Русские логаэды и их классификация

1) Введение.

  Начну с того, что послужило поводом для написания данной статьи - это отсутствие какой-либо классификации русских логаэдов. Бесконечные споры о тех или иных принципах, допустимых при написании, заставили проанализировать, а что же такое на самом деле русский логаэд. Мнение об этом стихотворном размере сложилось у меня очень давно. А вот, чтобы написать развёрнутую статью на эту тему, пришлось ознакомиться со многими работами известных теоретиков русского стихосложения, затрагивающими логаэдические размеры.

  Скажу следующее: читая эти работы, я пришёл к выводу, что однозначного отношения к этому вопросу в них не наблюдается. Более того, некоторые теоретики противоречат друг другу. Кто-то относит логаэды к силлабо-тонике, кто-то к силлабо-метрическому стихосложению, а кто-то к переходным размерам или тонике. И следствием этой несогласованности является  употребление различных терминов при анализе данного размера, что довольно часто приводит в замешательство и ступор читателей, пытающихся понять, а что же это такое логаэд и как к нему относиться.

  В этой статье я попытаюсь описать все возможные виды логаэдов, классифицировать их  и сформулировать основы правил, отталкиваясь от которых, будет возможно проанализировать любой встретившийся логаэд. Вполне может быть, что-либо и ускользнёт от моего взгляда. Но это не беда, так как планирую, статью корректировать и дополнять по мере поступления информации. И возможно, кто-то не согласится с моими взглядами на нижеизложенную трактовку теории. Всегда буду рад рассмотреть мнение оппонента, но при условии, что это будет сделано с аргументированными доводами и развёрнутым обоснованием своих взглядов.

  Как известно – мир не стоит на месте, так же как и русское стихосложение. И появление новых форм и размеров, требует их классификации, и четких правил для урегулирования стандартов. В процессе реформы русского стихосложения от силлабической системы к силлабо-тонической, Ломоносов теоретически допустил наличие дактило-хореических и ямбо-анапестических форм в силлабо-тонике, отталкиваясь от имитации античных размеров и немецкой силлабо-тоники. Но русское стихосложение с того времени претерпело большие изменения. В конце 19 и начале 20 века в русской поэзии сформировалось тоническое стихосложение. А в первой трети 20 века произошла  логаэдизация русских дольников.

  Появились логаэды, основанные на тонической базе стихосложения. И относить их к силлабо-тонической системе, в общем-то, некорректно. Например, Гаспаров относит русские логаэды к переходным размерам от силлабо-тоники к тонике, как и дольники, и тактовики. Хотя в дольниках и тактовиках метром он считает икт, а вот в логаэдах почему-то - стопу. В общем, несоответствий в теории масса. В этой статье я и попробую отойти от этих несоответствий.




2) Традиционное понимание логаэда.

  Итак, давайте разберёмся, а что же такое русский логаэд и откуда он взялся. Большинство справочников нам дают вот такую информацию:
Логаэди;ческий стих, логаэ;д (от др.-греч. ;;;;;;;;;;; — прозаически-стихотворный), в силлабо-метрическом и метрическом стихосложении — стих, образованный сочетанием 3-сложных 4-морных стоп(дактиль, анапест и т. п.) с 2-сложными 3-морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом стихосложении — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих.

Логаэд – это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме.

  Даже в этих определениях содержатся противоречия. Первое допускает, что логаэды относятся к тоническому стихосложению, кроме, конечно, античных. А второе нам напрямую заявляет, что логаэды - это силлабо-тоника. Так как они состоят из силлабо-тонических стоп. Так как же нам быть, спросите вы? А ответ простой: стоит окунуться в историю, чтобы понять, к какой же системе относить русские логаэды.

  Начну с того, что название логаэд заимствовано из античной поэзии древней Греции, как и большинство терминов, употребляемых для классификации русской поэзии. В античной поэзии древней Греции логаэды не делились на стопы. Их метр определялся целой строкой.  Делить на стопы их начали гораздо позже, после заимствования из греческого языка в латинский.

  Когда русские поэты стали переводить античные логаэды, то отталкивались от такого принципа: длинный слог, присутствующий в силлабо-метрическом стихосложении, они заменяли ударным слогом в силлабо-тонике, а короткий слог – заменяли безударным. Но в процессе передачи, таким образом, стихотворного размера возникала трудность. В силлабо-метрической системе вполне могут соседствовать два, три, четыре долгих слога. А вот в силлабо-тонической системе разместить несколько подряд ударных слогов весьма затруднительно.

  Переводчикам пришлось отталкиваться от особенностей русского языка и исключать идущие подряд ударные слоги. Всем известно, что русский язык не базируется на силлабо-метрическом и силлабо-тоническом принципах, а базируется на тоническом принципе. Тогда за основу было взято правило стопности,  вытекающее из латинской силлабо-метрики и основа тоничности русского языка. И следуя принципу построения логаэдов, в русских стихах было урегулировано количество иктов (основы русского языка) и количество межиктовых интервалов, отталкиваясь от принципа систематизации неравносложных стоп.

  Из чего можно сделать выводы, что русские логаэды развивались своим путём. А с появлением тоники в русской поэзии, которую стали брать за основу, русские логаэды окончательно потеряли свою зависимость от античных форм. Начали появляться новые формы, которые лишь сохраняли общие принципы упорядочивания межиктовых интервалов и самих иктов в рамках строки или строфы. Но сами схемы, содержащие сочетания ударных и безударных слогов, уже не имели ничего общего с античными размерами.




3) К какой системе стихосложения относятся логаэды?

  Так к какой же системе стихосложения отнести русские логаэды, спросите вы? Начну с того, что стопная система не вполне корректна для русского языка. По крайней мере, в таком виде, в каком она на данный момент существует. И взято это мной не из воздуха. Критика стопной теории силлабо-тонического стихосложения длится с самого начала её создания. А. Востоков, А Потебня, А. Белый, Б. Томашевский и др. высказывались о её несостоятельности. А. Квятковским была предпринята попытка, разработать тактометрическую систему стиха, которая больше подходит для русского языка, чем стопная система. Но к сожалению, работа не была доведена до конца и в ней существует масса недоработок.

