Золотая баба
o~~o~~o~~o~~o~~o~~o~~o
У Лукоморья дуб зелёный
златая цепь на дубе том
и днём и ночью кот учёный
всё ходит по цепи кругом
идёт на право - песнь заводит
налево - сказку говорит…
Александр Сергеевич Пушкин слышал от Арины Родионовны рассказы о Золотой бабе, возможно, именно они стали движущей силой при написании этих строк.
o~~o~~o~~o~~o~~o~~o
Предания о Золотой Бабе
В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.
В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.
Еще в Средние века европейцы сообщали из России о божестве по имени Золотая баба. Ей якобы поклоняются русы на самом севере Европы. Эти предания живы и сегодня.
Первые упоминания о Золотом идоле Севера содержатся в исландских сагах, в которых западноевропейские христианские монахи описали похождения многочисленных в то время банд безбожников-варягов. В них утверждается, что бандиты с IX по XII в. совершали налеты на могущественное царство Биармия или Бьярма, простиравшееся от Белого моря до Урала и верховьев Камы Саги рассказывают о Золотом идоле по имени Юмала. о сказочных богатствах окружающих храм этой богини:
«Наружность храма была обложена золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окрестность. На скульптуре богини внутри храма было ожерелье в несколько фунтов золота, венец на голове осыпан был драгоценными каменьями, а на коленях стояла золотая чаша такой величины, что четверо богатырей могли утолить из нее жажду Наконец одежда на истукане была такая, что цена ее превышала богатейший груз трех кораблей плавающих по морю Греческому».
Как такому сказочному описанию не запасть в пустую душонку тех, кто живет воровским промыслом? И такие, конечно, нашлись.
Это были Карли, человек богатый и знатный, один из придворных короля Норвегии Олафа, и его брат Гунштейн. Братья наняли для похода известного разбойника Торира по кличке Собака. Последний снарядил для этой цели большой корабль, на котором поплыли еще 80 человек его шайки.
Подойдя к устью Двины, для отвода глаз, поторговали. А ночью решили напасть на храм Юмалы, который находился неподалеку в дремучем лесу.
Шесть сторожей охраняли ночью тот храм, сменяясь по двое в каждую треть ночи. Викинги напали на храм именно в то время, когда отряд часовых только что ушел, а другой еще не успел прийти на смену.
С самых древних времен существовало поклонение богине-матери …Торир Собака всадил топор в воротище, с его помощью перелез через ворота. Это же сделал Карли, и они впустили сообщников внутрь обнесенного забором пространства. На кургане они набрали сколько могли денег и набили ими карманы. Добрались и до статуи Юмалы. На коленях биармской богини стояла серебряная чаша, полная монет, а на шее висела драгоценная золотая цепь. Собака схватил серебряную чашу с деньгами. Карли прельстился цепью и, пытаясь сорвать ее, так сильно рубанул топором по шее Юмалы, что голова статуи покатилась с плеч долой.
Шум услыхали подошедшие охранники, затрубили в рога. Воры спаслись бегством.
В Европе стали активно писать о Золотом идоле севера после 1517 г., когда был опубликован «Трактат о двух Сарматиях» ректора Краковского университета Матвея Меховского. В нем ученый-географ поведал миру, что «…за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, Золотая баба…».
Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости, не минует идола. Идут с приношениями…
Австрийский посол в России Герберштейн был весьма образованным и любознательным человеком. Изучив русский язык, он прочитал все старинные летописи, делал их переводы. В 1549 г. в «Записках о Московии» он составил карту и пояснил: «За Обью, у Золотой бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые берут начало из горы Камень Большого Пояса (Урал) и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой бабы, называются данниками князя Московского. Золотая баба есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Он стоит на правом берегу… Рассказывают… что этот идол есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына, и что там виден другой ребенок…
Кроме того, уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это так, то, по моему мнению, ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты».
Информация Герберштейна стала первым сообщением о том, что Золотая баба, как оказалось, уже находится за Уралом, на Оби.
