Открытие мира. В Русском музее
Любите ли вы по-настоящему, любят ли вас? Если ответ получается положительным, то легко почувствовать бесконечность собственной жизни. Любовь между супругами продлевается в детях, в них повторяется их молодость. Простая и понятная каждому истина, хотя жизнь часто оказывается сложнее. Каждый раз задумываясь о причинах своих потерь, мы находим ответы в отсутствии любви. Она покинула нас, наполнив холодом семейные отношения…
Теперь незаметно подрастала внучка. Глядя на нее, сразу вспоминались детские годы ее мамы и, конечно, собственная молодость. Обо всем этом размышлял дедушка, бережно державший за руку маленькую Амели. Едва хлопала за ним входная дверь старого дома, как он слышал ее радостный крик на лестнице третьего этажа. Там его уже ждали.
Амели тоже размышляла о любви. В такой момент она чаще всего видела свою маму. Ее любили сразу два близких ей человека: папа и дедушка. Амели хотелось быть похожей на нее. Когда она вместе с мамой пришла в парикмахерскую, то попросила сделать ей точно такую же прическу с челкой. Мама решила дочери не отказывать. Ей немного подстригли волосы и косички теперь не заплетались. По этому поводу папа и дедушка своего разочарования не скрывали, а Амели было все равно. Зато она становилась похожей на маму и ее должны были больше любить…
Наверное самой природой у каждого ребенка с рождения заложена большая потребность в любви. Своим душевным теплом мы можем надолго зарядить его внутреннюю батарейку, тогда он тоже научится любить. Нужно только почувствовать и открыть это для себя.
Желание выглядеть старше у Амели часто уживалось с постоянной потребностью дольше оставаться маленькой. Самым младшим в семье всегда доставалось больше родительского внимания и любви. Ради этого Амели могла неожиданно разучиться одеваться самостоятельно. Нужно было видеть с каким удовольствием эта милая барышня протягивала дедушке свою маленькую ножку, чтобы ей помогли обуться...
КАЖДЫЙ РАЗ ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ СНОВА
Они с дедушкой шли рядом по Садовой улице, и им было хорошо вместе. Теперь наступило особое время, когда в жизни многое происходило впервые. Амели открывала для себя окружающее, в котором каждый следующий шаг позволял узнать что-то новое. Она торопилась и хотела получать все больше информации. Ее мама и папа открывали для себя заново собственного ребенка. Каждый день теперь был заполнен событиями, которые оставляли след в памяти. Они вместе учились и росли, каждый по-своему. Иногда случались огорчения, но кто сегодня гарантировал родителям легкую и беззаботную жизнь?
Дедушка удивлялся, как стремительно взрослела и менялась маленькая Амели. Время для нее бежало намного быстрее. Это было всегда заметней, когда во встречах происходили длинные перерывы. У ее дедушки тоже иногда получалось становиться первопроходцем и хранителем маленьких семейных традиций. Однажды Амели была подарена кукла Барби. Точно такую же он когда-то купил ее маме. Теперь обе эти куклы сидели рядом в ее детской комнате. Не были забыты первые подаренные цветы. Любая женщина знала настоящую цену таким знакам внимания и хорошо о них помнила. Оказываться открывателем и первопроходцем для взрослых и их детей, внуков было интересно. Теперь они с дедушкой первый раз шли в Русский музей.
На площади Искусств им повстречался бронзовый Александр Сергеевич Пушкин, на голове которого уселись два голубя. Амели сказала, что уже знает его: мама читала ей сказки поэта. Одна из них сразу хорошо запомнилась. Амелия потом любила рассказывать ее на память, делая это с большим чувством и к месту меняя свои интонации. Главный смысл содержания был ей уже понятен и сильно волновал.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Симпатии Амелии неизменно оказывались на стороне матери – царевны, ее славного сына князя Гвидона и царевны Лебедь. Это был замечательный мир где в конце концов всегда побеждали любовь, добро и справедливость.
Потом они увидели на ступеньках Михайловского дворца двух красивых белых львов, которые охраняли вход в музей. Следовало вежливо поздороваться с ними, чтобы пройти дальше. Дедушка и Амели так это и сделали. Они даже решили сюда обязательно вернуться и поговорить с ними.
СРЕДИ ВОЛН
Амели еще не исполнилось полных четырех лет, но когда-то все это следовало начинать. Не так давно дедушка принес ей детский комплект цветных открыток с мировыми шедеврами живописи. Русские художники там были представлены вполне достойно. Амели даже успела полюбить некоторые из них и узнать их авторов.
