Страсти по Мишелю. 6. Вершины
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить.
Вот эти две последние строки – истинно из народных глубин русских, и меня они сразу же приводят в состояние обожания!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж … Да что? моей судьбой
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
Кто это говорит? Солдат – солдату, собрат по оружию? А где же тот недавний аристократ духа, гордый одинокий супермен? Исчез? Видимо, да: такую теплоту, такую доброту выдумать нельзя: их надо пережить именно в братских отношениях с простым-простым народом!
А если спросит кто-нибудь …
Ну, кто бы ни спросил,
(Диво, какой поворот русский – это же просто Твардовский. Слов нет!)
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно (!!) за царя,
(которого не больно жалую, что и видно далее)
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
(Дивно, господа! Кроток воин перед смертью – и всех прощает по-христиански. А ведь совсем недавно был демонически суров. Этот демонический порыв выльется потом только один раз - в стихах «Прощай, немытая Россия», где плохи не только лекаря, а много всего скверного и темного).
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых …
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив (!!!),
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали. (!!!)
(Господи, ты видишь, как это прекрасно! Письмо как будто вчера продиктовано или дошло до нас из времен Великой Отечественной, когда солдат писать сам не может – «писать ленив»!)
Соседка есть у них одна …
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит всё равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет …
Ей ничего не значит!
Еще раз убеждаюсь в близости Валерика, Сна и этого Завещания: Воин глядит в лицо Смерти по-солдатски, без вздохов, что страна потеряет великого поэта, как это чувствовалось в более ранних стихах.
Вам, кои наверняка полагали не раз, что Карин этот предвзято относится к Лерме, да будут мои восторги доказательством обратного!
Этот Карин
Свидетельство о публикации №117090402613
Абель Алексей 22.03.2018 11:54 Заявить о нарушении
Все судят по нескольким вещам Лермы, часто толкуя их превратно. Так, не раз прочел тут, что Лермонтов неизмеримо Выше Пушкина.... И на чем это основано? Да на убеждении личного характера. Потом,- ведь Вы романтик, а я романтизм не приемлю. А почему - в моих эссе это Выражено... Потому Пушкин - наше всё, а про Лермонтова этого всерьез сказать нельзя.. Можно только кричать в запальчивости.
А литературу не понять без понимания того, что есть классицизм, сентиментализм и романтизм = как творческие Методы отбора материала и характеров... У меня все сказано. Так, Пушкину сразу я посвятил и стихи и эссе и считаю его Родоначальником Реализма - великого Метода творчества... И если захотите,можно прочесть "Графа Нулина" - у меня здесь - в построчном сравнении с оголтелым романтиком Боратынским и его поэмой "Бал".
Принижать Пушкина стало хорошим тоном для многих диссертантов-диссидентов, понятно на потребу западным мудрецам.. Но что стоит на плакатах часто, когда хотят сказать о величии России: Пушкин, Гоголь, Толстой. Или вторая фамилия иная, но Лермонтов выпадал даже в памятные даты Лермы.
Его демонизм был его судьбой, о чем горько сожалел Достоевский - почитайте хотя бы у меня.. Демонизм - суперменство, это Вторая Ветвь Триады, и это Порок Современности тоже:главные демоны-супермены - там, за Океаном... И их демонизм вот-вот уничтожит Землю...
Так что это Судьба Мира, и судить о Лермонтове можно и нужно только с этих позиций. Кстати в "Лермонтовской энциклопедии" уже официально признано, что Демонизм Лермы был и есть. Поэтому издавать его более или менее полно НЕЛЬЗЯ,чтобы не разлагать молодые умы...
Спасибо! ИгорЬ Карин.
Игорь Карин 23.03.2018 21:13 Заявить о нарушении
…только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
С.А. Есенин
…в ночь на 3 октября 1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка — М.Ю. Лермонтов!
В.А. Жуковский
Какие силы были у этого человека… Каждое его слово было словом человека власть имеющего… Вот в ком было это вечное, сильное искание истины.
Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.
Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек... шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего. Л.Н. Толстой
… Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтов. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать… Не могу понять,… как мог он будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно! А.П. Чехов.
Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой. Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла. По врожденной сильной наклонности к национальному, по сильной любви к родине своей, по нерасположению своему к европеизму и глубокому религиозному чувству… Лермонтов был снабжен всеми данными для того, чтобы сделаться великим художником… Н.В. Гоголь
Лермонтов фигура колоссальная весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина. Он ступал, так сказать, в его следы… Лермонтов ушел дальше временем, вступил в новый период развития мысли, нового движения европейской и русской жизни и опередил Пушкина глубиной мысли, смелостью и новизной идей и полета.
А.И. Гончаров
Проза Лермонтова - не больше, не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов» (о «Герое нашего времени»). А.Н. Толстой
Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле.
Пушкин — дневное, а Лермонтов — ночное светило русской поэзии.
…у Пушкина — созерцательность, а у Лермонтова — действенность.
…Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой — все смирялись, один Лермонтов не смирился.
Мережковский.
Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!... Ф.М. Достоевский
Всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы.
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, ему было подвластно...А.А. Ахматова
Думаю, что и Вы всё это читали, Вы - глубокий исследователь, тем не менее, не умаляя величия Пушкина, думаю, что рядом с ним будет вечно находиться и Лермонтов, создатель другой поэзии. Да, собственно, так решило и время, иначе чем объяснить, что уже 180 лет стихи юноши, погибшего в 26 лет и волнуют, и вдохновляют столько людей. С глубоким уважением и признательностью за Ваш ответ,
Абель Алексей 26.03.2018 21:23 Заявить о нарушении