  Во время создания силлабо-тонической системы, Тредиаковским были предложены полностью безударные стопы в ямбе и хорее – пиррихии. Что не соответствовало принципу ударной структуры русского стиха. Ломоносов предлагал оставить в двусложных размерах, допустимыми четырёхсложные пеонические образования, что выглядит более логично, отталкиваясь от особенностей языка. Позже были так же предложены двухударные двусложные стопы – спондеи. И трёхсложные безударные стопы – трибрахии.  Что ещё больше осложнило и без того несовершенную стопную систему.

  Ритмической основой русского языка являются ударные и безударные слоги. И отношение русских логаэдов к силлабо-метрическому стихосложению некорректно. Русский язык не содержит длинных или коротких слогов, а ритмическое восприятие основано на чередовании ударных и безударных слогов. И стоит ли, вообще, выделять логаэды в отдельную систему, не имеющую под собой зависимости от языка, только потому, что название было заимствовано из этой области? И как было выше сказано: русские логаэды окончательно отделились от античных размеров, когда в их основу легло тоническое стихосложение.

  Я не стану заострять особое внимание на силлабо-метрическом стихосложении. Скажу следующее: у нескольких теоретиков я встретил отношение русских логаэдов к данной системе. В основном они ссылаются на работы Гаспарова. Вот только господин Гаспаров делает принципиальное различие между античными и русскими логаэдами. Последние он относит к тонической системе стихосложения, но допускает в них наличие силлабо-тонических стоп. А вот античные размеры, которые он выделяет в отдельную группу, относит к силлабо-метрике и упоминает об их заимствовании в русскую поэзию, но с тонической основой. Вот отсюда и возникла эта путаница с отношением логаэдов к силлабо-метрической системе.

  Теперь рассмотрим вопрос:  почему же некорректно относить русские логаэды к силлабо-тоническому стихосложению?  Начну с определения силлабо-тонической системы.

Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe — слог и t;nos — ударение) одна из форм тонического стихосложения (См. Тоническое стихосложение), основанное на регулярномчередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения непадают.

   Как известно, эта система базируется на стопной основе, отталкиваясь от двух принципов. Силлабического, который строится на урегулировании количества слогов в строках. И тонического, который основан на урегулировании количества ударных слогов. Так вот, если силлабический принцип практически не имеет отклонений от нормы в русской поэзии, кроме синкопированных строк в окончании строф и чередования разносложных строк в пределах строфы. То тонический принцип с введением пиррихиев, спондеев, сверхсхемных ударений и трибрахиев нарушается сплошь и рядом.

  И эти пропуски ударений и сверхсхемные ударения образуют новые силлабо-тонические метры в строках. А, как известно, метром в силлабо-тонике является стопа. И сочетание в строке разносложных стоп противоречит самому силлабо-тоническому принципу. То есть, нарушается метр, основанный на равносложности стоп. А при наличии в логаэдах трёх и более сложных межиктовых интервалов, возникает сложность, разделить строку на стопы, отталкиваясь от данной системы.

  Более верного решения, кроме как отнести русские логаэды к переходным размерам от силлабо-тоники к тонике, я не нашёл. В переходных размерах я не встретил ни одного принципа,  противоречащего структуре логаэдов. Тоническое стихосложение основано на урегулировании ударных слогов. Либо строчно, либо строфно. А вот в переходных размерах ещё содержится силлабическая составляющая. И выражена она самим название размера. Если это дольник, то количество межиктовых интервалов составляет (1-2) слога. Если тактовик, то (0-3) слогов. Ну а в акцентных стихах, которые относятся уже к тонике, это ограничении вообще отсутствует.

  Хоть некоторые теоретики и считают допустимыми межиктовые интервалы в акцентных стихах от ноля до четырёх слогов, но это не совсем верно. Просто структура слов русского языка базируется на этой основе. Но, как вы помните, есть и пятисложные слова, и т.д. И ударение в русском языке может быть, как на первом слоге, так и на последнем. Что приведёт при стыковке таких слов к восьмисложным межиктовым интервалам. И если брать за основу интервал от 0 до 4 слогов, то так же как в силлабо-тонике придётся выдумывать безударные образования (пиррихии, трибрахии). А мы уже видели, к чему это привело.

  Так вот, классификация межиктовых интервалов уже придумана и открывать по новой Америку не стоит. Это дольник и тактовик (с силлабическими ограничениями). Заметьте не с нормой, как в силлабо-тонике (все стопы одинаковой длинны), а с ограничением, допуском колебания разносложности. И акцентный стих, где эти ограничения отсутствуют. Эта классификация позволяет в полной мере охватить всё разнообразие русской поэзии.

  Теперь я хочу рассмотреть, а какие же бывают межиктовые промежутки в русских логаэдах. И рассмотреть основы, на которых они строятся. И если считать метром в логаэдах икт, то выражение размера логаэда будет, к примеру, таким: дольниковый четырёхиктовый логаэд. А схема его будет такой: 001\01\001\01. Где дольниковый – это силлабическое ограничение межиктового интервала, составляющее один или два слога. Четырёхиктовый -  это количество метров, содержащихся в строке. Логаэд – это схематичное расположение иктов и межиктовых интервалов.

  Основой в логаэдах могут быть различные интервалы. От ноля до возможного количества их употребления в русском языке. И соответственно логаэды будут иметь основу либо силлабо-тоническую, о которой я предлагаю не упоминать при обозначении размера. Оставить её по умолчанию, так как силлабо-тоника является основой русской поэзии. А просто упоминать, что это четырёх, трёх и т.д. сложный логаэд. Дальше я подробно и с примерами распишу наличие таких логаэдов. Так же они могут быть основаны на переходных размерах. Это будут дольниковый и тактовиковый логаэды. И при полном отсутствии силлабических ограничений (число межиктовых интервалов 4 и более) – это будут акцентные логаэды.




