А как у вас? Вояж на Аляску
Пришлось перелопатить кучу литературы.Во время отпуска съездила в Московскую школу на курсы дефектологов. Выбора не было:школа находилась в посёлке,другого места работы не найти. Больно вспоминать первый день,когда привезли деток из Дома ребёнка. Стайка ребятишек ,в школьной форме "на вырост" и с ранцами сходу забилась в угол фойе,лица почему-то закрывали ладощками. Мы боимся их, а они-нас. Особенно запомнилась девочка-чукчанка Леночка Аканта.Позже она стала любимицей всех учителей и школьников. Было больше мальчищек почему-то.
Все быстро привыкли друг к другу,тем более ,что дети с таким "генезом" оказались очень талантливыми,работоспособными и ласковыми. Конечно, без душевных всплесков не обходилось, и тогда мы,педагоги, становились психологами и даже мамами . Интересный факт:дети из Дома ребёнка называли нас "мамочками",не по имени -отчеству, а- мамочка. Сердце щемило,но не переучивать же.Таких деток оказалось много-по 4 класса в каждой параллели начальной школы.
В нашей стране такие школы-интернаты и детские дома размещены на окраинах, иногда даже вдали от города. Их ещё называли "лесными школами".В город ребят вывозили в театр или на экскурсии, практически они лишены общения с обычными домашними детьми. Особенно это заметно на новогодних ёлках-наши детки стояли особняком,также сбившись в кучку-не расшевелить.
Перестройка открыла неожиданно границы для посещения других стран,особенно вначале. А рядом с Магаданом - на "другом берегу" находилась Аляска. И поехали наши руководящие работники от просвещения на Аляску, в Анкоридж.Среди них была и наша директор.....Вернулись удивлённые.шокированные после посещения школ. Рассказывали, что здания школ не ахти какие,но внутри всё приспособлено для детей: утеплённые мягким настилом полы,дети спокойно и свободно лежали и сидели на них в присутствии взрослых,перекусывали,читали книги, вдоль стены на протяжении всего учебного дня стояли столы с бутербродиками-канапе.
Наших коллег пригласили в класс на урок истории. Количество детей в классе-до 12-15 человек. Парты расставлены по кругу. Кто-то из учеников грыз яблоко,кто-то спокойно выходил из класса и возврвщался,рядом с учителем в инвалидной коляске сидел ребёнок-инвалид и гладил учительницу по руке, а преподаватель увлечённо вёл урок.
Всё было как-то "не по-нашему".Во время беседы с педагогами наши задали "каверзный вопрос:"Почему вместе со здоровыми учениками обучаются инвалиды и больные дети?". Этот вопрос изумил американцев, и они в ответ спросили :"А как у вас?А у вас где?"Дело в том, что в Америке эти дети-активные члены общества,облелеянные государством, по окончании учёбы спокойно устраиваются на работу. А лично меня всгда удивляло в нашей школе, что дети олигофрены не имели отношения ни к комсомолу , ни к другой общественной организации ,они-не члены общества,они-просто жители страны,земли ,на которой родились.
Вспомнилось, как часто наши родители говорили своим неугомонным детям :"Смотри. а то отдам тебя в интернат или в детский дом!" В сознании нашего человека детский дом-чуть ли не божье наказание. Отсюда и негативное отношение к "ненормальным детям-дурачкам", к инвалидам. От взрослыз этот ненормальный "вирус" переходит к их детям. Да и в фильмах не раз видела, как дразнят и обижают этих блаженных, Так сложилось на Руси. Беда...Настоящая человеческая беда.
Как -то жители нашего посёлка авиаторов,цивильного во всех отношениях,написали письмо в Обком,чтобы с территории их замечательного посёлка убрали наш интернат, который позорит лицо социально-благополучного жительства. Библию тогда не читали, и церкви не было,но был "Моральный кодекс строителя коммунизма", в нём крупной строкой написано, что человек человеку-друг,товарищ, брат..." Не было в нём,в этом Кодексе "Да любите друг друга". Подменили понятия. Поднялась рука на святое-на больных детей.
А как у вас?
П
Свидетельство о публикации №117090404873