Через тридцать лет этот факт подтвердил и итальянец Александр Гваньини в своем сочинении «Описание европейской Сарматии». Он сообщает, что идол находится в низовьях Оби, и ему поклоняются не только самоеды (ненцы), но и народы Югры и другие племена. Он также пишет, что вокруг истукана слышится какой-то громкий рев.
О том же писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году:«Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».
Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?
Великая Биармия
В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.
Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.
На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нем в свои книги.
Русские летописцы нравы древней Перми описывали так: «Поклоняются идолам, жертвы им приносят... издалека приходят, подарки принося... или соболей, или куниц, или горностаев... или лисиц, или медведей, или рысь, или белку... золото, или серебро, или медь, или железо, или олово». Золотом северные земли богаты. Но как быть с алмазами? После недавнего обнаружения под Архангельском месторождения этих драгоценных камней сомнения отпали.
Но шло время и окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки.
Сначала новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя все чаще стали пробираться в когда-то заповедные леса северные. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.
Золотую бабу в очередной раз переместили. И на этот раз - за Урал, спасая богиню от уничтожения в период обращения жителей Великой Перми в христианство. С одним из тех, кто обращал приуральские народы в христианство, Стефаном Великопермским, связано первое письменное упоминание Золотой бабы в русских летописях. Вернее, не с ним, а с его кончиной в 1398 г. Вот выдержка из своеобразного некролога на смерть миссионера: «…Это был блаженный епископ Стефан, божий человек, живущий посреди неверных: не знающих бога, не ведающих законов, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и кудесникам, и волхвам, и деревьям…»
В послании митрополита Симона пермичам 1510 г. тоже упоминается о поклонении местных племен Золотой бабе.
Кто впервые из русских попытался отыскать Золотую бабу и даже оказался однажды вблизи нее, так это казаки из ватаги Ермака, «покорявшие» Сибирь в 1582 г. По рассказам уцелевших участников дерзкого налета на сибирское ханство Кучума, собранным Ремезовым, казаки впервые услышали о золотом идоле от чуваша, перебежавшего в их стан. От него ермаковцы узнали о том, что ханты молятся идолу - «богу литому золотому, в чаше сидит». Позже конный отряд казаков был послан Ермаком на Обь за добычей. Вышли они по безлюдным местам на великую реку и остановились на Белогорье у большого святилища древней богини. Но взглянуть на Золотую бабу, а тем более заполучить ее казакам не удалось - перед приходом сюда отряда богиню со всем имуществом святилища спрятали в недоступном месте. В последующие годы поисками таинственного идола занимались этнографы.
Один из первых исследователей сибирских народов Новицкий безуспешно разыскивал туземных истуканов, сделанных по подобию человека. Ему удалось увидеть одного божка, который имел вид доски с носом-трубой, небольшими рогами на голове и золотой грудью. При крайней необходимости ханты «отнимали» у идола кусочки золота, и это действительно помогало им выжить в трудную годину. Однако Новицкий знал о существовании и другого антропоморфного идола, но аборигены прятали его.
Так продолжается вот уже четыре столетия: таинственную богиню не удается увидеть никому из исследователей, хотя в ее существовании у них сомнений нет. Так кто же она такая, чей образ запечатлен в ней? Как золотая скульптура попала на север? Почему ненцы, ханты, манси и другие народы считают ее своей богиней?
В течение двадцати лет, с конца 1960-х до конца 1980-х гг., археологи изучали древнее святилище на реке Священный Лес, что в большеземельской тундре за полярным кругом. Здесь были найдены предметы как 11-1 тысячелетий до н.э., так и принадлежавшиек первым векам нашей эры. Здесь обнаружено несколько сотен деталей или обломков женских украшений. Случайность ли это? Или это было святилище богини? Вряд ли в истории возможны случайные эпизоды и факты, около полутора тысячи лет накапливающиеся вблизи от побережья Северного Ледовитого океана. Но если это так, то не принадлежало ли заброшенное много сотен лет назад святилище богини-матери, которую северные народы называют Золотой бабой?
Ягабаба в переводе с ненецкого означает «речная баба», «речная женщина», «речной предок». Правильнее было бы произносить «яха» вместо «яга», но на современных картах можно найти множество примеров использования обеих форм.
