Окно

Окно как картина на стенке,
И вроде бы этот пейзаж
Совсем не сменяем -
Все тот же
подъезд
И все тот же этаж.

Убогая грязная стройка,
И девочка с белым бантом
Гулять выбегает до школы
С неугомонным щенком.
На лавку садится старушка
Кормить голубей и синиц.
Да что тебе мелочи эти
Со всем хороводом лиц,
Когда в карусели дней
Все мелочи - суета?
Но вот пролетают мгновенья,
Складируя время в года.

Однажды ноябрьским утром
Ты снова подходишь к окну:
"Как странно,
давно я не видел
Старушку блаженную ту,
Скорее всего, бедняжка,
ушла она в мир иной.
А эта красивая девушка
была, разве, девочкой той?
Щенок незаметно стал крупным,
Холённым, воспитанным псом...
И сколько уж лет - не припомню -
стоит здесь соседний дом?"

Какие-то краски другие,
Совсем незнакомый пейзаж -
Но, вроде бы, тот же подъезд
и, вроде бы, тот же этаж!

Росли потихоньку деревья,
Снега превращались в дожди,
Сменили люди супругов,
машины,
вкусы,
плащи.
Почти что ежеминутно
Менялся и неба цвет,
И то, под каким углом
Струился свет на паркет.

Но ты ничего не заметил,
Ты словно спешил на вокзал,
И тут осознал:
твой поезд
ушел,
а ты - опоздал.
Бесследно исчезнет ноябрь,
Зима - неизбежно близка.
И вместо юнца взирают
на мир глаза старика.

2.09.2017г.


Рецензии
Можно ли увидеть время через стекло. Да, если читать такие стихи...Внутренний мир лирического героя — тоже своеобразное окно, правда вместо архитектурного дизайна и строительного материала — память и слова. Но сегодня они могут так же создавать, как мастерок строителя.

Для того, чтобы поймать стрелу времени, в тексте собрана целая галерея образов и деталей. Это девочка, скамейка, старушка, голуби, синицы, грязная стройка, щенок.Время года первого обращения к картинке за рамой не обозначено. И это неплохо символизирует тот факт, что в раннем возрасте, все времена года — весна.Переход к сравнению картинок из окна и обращение к памяти прошлого уже осознан как осеннее время. Это символично, потому что именно этот сезон в массовом сознании и в образах поэтического языка соотносится , даже не столько со старостью и увяданием, сколько с периодом прожитых лет.

Понравился центральный сквозной образ; его символика и стара, и современна. Если принять во внимание окна, в которые мы стучим стихами. Окно имеет много символических параллелей, оно и как переход из комнаты души в пространство мира, и как перегородка между видимым пространством и реальным, а здесь, как закладка памяти.

Хочется отметить тщательную расстановку препинаний, не углублялась во все схемы, но, кажется, здесь все в порядке.
Не все показалось безупречным с точки зрения стиля и словоупотребления. Так словосочетание "складируя время в года" из-за канцеляризма "складируя" меняет режим восприятия. И вообще это слова по грамматике и синтаксису не ошибка, скорее только по фонетике и стилю, чуждыми для такой отстраненной попытке взгляда из окна.Как будто читаешь роман, и вдруг, "по сообщениям метеорологов" — чужеродная вставка.

Немного необоснованным показалось употребление рядом со старухой эпитета "дряхлая". В проекции философских исканий, (жанр стиха) такая деталь кажется нарочито приземленной и несущественной, так как для определения возраста достаточно семы "старушка". Да и сочетание "дряхлая" с явным негативным оттенком и сострадательное "бедняжка", показатель того, что образ повествователя психологически не выверен. Или дряхлая, или бедняжка.

В эпизоде про изменения щенка, после первой ступени перемен о вероятной смерти старушки, фраза о переходе щенка от "озорного к лохматому" тоже не очень отражает философский подтекст. Сравниваются две разные категории: характер и внешность...А во временном контрасте обычно сопоставления идут по одному качеству. Ведь лохматой и упитанной может быть не только взрослая собака, но и щенок, поэтому категория времени, как понятие философское, в этом сравнении не продумано...Если бы речь шла об изменении в отношении характера, был озорной, стал послушный, дрессированный, прирученный, тогда бы это на линии "жизнь-смерть" (старушка), стало частью внутренних перемен, а не эклектикой "несопоставимых качеств".

Риторический вопрос о соседнем доме звучит несколько наигранно, особенно после эмоционального восклицания "Боже мой", показалось, оно только портит авторский замысел, и это не тот уровень глубины и эмоциональности, который так профессионально был пойман в одном из следующих эпизодов про "ежеминутно..менялся и неба цвет" и "угол струящегося на паркет света".

Финал...Хорошее в нем то, что осталось над словом.Невербальное. Оно где-то растворено в паузах междустрочий. А трафаретное "поезд ушел" для того, кто умеет ценить угол света на паркете, кажется немножко недоработанным образом. В таком тексте под силу найти свою метафору об осени жизни.И две последние строфы немного разочаровали какой-то слишком назывной оппозицией юнец/старик.

А вот фраза "Зима — неизбежно близка" показалась утонченным выражением настоящей печали, но такой, не навязанной, а трогающей исподволь, даже не словами, а фонетикой и холодом отрешенности и смирения, из которого мы все пришли на время...

Кшесинская Деметра   21.08.2021 07:35     Заявить о нарушении
Какая шикарная рецензия. Про старушку дряхлую: но ведь бывают и старушки-живинки, над которыми, кажется, совершенно не властен возраст. А вот сокрушительное и принебрежительное "бедняжка" указывает на то, что герой не осознает до конца всю суть увядания и смерти, хотя и сам уже стремительно приближается к зрелому возрасту. По остальным замечаниям согласна, стих давно надо слегка доработать. Спасибо большое, что так основательно дали свою оценку. Это очень важно.
С уважением,

Головко Ольга   22.08.2021 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.