4) Классификация схем логаэдов.

  Начну с классификации схем - этот вопрос является наиболее описанным в работах теоретиков. Но сразу же оговорюсь, и здесь есть несоответствия. Многие делят схемы на стопные и строчные, что не соответствует принципам строения логаэдов. Логаэды – это и так схематичное сочетание иктов и разносложных межиктовых интервалов. И указание этой стопности приводит только в замешательство. Логаэды могут быть строчными и строфными.

  Строчные логаэды – это логаэды, в которых схема выстроена в пределах одной строфы и повторяется на протяжении всего стихотворения. Вариантов таких логаэдов масса. Например, все строки имеют общую схему.

001\01\001\01
001\01\001\01
001\01\001\01
001\01\001\01

  Или четные строки имеют одну схему, а нечетные другую.

001\01\001\01
001\01\01\001
001\01\001\01
001\01\01\001

 Мой письменный верный стол!
 Спасибо за то, что шел
 Со мною по всем путям.
 Меня охранял – как шрам. (М. Цветаева. Стол, 1933)

Здесь схема такая: 01\001\01 – ямб, анапест, ямб. Все строки написаны по      одной схеме.

  В общем, самое главное, чтобы эта схема была выстроена в пределах строфы и повторялась до конца стихотворения. Тогда этот логаэд будет называться строчным.

  Строфные логаэды – это логаэды схема которых выстроена на соответствии строения строф, повторяющихся в стихотворении, но не имеет строчного строения схем внутри одной строфы. Вариантов тоже огромное количество. Вот для примера.

001\001\001\001
001\001\001\001
001\001\001\001
001\01\001\01

001\001\001\001
001\001\001\001
001\001\001\001
001\01\001\01

  – Прости, – сказала, –
     Забудь ошибку!.. –
     Ветром умчало
     Ее улыбку...

     И было скучно.
     И было снежно.
     Снег беззвучный
     Растаял нежно. (Я. Годин)

      А схема здесь будет такая:

     01\010
     01\010
     10\010
     01\010
 
     01\010
     01\010
     10\010
     01\010

Первая строка – ямб, амфибрахий. Вторая – ямб, амфибрахий. Третья –     хорей, амфибрахий. Четвёртая – ямб, амфибрахий. И вторая строфа полностью повторяет первую.

 Внутри каждой строфы нет упорядоченной схемы, а вот первая и вторая строфа имеют схематическое соответствие, которые можно проследить, отталкиваясь от нескольких строф. Вот такие логаэды будут строфными.




5) Зависимость логаэдов от систем стихосложения.

  Как я уже написал выше: все логаэды имеют основу строения, относящуюся к той или иной системе стихосложения. Силлабо-тоническая основа – это будет, к примеру, трёхсложный трёхиктовый логаэд. Это означает, что все межиктовые промежутки равны двум, плюс ударный слог. И таких образований в строке три. Переходная основа – это будут дольниковые и тактовиковые логаэды. И акцентная основа – это будут акцентные логаэды, содержащие межиктовые интервалы в 4 и больше слогов.

  Если рассматривать все три основы, на которых строятся русские логаэды, то в той или иной степени, каждая основа будет иметь зависимость от системы стихосложения, к которой она относится. И чтобы понять эти моменты, нужно подробнее рассмотреть образование ритмических структур. А начать стоит с того, что же такое ритм.

  В силлабо-тонике ритм и метр в большинстве случаев не имеют различий. То есть, структура метра совпадает со структурой ритма. Но это не всегда так. И примером тому служат пропуски ударений и сверхсхемные ударения. Рассмотрим для примера пеонические стопы. Как известно, появляются они из двухсложных размеров ямба и хорея, когда в стихе пиррихии стоят на определённых позициях. Возьмём для примера четырёхстопный ямб. Вот его схема:

01\01\01\01

  Если мы сделаем пропуски ударений (пиррихии) в первой и третьей стопе, то получим вместо четырёхстопного ямба двустопный четвёртый пеон.

0001\0001

  То есть, вместо четырёх стоп ямба мы получили две стопы пеона. И в том и в другом случае ритмические структуры совпадают с метрическими. Но если мы сделаем в четырёхстопном ямбе один пропуск ударения вместо двух, то получим такую схему.

00\01\01\01

  Это тоже метрическая схема четырёхстопного ямба с пиррихием в первой стопе. Но если взглянуть на эту схему и попытаться определить ритмическую структуру, то выйдет такая схема.

0001\01\01

  Здесь получилось три ритмических образования вместо четырёх метрических. На этом примере я вам пытался объяснить, что не всегда метр и ритм совпадают, даже в силлабо-тонике. Влияние на структуру ритма оказывают не только метрические принципы, основанные на принципах силлабо-тоники, но и паузы, цезуры, рифма, фонетические факторы, синтаксическая составляющая, словоразделы и т.д.

  Например, рассмотрим схему дольникового четырёхиктного логаэда.

10\100\10\10

  Казалось бы всё здесь ясно - обычный логаэд, состоящий из стоп хорея и дактиля. Первая стопа хорей, вторая – дактиль, третья – хорей, четвёртая – хорей. Но давайте представим, что в такой строке есть женская рифма  после второй стопы. Обозначу её так - \\

     Ноют кости к закату дня
     Были гости умней меня.

10\10\\01\01

  Видите, что получилось при употреблении внутренней рифмы. Вместо дольникового логаэда, логаэд стал силлабо-тоническим. Первая стопа хорей, вторая – хорей, рифма, третья стопа ямб, четвёртая – ямб. И такой логаэд уже не будет дольниковым, так как все стопы двусложные. А метр хорей после рифмы меняется на противоположенный - ямб. Хоть в общей схеме ударных и безударных слогов ничего не изменилось, и она осталась прежней. Кто-то из теоретиков называет такие конструкции хориямбами. Но я придерживаюсь позиции, что это логаэды, имеющие силлабо-тоническую основу. И структура метра и ритма в них не совпадает из-за таких моментов, как паузы, которые не берутся в расчёт в стопной системе.