Они купили в музей входные билеты, и у Амели он оказался свой бесплатный, для дошкольников. Сотрудники музея пропустили их на контроле и одобрительно улыбнулись им вслед. Амели с дедушкой стали подниматься по широкой Парадной лестнице Михайловского дворца на второй этаж. На лестничной площадке они почтительно поприветствовали императора Александра III, бюст которого встречал здесь каждого посетителя. Именно ему принадлежала идея создания такого всенародного музея. Воплощением в жизнь этого замысла занялся уже его сын, император Николай II.
Дедушка сразу решил, что для первого раза им будет довольно и одного зала музея. Проходя через залы к нужной экспозиции, они увидели возле дверей двух строгих кариатид, которые поддерживали головами резные потолочные конструкции. Это была какая-то холодная и бесстрастная красота…
Скоро Амели с дедушкой оказались в четырнадцатом зале, где располагались картины великого мариниста Ивана Айвазовского. Теперь сюда легко попасть без всякого ажиотажа и долгой очереди. Они сели на мягкий красный диван прямо напротив большой картины “Волна”. Многим хорошо знакомо это огромное полотно из позднего периода творчества художника. Низкое мрачное небо над бурным движением волн, в которых исчезал тонущий разбитый корабль. Надежды на спасение уже не было. Впечатлительные японские туристы могли часами молча медитировать возле этой картины, морская бездна завораживала их. Потом они с дедушкой увидели картину “Девятый вал”. Там тоже бушевали страшные волны, освещенные тревожными багровыми тонами заката. Люди на картине из последних сил цеплялись за обломки погибшего корабля и пытались спасти свою жизнь. Дедушка пояснил содержание картин и поинтересовался у Амели, нравятся ли они ей.
- Это плохие волны, дедушка. Они съели кораблики. Мы дома тоже будем их рисовать, но они у нас не будут тонуть.
У Айвазовского ей больше понравилась тихая и спокойная вода. Картина “Русская эскадра на Севастопольском рейде” показалась Амели самой привлекательной. Медленно взбиралось ленивое солнце над зеркальной гладью еще не проснувшегося моря, на выходе из бухты контуры парусных кораблей. Они выстроились в красивом парадном строю на виду у всего города. Здесь ничего не вызывало ее тревоги...
ФАВН, ИГРАВШИЙ НА СИРИНГЕ
Так, переходя от картины к картине, они постепенно подошли к выходу из зала. Дедушка еще немного рассказал Амели о картинах Карла Блюллова. Среди многих других там оказалась его картина “Нарцисс, смотрящий в воду” Случай на ней описан хорошо известный. Этот красивый юноша влюбился в собственное отражение в воде. Конечно, любить себя до такой степени не стоило, но эта старая история ничему не научила. Теперь так иногда происходило с некоторыми известными ему поэтами и артистами, депутатами и прочими медийными лицами, любителями селфи и лайков на собственных фотографиях в интернете. Этот сюжет молодой художник тогда написал с натурщика в Строгановском саду на Черной речке. Тот счастливый случай, когда обычный этюд потом превратился в очень известную картину. Теперь и речка эта обмелела и прежнего сада уже не было.
Внимание маленькой Амели сейчас сосредотачивалось совсем на другом предмете:
- Висит…
Дедушка быстро догадался, что речь шла о статуе работы Бориса Орловского, изображавшей обнаженного юношу “Фавн, играющий на сиринге”. Это был талантливый и широко признанный мастер, когда-то воспетый великим поэтом Александром Пушкиным: ”Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе”. Фавн по легенде оказался славным и добродушным малым, который очень любил женщин и всячески покровительствовал пастухам. Теперь все это уходило на второй план перед наглядно выложенным мраморным мужским достоинством незадачливого италийского божества. Дедушке нужно было срочно как-то выкручиваться, а пока Амели непреклонным тоном инквизитора продолжала уточнять для себя некоторые подробности:
- Он же совсем голый…
Дело в том, что сам дедушка такой обнаженности в музее совершенно не замечал. Это могло покоробить его в каких-то низко художественных кинолентах, музыкальных клипах или в надоедливой телевизионной рекламе. Тут очень важны акценты, что своей работой хотел сказать ее автор, что ты сам там хотел увидеть...
