Места силы. Казачий край

Места есть редкой мощной силы
Подъем в которых жизни качества
И на Дону их много было
И будет дальше для казачества.

Они есть в россыпи станиц
Селений давних, хуторов,
Степей и грозовых зарниц,
Путь показавших городков

В их устремившийся забег
Полтыщи лет тому назад*
Деля соседство с поймой рек,
Где с минимальностью затрат

Снабжали семьи тучной рыбой
Иной удачливой добычей,
Такой, которую могли бы
Ввести в укладный свой обычай.

Склоняясь к промыслам, охоте
И обходясь земли дарами,
Когда не заняты в походе
К турками идти «за зипунами». **

Ценя как главное богатство
Не взятой прибыли размеры – 
Заветы воинского братства 
И православной чистой веры.   

Защитой став от поругания 
Их ненавидящих врагов,   
Желавших жить на расстоянии
От бойких очень казаков. 

Церковный славит благовест
Из глубины седых веков
Силы, идущие от мест
Родных для Дона казаков!         

____
*Первые поселения казаков на Дону возникли в 16 веке. Они представляли собой жилые постройки (зимовища, зимовники), обмазанные глиной, юрты и другие сооружения. Со временем эти поселения закрывались оборонительным валом, рвов и тыном (ограждением) и стали называться казачьими городками. Первыми  казачьими поселениями на Дону появились на территории между современными станицами Цимлянской и Черкасской, позднее они распространились на другие районы современной Ростовской области. Первые  упоминание о казаках на Дону относится к рубежу XV-XVI вв. В 1496 г. в грамоте рязанского князя Федора Васильевича к великому князю московскому Ивану III сообщается о том, что низовья Дона заселили казаки, которые занимались охотой, рыбной ловлей, сбором меда, воска и различными промыслами. В 1549 г. заволжский ногайский мурза князь Юсуф Юсуф жаловался на казаков в письме царю Ивану IV: «Холопи твои нехто Сары Азман словет на Дону в трех и в четырех местех городы поделали...» и грабят ногайских купцов и послов на пути в Москву и из Москвы. Донские казаки приняли участи в походе русских  войск  Ивана IV летом 1552 года на Казань. С 1570 году Иван IV и казаки заключают договор, по которому им впервые начата выплата жалования за государеву службу.
**Походы «за зипунами» – военные походы казаков за добычей, обобщенной в слове «зипун», означавшем верхнюю одежду из верблюжьей шерсти. Донские казаки, осуществляли свои походы (нередко совместно  с запорожскими казаками) за военной добычей преимущественно в пределы Крыма против естественных врагов Руси – татар и турок, выполняя по сути роль защитного кордона от турецко-татарского вторжения в русские земли. По свидетельству европейского путешественника Э. Кемпфера (2-ая половина XVII в.), «казаки, которые чинили беспорядки в Шелковых странах на Каспийском море, были подданными России, населяли территорию в районе Дона, были христианами по религии, говорили и писали на русском языке…». При этом казаки старались воздерживаться от походов за трофеями к своим единоверцам, разорения купеческих  караванов и т.п., поскольку рисковали навлечь на себя царскую  опалу и прекращение выплаты жалованья. Хотя бывали и исключения, как,  например, походы казаков Степана Разина в 1668 г. за добычей к Астрахани и другим волжским городам.


Рецензии