К вопросу о характере современной поэзии

Современная литература пестра и разнообразна, особенно поэзия. Сегодня очень сложно выделить среди всей этой «массовости» какие-либо течения или проследить тенденции развития поэтического творчества в целом. Наверное, при анализе современной поэзии уместнее будет применить метод индукции, то есть двигаться от анализа творчества отдельных авторов, чтобы прийти хотя бы к минимальным общим выводам.

Тем не менее, постараемся выявить некоторые черты сегодняшней поэзии. На мой взгляд, сегодняшнюю поэзию можно назвать больше ищущей. Сейчас, когда так много разных стилей и способов выражения, много разной информации вокруг не так-то просто определиться и найти свое поэтическое «Я», обрести свой творческий голос и развиваться в этом направлении.

Некоторые поэты в связи с этим ищут истоки мастерства и вдохновения в классике. Особенно это заметно например, в творчестве Маргариты Минккевич, Дины Дозоровой, Киреева Леонида, яСлышу и др. Причем, у них довольно хорошо это получается. Данные авторы даже обращаются к классическим образам и выражениям. В плане смысла в их творчестве доминируют как обще-философские мотивы, так и социально-исторические темы. В нашем веке такой подход тоже необходим, так как позволяет вспомнить о прежних канонах и ценностях литературного искусства, а также возвращает к извечным жизненным темам.

Но, если одни ищут свои творческие методы в произведениях классики, другие, например, стараются максимально отдалиться от нее и всем своим творчеством стараются выразить что-то совершенно новое и даже нестандартное. Так возникает тенденция к перетрактовке самого понятия рифма и даже временами к полному отказу от нее и устоявшихся поэтических правил. И в этом тоже есть свои преимущества, поскольку таким образом расширяется простор для выражения своих мыслей и чувств. Подобное творчество можно условно назвать «полупрозой». А по смыслу она больше напоминает поток мыслей. И здесь все зависит от глубины и оригинальности мышления авторов. Например, в этом плане достойно внимания творчество Влада Филипенко. Произведения данного автора не пестрят рифмами и порою их вовсе нет, но в них всегда есть смысл и они заставляют читателя задуматься. Возьмем, к слову, его произведение «Молчание». Поток мыслей кажущийся на первый взгляд не очень понятным при «вчитывании» открывает взору любопытные вещи: глубокие истины, что молчание может сказать многое, молчание, в котором содержится и боль, и печаль, и стремление изменить мир к лучшему, и даже внутренний духовный монолог («Молчу над берегом Невы»). Все это заставляет вдумчивых читателей возвращаться к творчеству этого автора, чтобы снова открыть что-то глубокое и интересное. Особенно хороши его размышления на нравственно-философские темы («Кто мы», «Успеть», «За что вы боретесь на самом деле люди» и др.). В произведениях таких авторов преобладает смысл, а не техника.

Следующая группа поэтов отличается тем, что стремится найти золотую середину между техничностью и оригинальностью стихотворного творчества. Поэтому поэзия данных авторов отличается относительным соблюдением правил стихосложения, например, возможны небольшие сбои ритма, местами неточные рифмы. Но характерной особенностью при этом является оригинальность поэтических тем, выражений и что самое примечательное – синтез классического поэтического искусства с поиском новых современных стилей и средств выразительности. Из поэтов такого рода можно особо выделить Павла Авдеева – интересного и перспективного автора современности (он, к сожалению, пока закрыл свою страницу на Стихи.ру, но можно ознакомиться с его произведениями на сайте Поэмбук: https://poembook.ru/id106485). Его творчество обладает таинственной поэтической притягательностью, оно как морская пучина, загадочное и завораживающее.  Автор живо и эмоционально описывает явления окружающего мира, обнажает самые болезненные пороки и проблемы социума, через изображение душевных переживаний лирического героя «вскрывает общественные нарывы» без прикрас как есть, честно и поэтически метко. По смыслу и настроению стихотворения Авдеева могут показаться мрачными, унылыми. Но здесь все сложнее. Поэт просто выступает как наблюдатель, он пишет то, что видит и чувствует. Но его стихи не только наблюдательские, они приоткрывают завесу истины. Одно из таких, например, стихотворение «Каждый». Оно не только по смыслу, но и технически очень гармоничное, что делает его смысл более острым:

Взгляд потухший, блеклый.
И я далеко не первый,
Из тех, кто попал в петлю времени.
И тошнит уже от этого бремени.

Автор показывает отчаяние лирического героя, его потерянность в мире миллионов таких же людей. Не менее сильными также по характеру философичности, меткости, жизненности являются стихотворения «В этом мире…», Время – смерть», «Актеры» и др. Но герой Авдеева Павла не просто делится своими переживаниями и мыслями, он – выразитель настроений своего времени. Через него автор поднимает такие актуальные проблемы современного общества как бедность, отчужденность людей друг от друга, равнодушие к ближнему, поиски своего места в жестоком мире социального неравенства и др. Авдеев Павел даже может быть представителем неодекаданса в литературе. Автору, конечно, есть над чем работать, но его творчество – это поэзия, поскольку в нем есть магия и грация слова. Так что его вполне можно назвать перспективным начинающим поэтом современности.

Продолжение следует…

Уважаемые авторы-поэты! Если творчество кого-то ещё не успел рассмотреть, прошу немного подождать. Произведения тех, кого рассмотрел не в полной мере, ещё в работе. И просьба ко всем читателям: пишите, делитесь мнениями и о современной поэзии, авось вместе найдем то, что ищем.


Рецензии