальную, своего рода одеяние души. Это всё равно, если бы я куртку свою рваную сжёг, а сказали бы, что я себя сжёг. Глупости. Человек – это дух. А дух утопить или сжечь невозможно. Дух его или слился с бесконечной Пустотой, или живёт в другом теле. А какое имя ему когда-то люди дали  и как его называли – это не важно. Важно – достиг ли он вечного блаженства небытия, или вновь страдает. Вот что важно.

Вот какие мудрые наставления даёт иногда Серафим людям.   


Рецензии
Интересная история, Артур! Местами чувствуется Хармс, но это не точно. Вы случайно в мертвецкой т пропустили.

Данила Ма   10.10.2021 15:26     Заявить о нарушении
Спасибо за интересную рецензию. Ето сочинение я написал до того, ка прочитал Хармса. :) Спасибо за замечание! Исправлю.

Артур Грей Эсквайр   17.10.2021 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.