  Этот пример так же иллюстрирует, что и в переходной основе логаэдов можно не выделить стопы, отталкиваясь от стопных принципов силлабо-тоники. И что стопная система для анализа логаэдов неприемлема. На этот счёт есть работы, в которых описаны законы образования ритмических конструкций.

  Теперь рассмотрим акцентную основу логаэдов. Здесь кроме силлабо-тонических принципов и законов образования ритмических конструкций вступают в силу ещё и законы фразовой акцентуации. То есть, ударение может падать не на каждое слово, а на одно находящееся во фразе. И чтобы разбить акцентный логаэд на стопы, нужно придерживаться всех трёх принципов. Занятие это довольно сложное, нужно хорошо знать основы всех трех принципов, чтобы суметь правильно разбить на стопы акцентный логаэд.




6) Пропуски ударений в логаэдах

  И вот теперь мы  добрались до момента, который вызывает массу споров. Да, любой пропуск ударения в логаэдах - это нарушение метра. Но они, как ни странно, допустимы. В логаэдах нарушение метра не всегда сопутствует нарушению ритма. Об этом тоже, наверное, стоит поговорить подробно. Нарушения метра в логаэдах чаще всего приводят к нарушению ритма, кода эти пропуски ударений встречаются на стыках разносложных стоп. Но это не всегда так, бывает, структуру ритма поддерживают паузы, словоразделы, конструкции фраз, акцентуация фраз, смысловое значение фраз. А бывает, что эти же моменты рушат ритм.

   Давайте для примера возьмём такую схему
100\10\10\10\10- дольниковый пятииктовый логаэд дактиля и хорея.
И сделаем в этой схеме пропуск ударения в третьей стопе.

100\10\0010\10 –

Метр изменился однозначно. Появилась стопа третьего пеона. А вот ритм никак не пострадал, так как хорей и третий пеон вполне совместимы. И в хорее довольно часто встречаются такие конструкции.
А теперь давайте в изначальной схеме сделаем пропуск ударения во второй стопе, на стыке разносложных стоп.

1000\\01\01\01\0

  И положим, есть четырёхсложное слово, после которого возникает пауза или начинается фраза с новым смыслом (анжамбеман). Этот момент я обозначил так - \\. Отсюда мы видим, что новая фраза после паузы начнётся с ямба и все остальные стопы перестраивает в ямб. Вот это и будет нарушение ритма. Но его может и не быть, если этой паузы или смены смысла фразы не будет. А будет пауза в нужном месте, после третьего слога. То есть, пропуски на стыке разносложных стоп могут привести к сбоям ритма, а пропуски ударения в равносложных стопах к сбою ритма не приводят. А вот метр меняется в любом случае. Но стоит понимать, что пропуски ударений допустимы для логаэдов в небольшом количестве.

  Далее я опишу основные принципы, когда пропуски ударений приводят к сбою ритма, а когда нет.

  Пропуски ударений в логаэдах недопустимы: в первой стопе – это нарушает равносложность анакрузы, если вторая стопа является неравносложной первой и в рифменной стопе. Так же недопустимы в логаэдах, имеющих акцентную основу. Когда эти пропуски ударений попадают на стыки стоп, содержащих три и более безударных слога.

  Так же пропуски ударений недопустимы на стыках разносложных стоп, когда изменения метра вызывает изменения ритмических конструкций.

  Пропуски ударений возможны на стыках разносложных стоп, когда изменение метра не вызывает изменение ритмических конструкций. В данных случаях стоит рассматривать конкретную ситуацию, исходя из законов образования ритмических конструкций и законов фразовой акцентуации.

  Пропуски ударений в логаэдах допустимы на участках равносложных стоп, если это не первая стопа и если стопа не является стыковой с неравносложной стопой.

  Как я написал выше, при пропуске ударений на стыке разносложных стоп стоит руководствоваться законами образования ритмических конструкций. Давайте рассмотрим пример, где лексическая составляющая меняет метр и ритм логаэда.

Я разлуку гребу верстами,
И ночами – до жути  тошно…
Пополам рассекли местами,
Нежным взглядом неосторожно

Схема этого логаэда будет такой:

001\001\010

Кроме последней строки. Здесь ослаблена вторая сильная доля. В следствии чего, полусильное ударение в слове неосторожно, падающее на букву Е, переходит в разряд сильного. И схема вместо такой:001\001\01\0. Получается вот такая: 001\01\001\0. Видите, что вышло: первая стопа анапест, вторая - ямб, третья - анапест с женской рифмой. То есть, анапест с ямбом поменялся местами, что привело к нарушению метра и ритма. Тема эта довольно интересная и чтобы её понять, нужно ознакомиться с законами образования ритмических конструкций.

  В русской поэзии встречаются формы, в которых очень сложно определить принадлежность к какому-либо определённому размеру. В частности, в стихотворении Чичибабина невозможно определить относится оно к логаэдам или к двустопному первому пентону. Момент этот происходит из-за равномерного содержания логаэдических строк и строк первого пентона, которые образовались в результате пропуска ударений в логаэдическом размере.

x x x

Кончусь, останусь жив ли,-
чем зарастет провал?
В Игоревом Путивле
выгорела трава.
Школьные коридоры -
тихие, не звенят...
Красные помидоры
кушайте без меня.
Как я дожил до прозы
с горькою головой?
Вечером на допросы
водит меня конвой.
Лестницы, коридоры,
хитрые письмена...
Красные помидоры
кушайте без меня.

(с) Б.А.Чичибабин

  Чтобы понять, как это происходит, нужно подробно рассмотреть метрическую схему.