Наконец дедушка обрел дар речи:
- Понимаешь, у человека может быть красивым лицо, душа и его тело тоже.
- Душа, а что это?
- Это твое внутреннее состояние, как ты относишься к маме и папе, к другим людям и всему остальному, как ты умеешь любить. Поэтому душа у нас бывает доброй или нет.
- У меня она добрая.
Дедушка согласился с ней. Конечно, он хорошо знал об этом. Дедушка вспомнил, как сегодня утром увидел свою внучку очень сердитой. Тогда он предложил ей поговорить со своим отражением в зеркале. Оно наверняка получалось там не очень красивым. Амели доверчиво глянула на себя в зеркало и решила, что ей действительно стоило улыбнуться. Она еще долго корчила там разные рожицы. Похоже, искала для себя нужное выражение лица...
- Почему же он стоит здесь голым, вернее обнаженным? Потому что наше тело может тоже быть прекрасным. Скажи, он красивый?
- Да…
- Конечно, одной такой красоты человеку мало. Нужно что-то еще...
- Как это?
- Это сложно объяснить. Иногда ты сама не знаешь почему тебе кто-нибудь нравится.
- Почему? Знаю, потому что он хороший.
- Вот, и этим уже много сказано...
Наверное, все это Амели будет выяснять еще много раз, но пока, как сказала ее мама, дедушка принял на себя самый первый удар. Дети созревали к таким вопросам теперь очень быстро.
У АРХИПА КУИДЖИ
Спасительный художник Виктор Васнецов с его нейтральными по части обнаженности тел фольклорными сюжетами оказался этажом ниже. Остановились у его картины “Витязь на распутье”. Воин, похожий на былинного Илью Муромца, казалось, сокрушенно покачал им головой в железном шлеме:
- Ох, уж мне эта барская мода на развратный европейский классицизм. Нет в нем нашей русской чистоты, православного аскетизма и строгости. Свое, родное любить нужно...
Дедушка подумал, что по части определения границ нравственности сегодня тоже было сломано немало копий. Немного поразмышляв вместе с витязем, они решили пойти направо, в гости к другому замечательному русскому художнику Архипу Куинджи в тридцать пятый зал.
У Амели оказалось свое собственное восприятие великих живописных полотен. Окно в темную ночь и блеск днепровской воды в лунную ночь не сильно тронули ее неизбалованную красотой детскую душу. Зато полная мокрой свежести зеленая равнина с повисшей над ней радугой, почему-то сразу заинтересовала ее. Света там было изображено всего-то только одно пятно. Ударил солнечный луч, пробился сквозь облака и повесил это разноцветное коромысло. Рядом с ним все еще громоздились темные тучи и продолжал литься дождь. Дедушке пришлось рассказать внучке, как из многих капелек воды в воздухе появлялась такая волшебная радуга. Амели ее настоящую ни разу в небе не видела.
А еще ей понравились у Куинджи его картина ”Дубы”. Они там выглядели не совсем обычно, похожими на наполненное земными соками плотное зеленое облако. Кажется во всем она искала для себя непременно что-то очень доброе, светлое и радостное.
Дедушке тогда вспомнились прекрасные строки Максимилиана Волошина:
Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступенями,
Все воспринять и снова воплотить.
С ярких картин художника Амели перевела свой взгляд на окно. Там тоже было много замечательного света, но уже самого настоящего. Она даже попросила дедушку взять ее на руки и показать открывавшийся там вид. Потом они вместе пошли гулять в Михайловский сад. По дороге Амели рассказала дедушке, что видела в Русском музее иконы. Он тогда про себя сильно этому удивился, поскольку намеренно не повел в ее залы, где их показывали, полагая, что там ребенку не покажется интересно.
- Когда же ты успела их увидеть?
- Увидела, - сказала она ему серьезно и с особенным значением.
Оказывается, мама уже брала ее с собой в церковь.
- Мы тогда сегодня еще обязательно успеем их увидеть. В самом настоящем храме. Только сейчас он работает как обычный музей.
Через кованые решетки с растительным орнаментом прямо перед ними поднимались нарядные купола собора Спаса-на-Крови. Они переглянулись и вместе пошли туда…
На фото картина Архипа Куинджи "Дубы"
Свидетельство о публикации №117090310109
с теплом
Мюрэль 14.12.2017 20:52 Заявить о нарушении
Сергей Псарев 14.12.2017 21:47 Заявить о нарушении