Жизненное призвание - самообразование

Известный поэт-иронист Владимир Вишевский (прославившийся как мастер стихотворений объемом всего в одну строчку – ничего лишнего!) однажды признался в одном из интервью, что своим литературным, да и жизненным успехом обязан одному-единственному правилу, четко усвоенному с юности: «Делай только то, что тебе по-настоящему нравится, но зато уж делай это с полной самоотдачей». Правильно? Да, совершенно верно.

А теперь попробуйте-ка сравнить этот прагматичный девиз с так называемыми образовательными стандартами, централизованно и механично насаждаемыми по всей вертикали государственных образовательных учреждений. Сколько там всякой случайной и бесполезной дребедени! Сколько ханжеского лицемерия! Увы, никакому учету это количество не поддается – ну разве что только в пресловутых академических часах. Но ведь далеко не все часы указывают точное время, – и ни одни часы не покажут, как именно надо жить.
 
Нынешнюю российскую систему образования не критиковал только ленивый. (Недостаточно критики – значит, чересчур много лодырей, взращенных этой самой системой.) Обезличивающий шаблон, уравнительный стандарт, тотальная нивелировка давно уже стали базовыми  основами официальной «образованщины» (многие ли сейчас способны припомнить этот емкий термин, сформулированный еще в советскую эпоху ее справедливым и беспощадным критиком Александром Исаевичем Солженицыным?). Что требуется в наши дни от рядового, усредненного школяра, будущего студиозуса? Будь готов к ЕГЭ – а в остальном хоть ни бум-бум. Такие краеугольные камни обучения воистину боком выходят учащимся!

Конечно, не хотелось бы портить, так сказать, традиционное праздничное настроение многочисленным преподавательским кадрам школ и вузов (о кое-как влачащих существование «среднеспециальных» училищах лучше уж вовсе не упоминать, дабы не наводить слишком очевидную тень на шаткий парадный плетень), однако и разыгрывать показной энтузиазм тоже негоже. Да и вообще, скажите честно, коллеги: неужто 1-е сентября для вас и в самом деле праздник – с вашей-то громадной нагрузкой и мизерной зарплатой, с кучей-малой отчетной писанины и минимумом личностных контактов между вами и школьными классами (или студенческими аудиториями), с чванливыми замашками большинства директоров и ректоров – и, наконец, с общим корыстным душком коммерциализированных «образовательных услуг» (позорное клеймо из федерального закона об образовании), насквозь пронизывающим былые храмы науки и рассадники знания, превратившиеся сейчас в заурядные бюджетные структуры или, точнее говоря, в неуклюжие механизмы по еще одному, в стиле Остапа Бендера, относительно честному способу отъема денег? А ведь когда-то, не так уж и давно, многое было совершенно по-другому... Я еще застал эти времена. Как же мы с тех пор дошли до жизни такой? И неужели эта жизнь так никого и ничему не научила?            

Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
Поучения выслушивать доколе?
«Школа нищая, так вы уж – бога ради! –
Прикупите-ка рабочие тетради.
Заодно сдавайте деньги на ремонты
И на классные какие-нибудь фонды.
Не забудьте оплатить еще охрану –
И не жалуйтесь, что вам не по карману!»

Ну а в вузах? Там не лучше – там иначе:
«Стали платными отныне пересдачи,
И бюджетных мест число подсократилось.
(Что осталось – это временная милость.)
Методички покупайте методично,
Чтоб в зачетках ваших было всё отлично.
А всего почетней спонсорство, ребята,
В пользу вашего родного деканата!»

Школа жизни дорогого нынче стоит...
Бонз в Минобре это, может, и устроит,
Но родители не столь благоговейны,
Видя, как опустошен бюджет семейный.
Плюс к тому же – вот кручина и досада! –
Отстегнуть на репетиторство бы надо,
Потому что с подготовкой куцей школьной
Не попасть не то что в вуз, а в клуб футбольный. 

Только баллы за ЕГЭ решают дело.
Как начетничество вам не надоело,
Ублажаемые наши педагоги?
С каждым годом всё сомнительней итоги:
Знаний – ноль. Одна формальная зубрежка,
От которой пользы умственной немножко.
С аттестатами выходят недоучки,
На конвейере штампованные кучей.

В общем, школы или вузы – лишь названье,
Если в кризисе таком образованье. 
И педкадры – не пример для молодежи.
(Я-то знаю, потому что сам такой же.)
Но не всё погребено в порочном круге!
Заниматься можно чтеньем на досуге,
Развивать свои природные задатки.
Всё тут будет с мотивацией в порядке. 

Испокон веков на чём успех основан?
Образован – значит, самообразован:
Не морил себя казенщиной рутины,
Сам упорно пробивался на вершины
Всесторонней человеческой культуры,
А не школьной или вузовской халтуры.
Труд и творчество – всех «корочек» важнее!
Вот в чём жизненная главная идея.

31 августа 2017


Рецензии