100\10\10
100\10\1
10000\10
10000\1

  Вот схема первого четверостишия. Первые две строки написаны логаэдом. Первая стопа – дактиль, следующие  две стопы хорей с женской и мужской рифмой.  Дольниковый трёхиктовый логаэд. А третья и четвёртая строки написаны двустопным первым пентоном с женской и мужской рифмой. Причиной образования первого пентона стал пропуск ударения во второй стопе. Первые строки задают ритм и пропуски ударений больше воспринимаются, как логаэд, нежели, как пентон. Но если рассматривать всё стихотворение, то можно заметить, что есть строки, которые читаются предпочтительней пентоном. И если сделать анализ полностью, будет понятно, что соотношение этих строк в тексте равно друг другу. То есть, пятьдесят процентов логаэдических строк и пятьдесят процентов пентонических. Вот такие тексты можно условно называть расшатанными логаэдами.  Но условность эта в одинаковой степени относится и к пентону. Следствием чего является условное отношение к обоим размерам.





7) Сверхсхемные ударения в логаэдах.

 Сверхсхемные ударения в логаэдах недопустимы. Возможны полусильные ударения в трёхсложных стопах и стопах большей величины.  Если полусильное ударение в этих стопах по какой-то причине переходит в разряд сильного, то это является нарушением метра и ритма. Чтобы до конца понять этот вопрос, стоит ознакомиться с работой Гаспарова и Скулачевой, об атонации односложных и двусложных слов. А так же с законами фразовой акцентуации. Расписывать  подробнее эту тему не вижу смысла, всё уже давно написано и сформулировано.




8) Внутренняя рифма в логаэдах.

  Русские логаэды довольно часто имеют внутреннюю рифму. В каких-то случаях внутренняя рифма является моментом, который позволяет произвести смену ритма в логаэде. Пример тому рассмотрен выше, это смена направления ритма с помощью рифмы в дольниковом логаэде, и смена его основы на силлабо-тоническую.

Ноют кости к закату дня
 Были гости умней меня.

 10\10\\01\01

Могут быть и конструкции логаэдов с силлабо-тонической основой, где внутренняя рифма служит для смены направления ритма. Например, такая схема:

001\001\\100

 Пример приводить не стану, схема довольно распространенная:  первая стопа анапест, вторая – анапест, рифма, третья стопа дактиль.

  Но как относится к моменту, когда рифма служит образованием логаэда.  А никак. Если внутренняя рифма является единственной усечённой стопой размера, то такой размер логаэдом не будет. Чтобы вы поняли, о чём я говорю, проиллюстрирую это наглядно. Допустим, что у нас есть трёхстопный дактиль с женской рифмой.

100\100\10
100\100\10

 И мы решили сделать из дактиля логаэд, объединив строки.

100\100\10\\100\100\10

  Видите, что вышло, третья стопа, которая является рифмой, стала не дактилем, а хореем. Вот такие случаи логаэдами не являются. Этому есть простое объяснение.  Рифма, а вернее рифменное ожидание никак не влияет на смену ритма. И доказательством тому служит, к примеру, тот же дактиль с женской рифмой. То есть, если взглянуть на схему трёхстопного дактиля с женской рифмой: 100\100\10, то последняя стопа будет хорей. Станете вы считать это логаэдом – конечно нет. И стопа эта дактиль, хоть одного слога и не хватает.

  Коротко: есть такое понятие, как рифменное ожидание. Это ожидание не связано ни с ритмом, ни со временем. Это процесс, происходящий в мозгу человека. Мозг запоминает созвучие и ждёт его повторения. Этот процесс искусственно развит у человека. Например, раньше на Руси стихи не рифмовали. И воспринимались они так же хорошо. А вот когда наш мозг приучили искать эти созвучия, тогда уже без рифмы стихи не воспринимаются полноценными. И количество послеударных слогов, никак не влияет на размер стихов.

  Итог: если рифма равносложна ритмической конструкции, то такая рифма не влияет на метр и ритм в логаэде. Пример:

01\01\001\\001 – ямб, ямб, анапест, рифма, анапест.

А если внутренняя рифма не соответствует равносложности с ритмической конструкцией, то такая рифма меняет ритм и метр логаэда. Пример:
01\010\\01\001 –  ямб, амфибрахий, рифма, ямб, анапест. Как видите, схема одна и та же, но в первом случае рифма не влияет на структуру логаэда, а во втором – влияет.




9) Цезура в логаэдах.

  Точно по таким же принципам, как и внутренняя рифма, действует в логаэдах цезура. Здесь приведу пример.

Вновь ростки, как всегда, стремятся к свету,
Каждым нежным цветком рождая утро.
Сны, несущие боль, ушли с рассветом.
Сколько бед перенёс, усталый путник?

© Copyright: Виктор Дванольодинвосем

Написал автор это стихотворение в размере Фалеков гендекасиллаб. Это подражание силлабо-метрической системе и античным размерам.

10\100\1\\ 010\10

В схеме наглядно видно, как цезура в третьей стопе меняет ритм и метр. То есть, не совпадает с окончанием стопы и разбивает стопу ямба на ударный и безударный слог. В следствии чего, образуется один безударный слог, и стопа амфибрахия. И если не брать в расчёт цезуру, можно представить такую схему:

10\100\10\10\10

Но она не будет верна ритмическому и метрическому строению стиха. А верна она будет строке В. Брюсова, который в своем стихе,  тоже в размере Фалеков гендекасиллаб, в одной строке допустил сдвиг цезуры.
“Ты двойной предаваться жаждешь страсти"
Вот в этом примере я показал, как цезура меняет метр и ритм в логаэде. А в следующем примере цезура меняет направление ритма.

По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким -
За плащом – рдяным и рваным. (М. Цветаева)

Схема будет такой:

001\\100\10

То есть, стыкуются встречные метры анапест в первой стопе и дактиль во второй. А в следующем примере цезура не меняет ритм и метр.

Только выше стал потолок и ярче,
Осветились вдруг по углам предметы, (Завьялов)

001\01\\001\010
001\01\\001\010

Здесь первая стопа анапест, вторая – ямб, цезура, третья – анапест, четвёртая – амфибрахий. Как видим, цезура попадает на конец ритмического образования (ямб) и изменения ритма и метра не происходит.




10) Логаэды с синкопированной рифменной стопой.

  Вопрос этот достаточно спорный. Кто-то считает логаэдами размеры с одной синкопированной рифменной стопой, а кто-то нет. Проанализировав множество статей, я всё же пришёл к выводу: что такие размеры являются логаэдами. А дело вот в чём. Синкопированные рифменные стопы с конечным ударным слогом могут иметь наращивание после ударного слога. Что бесспорно приводит к изменению ритма стиха. Пример:

001\001\0010 – трёхстопный анапест с женской рифмой.

001\001\010 – вот здесь третья стопа синкопирована до ударного слога и увеличена после ударного слога (женская рифма). И третья стопа получилась вместо анапеста амфибрахием. В первой схеме, с увеличением анапеста в связи с женской рифмой, ударный слог остаётся на месте. 001 – 0010. А вот при синкопировании стопы он смещается.  0010 – 010. Что и меняет структуру ритма.

И засим, упредив заранее,
Что меж мной и тобою – мили,
Что себя причисляю к рвани,
Что честно моё место в мире. (Хвала богатым, 1922)

Вот этот пример иллюстрирует вышеупомянутую схему. И давайте,  теперь представим логаэд, состоящий из стоп ямба, с синкопированной рифменной стопой. К примеру с такой схемой:

01\01\\1

Оставь мечту – стоп,
Горит другой свет.

Думаю, почти все однозначно скажут, что это логаэд. И вот различий принципиальных я в этих примерах не вижу. Здесь так же синкопирована рифменная стопа ямба. Как и в предыдущем примере. Только в стопе ямба один безударный слог, вот и выходит, что два ударных слога оказываются рядом, в следствии чего возникает цезура.




11) Противоположенные метры в логаэдах.

  Явление это довольно часто встречается в русских логаэдах. Начну с того, а что же такое противоположенные метры. Все метры, существующие в русской поэзии, относятся к трём типам: это чётные кратные метры, нечётные кратные метры и некратные метры.

Чётные кратные  метры – это метры в которых ударный слог занимает чётную позицию. (ямб, второй пеон, четвёртый пеон)

Нечётные кратные метры – это метры в которых ударный слог занимает нечётную позицию. (хорей, первый пеон, третий пеон)

Некратные метры – это метры число слогов в которых не кратно двум. (дактиль, амфибрахий, анапест, пентон)

Все эти метры можно разделить на две группы: дружественные и недружественные. Дружественные метры сочетаются в пределах одной строки более гладко, без употребления пауз и рифм. Их можно разделить на две группы: (ямб, второй пеон, четвёртый пеон, анапест, амфибрахий, второй пентон, третий пентон, четвёртый пентон) и ( хорей, первый пеон, третий пеон, дактиль, амфибрахий, первый пентон, третий пентон, пятый пентон).

Недружественные метры (противоположенные) – сочетаются в пределах одной строки с употребление пауз и внутренних рифм.  Это какие-либо метры из разных дружественных групп. Например, ямб и хорей, или дактиль и ямб. Если вы заметили, то амфибрахий и третий пеон относятся к обеим дружественным группам. И дружественными будут, как одной, так и другой группе. Выше мы уже рассматривали примеры противоположенных метров, которые встречаются в строке:

Ноют кости к закату дня
 Были гости умней меня.

 10\10\\01\010

По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким -
За плащом – рдяным и рваным. (М. Цветаева)

Схема будет такой:

001\\100\10

  Так же противоположенные метры встречаются в пределах строфы. Например:

Речи погасли в молчании.
Слова – как дымы.

Сладки, блаженны касания
Руки незримой.

Родина наша небесная
Горит над нами,
Наши покровы телесные
Пронзило пламя. (А. Герцык, 1910)

Схема здесь будет такой:

100\100\100
01\010
100\100\100
01\010

Здесь нечётные строки трёхстопный дактиль, а чётные начинаются с противоположенного метра ямб.




12) Пеонические логаэды

  И по этому поводу тоже ведутся бесконечные споры. А можно ли считать логаэдами, например, сочетание двусложных и четырёхсложных стоп. Или сочетания четырёхсложных стоп различного порядка (вторых и четвёртых пеонов).  Я считаю, что можно.

Урочище под Петроградом. Место гиблое, глухое. (Гольгерц)

0100\0001\01\0100\010

Вообще стихотворение написано вольным ямбом. Но если выдержать ритм так же, как написана первая строка, то будет вполне себе логаэд, состоящий из: второго пеона, четвёртого пеона, ямба, второго пеона, ямба с женской рифмой. Причём в этой строке не содержится ни одного недружественного метра. Все метры являются дружественными. И иметь будет такой логаэд силлабо-тоническую основу.

  Вообще, в пеонических логаэдах четко прослеживается структура ритма, делящаяся на двусложные и четырёхсложные образования. И относить такие стихи к силлабо-тонике, значит полностью отвергнуть существование пеонов в русской поэзии.




13) Полиритмические формы логаэдов.

  В русской поэзии так же встречаются логаэды, состоящие из различных видов ритма. Такие логаэды могут быть только строфными. То есть, строки в строфе написаны различными метрами и такая схема повторяется из строфы в строфу.

От орлов,/ от власти,/ одеял/ и кружевца (акцентный стих)
голова/ присяжного поверенного/ кружится.
Забывши/ и классы/ и партии, (3-стопный амфибрахий)
идет/ на дежурную речь.
глаза/ у него/ бонапартьи
и цвета/ защитного/ френч. (Маяковский)

  Сочетания в строках могут быть различными. Сочетание строк с противоположенными метрами силлабо-тоники, с разносложными стопами в строках, сочетание в строках переходных размеров и силлабо-тоники и т.д. Один из примеров рассмотрен выше – это сочетание разносложных силлабо-тонических метров.

Речи погасли в молчании.
Слова – как дымы.
Сладки, блаженны касания
Руки незримой.


Родина наша небесная
Горит над нами,
Наши покровы телесные
Пронзило пламя. (А. Герцык, 1910)

Схема здесь будет такой:

100\100\100
01\010
100\100\100
01\010




14) Определения

  И так, рассмотрев все возможные виды логаэдов, стоит дать чёткие определения всем встречающимся понятиям.


 Русский логаэд – это стихотворный размер, где схематично упорядочено расположение иктов и межиктовых интервалов различной величины, либо  различной направленности ритма.


  Строчные логаэды – это логаэды, в которых схема расположения иктов и межиктовых интервалов, выстроена в пределах одной строфы и повторяется на протяжении всего стихотворения.


  Строфные логаэды – это логаэды, в которых схема расположения иктов и межиктовых интервалов, выстроена на соответствии строения строф, повторяющихся в стихотворении, но не имеет строчного строения схем внутри одной строфы.


  Силлабо-тоническая основа логаэдов – это равносложное состояние межиктовых интервалов во всех строках логаэда, но не обязательно равное между собой построчно.


  Переходная основа логаэдов – это колебание межиктовых интервалов от ноля до трёх слогов. Может быть дольниковый логаэд, с колебанием межиктового интервала в один - два слога. И тактовиковый логаэд, с колебанием от ноля до трёх слогов.


  Акцентная основа логаэдов – это колебание межиктового интервала без всяких ограничений, в пределах  четырёх слогов и более. (Акцентный логаэд)


  Полиритмическая основа логаэдов – это логаэд, в котором одна и более строк строфы написаны отличными ритмами и соблюдён строфный принцип  логаэдов. (Полиритмический логаэд)


  Пеонические логаэды – это логаэды, содержащие в свое основе образования хорея или ямба с различными формами пеонов. Либо сочетания различных форм пеонов. Пеонические логаэды имеют силлабо-тоническую основу.


  Логаэды с синкопированной рифменной стопой – это логаэды, образованные из силлабо-тонических размеров, имеющих конечный ударный слог в стопе. Где единственное сикопирование происходит перед ударным слогом рифмы и может составлять от одного до трёх безударных слогов. (Относятся к переходной основе)


  Дружественные метры – это метры, относящиеся к одной группе.

Первая группа: (ямб, второй пеон, четвёртый пеон, анапест, амфибрахий, второй пентон, третий пентон, четвёртый пентон)

Вторая группа: ( хорей, первый пеон, третий пеон, дактиль, амфибрахий, первый пентон, третий пентон, пятый пентон).


  Противоположенные метры (обратные) – это метры, относящиеся к различным дружественным группам.

Чётные кратные  метры – это метры в которых ударный слог занимает чётную позицию. (ямб, второй пеон, четвёртый пеон)

Нечётные кратные метры – это метры в которых ударный слог занимает нечётную позицию. (хорей, первый пеон, третий пеон)

Некратные метры – это метры число слогов в которых не кратно двум. (дактиль, амфибрахий, анапест, пентон)


  Метром в логаэдах является икт (ударный слог).


Размером в логаэдах является совокупность иктов в строке, с указанием характеристики межиктового интервала.  (Дольниковый трёхиктовый логаэд)




15) План анализа ритмического строения русских логаэдов

 1. Ритмическая схема логаэда.
    При возможности с разделением на стопы.

 2.  Классифицировать схему логаэда.
      Может быть строчной и строфной. Строчные схемы бывают перекрёстными и    параллельными.

3. Классифицировать основу логаэда. (характеристика межиктового интервала)
   Может быть силлабо-тонической, переходной (дольниковой, тактовиковой), акцентной и полиритмической.

4. Классифицировать размер логаэда.
    Сюда входит характеристика межиктового интервала, количество иктов. (акцентный трёхиктовый логаэд)

5. Дать полную характеристику с указанием схемы логаэда и указанием схемы рифмовки. ( строчный тактовиковый трёхиктовый логаэд с параллельной схемой и параллельной схемой рифмовки)

6. Сделать анализ ритмической организации логаэда.
Из каких стоп состоит, наличие цезур, внутренних рифм, встречных метров, какие рифмы употреблены, постоянство анакрузы, пропуски ударений, полусильные ударения и т.д.

Пример: Я специально взял полиритмический логаэд, так как он не содержит многих общих классификаций. Таких, как размер, метр, а схема его всегда будет строфной, что указывать не обязательно.

Поспешим
стол небогатый украсить
помидорами алыми,
петрушкой кучерявой и укропом,
чесноком,
перцем душистым и луком,
огурцами в пупырышках
и дольками арбузными. — В янтарном (М. Амелин)

001
100\100\10
001\001\00
01\0001\0001\0

001
100\100\10
001\001\00
01\0001\0001\0

Это полиритмический логаэд. Схему логаэда здесь не укажешь. Так как полиритмические логаэды всегда имеют строфную структуру. Основа в этом логаэде силлабо-тоническая. Так как все строки имеют силлабо-тонический размер. В полиметрических логаэдах размер и метр описываются при подробном анализе.

Вот подробный анализ. Первые строки – это одностопный анапест, вторые строки – трёхстопный дактиль с женской рифмой. Третьи строки – двустопный анапест с дактилической рифмой.  А четвёртые строки – это пеонический логаэд, состоящий из стопы ямба и двух стоп четвёртого пеона с женской рифмой. В стихотворении использован противоположенный метр дактиль. Он противоположен и анапесту и ямбу и четвёртому пеону.

Для примера разберу не полиритмический логаэд.

Не ищу я больше земного клада,
Прохожу все мимо, не глядя в очи,
И равно встречаю своей прохладой
Молодых и старых, и дни, и ночи. (А.Герцык, 1910)

Схема будет такой:

10\10\100\10\10
1000\100\10\10
10\10\100\10\10
0010\100\10\10

Логаэд написан с использованием строчной схемы. Основа данного логаэда -переходная. Содержит межиктовые интервалы в один-два слога. Значит этот логаэд дольниковый. Это строчный дольниковый пятииктовый логаэд. Состоит данный логаэд из двух стоп  хорея, стопы дактиля и двух стоп хорея.  В стихотворении использована женская перекрёстная рифмовка.  Во второй строке на стыке разносложных стоп пропущено ударение, но ритм оно не нарушает. Так же в четвёртой строке ослаблена первая сильная доля, на ритм логаэда это тоже не влияет.




16) Литература

Литературная энциклопедия. М., 1929—1939.
Гаспаров М. Л.. Очерк истории европейского стиха. М., 2003.
Цисык А. З., Шкурдюк И. А.. Античная метрика. Минск, 2004.
Антощенков Г. Н. Дольники в системе русского стихосложения /\ Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 185-191
Жирмунский В. М. Введение в метрику // Он же. Теория стиха Л, 1975 (Глава "Тоническое стихосложение").
Квятковский А. Тактовик. // Он же. Поэтический словарь. М., 1966. С. 295-299.
Гаспаров. М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. (Гл. "Сравнительная метрика" и "Лирические жанры"). М., 1996.
Федотов. О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М., 1997.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.
Юрий Орлицкий Вослед Алкею и Сафо (современный русский логаэд)

Литературный энциклопедический словарь /Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987.
Антощенков Г. Н. Дольники в системе русского стихосложения /\ Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 185-191
Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
Владимир Плунгиан Об одном «незамеченном» типе русского стиха: логаэдический пеонический дольник .
Бейли Дж. 1968.Основные структурные признаки русских литературных размеров
/ Пер.с англ. //
Иванов, Вяч. Вс. 2004. Безударные интервалы у Бродского //
Вяч. Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том III.
Мухин, А.С. 2002. Структура и эволюция ритмики правильных трехиктных дольников  А. Блока
Харлап М. Г. Стих и музыка / Публ. А. М. Гришиной; Вступ. ст. А. М. Гришиной, М. Л. Гаспарова //
Харлап М.Г. О понятиях “метр” и “ритм”. // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. Отв. ред. Л.И.Тимофеев. М.: Наука, 1985, с. 11-29


Рецензии
Ас, добрый вечер!
Большая серьёзная работа. Осилила вдумчиво в несколько приёмов:)
Спасибо Вам!

Рыжая Ляля   08.02.2019 20:04     Заявить о нарушении
П. 9. – о цезуре в логаэрдах - очень интересен.

Возник вопрос.
Ваш пример схемы на стихи:
(И засим, упредив заранее,
Что меж мной и тобою – мили,
001\001\010 – вот здесь третья стопа синкопирована до ударного слога и увеличена после ударного слога (женская рифма). И третья стопа получилась вместо анапеста амфибрахием.) - цитата

Вопрос: А почему бы здесь не оказалось анапеста и ямба с женской рифмой? со схемой:
001\001\01\0
---
Ещё:
п. 4 . проверьте схему в предпоследней строке.
И было скучно.
И было снежно.
Снег беззвучный
Растаял нежно. (Я. Годин)

01\010
01\010
10\010 – в строке 4 слога!
01\010

Рыжая Ляля   08.02.2019 20:06   Заявить о нарушении
Ляля, вопрос о клаузулах рифмы - это ещё одно доказательство несостоятельности силлабо-тонической теории. На самом деле по теории там должен ямб, но теория сама себе противоречит, называя вот это 010 амфибрахий. Просто перед господами теоретиками встал вопрос, когда они создавали теорию: куда же девать клаузулу в рифме. Ну вот смотрите, взять например четырёхстопный ямб с женской рифмой.

01\01\01\01\0

Господа теоретики выдумали правило, что рифменное окончание не входит в размер. Вот этот самый последний слог. Но тут возникает вопрос: если он есть в строке, то почему он не участвует в организации ритма? А знаете почему? Да только потому, что силлабо-тоническая теория несостоятельна. И господам теоретикам пришлось выдумывать вот такие глупости, чтобы получился четырёхстопный ямб. Если бы они не выдумали такое, то было бы три стопы ямба и одна стопа амфибрахия. А при таком условии вся их теория рушится. На самом деле так и есть - три стопы ямба и одна амфибрахия. Вот они сами пишут, что трёхсложная стопа с ударением на второй слог - это амфибрахий. Но тут почему-то они её считают ямбом. Вообще, такая же история получается с пеонами. В одном месте - это пеон, а в другом ямб или хорей с пиррихием. Ну как можно взять и один слог отделить от остальной строки? Типа он не при делах и висит в воздухе, не имея отношения к ритму и метру.

Про пункт 4 я знаю. Там всё дело в, так называемых, согласных слогах. То есть в сочетании согласных, которые образуют гласный звук. Да он немного короче обычных гласных слогов, но всё равно он компенсирует отсутствие гласного слога. Многие авторы их не учитывают в своих стихах, но фонетика говорит, что они есть, а значит с ними нужно считаться. Чтобы вы поняли, о чём я говорю, напишу примеры - театОр, сентябЫрь, безЫвучный. Употреби автор в том месте слово без такого сочетания согласных, очень бы сильно чувствовалась ритмическая неровность. По этому поводу спорили много. Считать ли такие моменты за слог или нет. Но фонетика даёт на это чёткий ответ - слог этот есть и от него никуда не деться. А стихи - это не буквы на листочке, а в первую очередь звук во времени. А раз так, то не имеет значения сколько там грамматических слогов, значение имеет лишь то, сколько их там звучит - а это и есть фонетика.

Ас Пупкин   08.02.2019 21:36   Заявить о нарушении
Ас, теория стихосложения, создавалась на основе особенностей языка и ритмических акцентах произносимых фраз.
Теория – продукт анализа созданного ранее материала, и она носит прикладной характер. А потому всегда будет обогащаться чем-то, возможно, и чем-то новым в том числе.
Сопоставлять ее с математикой, физикой - бессмысленно и потому хотеть точности нецелесообразно.

Схемы 01\01\01\01\0 и 01\01\01\010 показывают некую гибкость трактовок графического отображения, но в строке они не нарушают ни ритм, ни рифму. Как звучала строка, так она и будет звучать.
По сути, единственным строгим требованием теории является запрет переакцентуации.
А слоги кто-то отделяет(подвешивает) только на схеме, в реале всё звучит так, как и звучало.

Рыжая Ляля   09.02.2019 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.