Означает ли это, что русская Баба-яга является ненецкой богиней? Нет. Особенности языческой религиозности северных народов позволяют им при совершении обрядов не «привязываться» к конкретному божеству. Северянин поклоняется, принося дары и жертвенных животных, домашнему или ближайшему к дому идолу, просто «богу». Если охота, например, была неудачной, то виновен в этом, конечно же, «бог». Северянин наказывает своего домашнего идола, избивает, оплевывает его, а иногда и выбрасывает. Поэтому маловероятно, чтобы северяне поклонялись конкретной богине Ягабабе.
Для них Золотая баба была олицетворением самого общего понятия бога как сверхъестественной силы, влияющей на их жизнь.
Кроме того, святилище древней богини на реке Священный Лес уже использовалось для жертвоприношений до прихода сюда ненцев. Это означает, что представления о речной богине существовали у предшественников. А что таковые были, подтверждается и археологическими данными, и исследованиями ученых-языковедов, утверждающих, что множество географических названий по обе стороны Северного Урала принадлежат народу-предшественнику современных ненцев и финно-угорских народов. Например, в названиях рек и озер (гидронимах) это слова, оканчивающиеся на гласный плюс носовой согласный звуки: Надым, Пим, Аган, Ляпин, Сабун, Вымь, Локчим, Ухтым и прочие. Что это был за народ?
Известный востоковед и лингвист Марр еще в 1920-е гг. называл древние народы европейского севера, предшествующие финно-уграм, «северными сарматами» или «руссами». Этих предшественников ненцы называли сиртя. Получается, что задолго до прихода на север ненецких и финно-угорских племен здесь существовал культ «водной, речной богини», воспринятый и адаптированный к собственной культуре пришельцами с Северного Алтая, позже превратившейся в Ягабабу, но уже в виде второстепенного мифологического персонажа.
Даже в современном искаженном образе Бабы-яги соединены несколько главных черт, характеризующих чародейку как представительницу иного мира, мира богов. Во-первых, Баба-яга всегда - старуха, обладающая сверхъестественными возможностями, которыми владеют лишь боги. Она владелица и управительница лесного мира и царства животных, у нее тесные связи со стихиями воздуха и воды. Она связана с плодородием земли. Во-вторых, Баба-яга - повелительница потустороннего мира: живет в избушке на «курьих ножках» - столбах, забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо засовов - человеческие руки и ноги, вместо замка - рот с острыми зубами, в избе - печь с огнем и лопата, летает она в ступе с помелом… Втретьих. Баба-яга - судия. Она решает, кто хороший, кто плохой, от нее зависит, у кого изо рта вместо слов драгоценные каменья будут сыпаться, а у кого - жабы вылетать. За нарушения известных ей законов она наказывает, т.е. вершит правосудие. Словом, она выступает в качестве триединой богини - «и день, и ночь, и красно солнышко» в одном лице.
Еще в середине XIX в. большой знаток и исследователь русской мифологии А.А. Потебня пришел к заключению, что в образе Бабы-яги много сходства с Деметрой, одной из главных богинь древнегреческого пантеона. В мифах она богиня плодородия и земледелия, так же как и Баба-яга благостна к людям, дарительница, в ней отражена известная борьба жизни и смерти.
Охота на Золотую бабу
Завладеть Золотой бабой пытались давно. В поисках сокровищ викинги обшаривали самые отдаленные уголки Восточной Европы. Обычно они выступали при этом под видом купцов. Однажды викингам удалось напасть на след святилища биармов и ограбить его. В нем стояла деревянная копия Золотой Бабы. Подлинник остался для скандинавов недоступным. В XI веке Биармия была покорена русами. Русы в отличие от немцев чужих святилищ не разоряли. Их удовлетворяла обычная дань. Золотая Баба продолжала оставаться главной защитницей биармов. Чем больше крепло христианство, тем нетерпимее оно становилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Это была личность выдающаяся по уму и образованности. Одновременно епископ был суров и непреклонен и горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Летописец бесстрастно сообщает: «Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваяные, издолбленные боги их. В конец сокрушил, раскопал, огнем пожег, топором посек, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам, и на межах, и на перепутьях».
Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вел свою проповедь среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но кумир исчез. Только позднее выяснилось, что его унесли за Уральские горы. В середине XV века московске воеводы начали покорять Северное Зауралье. Самый выдающийся поход они совершили в 1499-1501 годах. Крупная по тем временам рать из 4 тысяч человек во главе с Семеном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимней порой через Приполярный Урал. Лыжники вышли в бассейн Северной Сосьвы и повоевали всю Югорскую землю. Они захватили 42 крепости и колонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков, кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами, найти не удалось.
Границы Московской Руси все дальше и дальше отодвигались на восток и юго-восток. Такой же путь был и у Золотой Бабы.
Чем позднее сообщение о ней, тем далее от древней Биармии мы ее находим. Позднее след кумира затерялся. Землепроходцы в XVII веке исколесили всю Сибирь вдоль и поперек, но таинственный идол в русских документах той эпохи не упоминается. В то самое время, когда иностранцы помещали Золотую Бабу на берегу Северного Ледовитого океана, ее знали значительно южнее.
В конце XVI века волжские разбойники разграбили плывший в Астрахань государев корабль с «казною денежной и пороховою». В схватке был убит царский посол. Терпению Ивана Грозного пришел конец. Казаки, спасая головы, бежали в приуральские окраины государства. Их охотно приняли камские купцы и солепромышленники Строгановы. За Каменным поясом лежало Сибирское царство хана Кучума. Этот потомок Чингисхана то и дело разорял камские селения, уводил жителей в рабство. Прибывшим казакам была поставлена задача – отбить у Кучума охоту к нападениям.
Поход за Камень возглавил Ермак Тимофеевич Аленин. К его казацкому отряду из 540 воинов Максим Строганов добавил 300 своих ратников. Армия сибирского хана во много крат превосходила численность пришельцев и даже имела пушки, привезенные из Казани. Но ничто не спасло ее от разгрома. После нескольких побед осенью 1582 года русские водворились в столичном граде Сибирь. К северу от города они столкнулись с остяцкими идолами. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват Демьянских и Назымских городков. Городки эти лежали в низовьях Иртыша и близ его впадения в Обь. Защитники одной из крепостей оказали ожесточенное сопротивление. Три дня казаки штурмовали ее стены и уже хотели было повернуть обратно. Но тут они услышали рассказ об осаждении от местного чуваша, некогда приведенного воинами Кучума с Руси: «Молятся они Русскому Богу, и тот Русский Бог из литого золота в чаще сидит».
Новость о русском золотом идоле так поразила казаков, что об отступлении забыли. Чуваш вызвался похитить статую и проник в крепость. С нетерпением ждали его возвращения. Но лазутчик вернулся с пустыми руками. Крепкая охрана помешала исполнить задуманное. Когда городок захватили, идол исчез. Выйдя на Обь, Богдан и сотоварищи приблизились к священному для остяков Белогорью. Здесь было «мольбище великое богини древней». За несколько лет до покорения Сибири в Польше уже знали о том, что Золотая Баба – это женщина с ребенком на руках. Белогорский кумир выглядел так же: «нага, с сыном на стуле сидящая». Более поздние источники называют его Золотой Бабой.
Грозна была белогорская богиня. Вот что поведали о ней участники похода: «И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет. Имеет жрецов много и общину великую». Не убоялся Богдан потревожить священный покой, вошел в Белогорье. Тогда повелела владычица угров спрятать свой кумир, а огромное мольбище так укрыла, что пришельцы не смогли его отыскать. Вскоре по возвращении из похода казаки вместе с Брязгой попали в засаду и были истреблены.
Через год к Белогорью вышел хорошо вооруженный отряд Ивана Мансурова. В устье Иртыша воины срубили крепостцу и зазимовали. Большое остяцкое войско обступило укрепление и целый день ходило на приступ. Назавтра осаждавшие принесли богиню, поставили ее под деревом и начали молебен о победе. Русские не стали дожидаться окончания молебна, после которого Золотая Баба должна была явить свою силу. Чтобы не искушать судьбу, ударили по собравшимся из пушек. Одно из ядер достигло цели. Из летописей узнаем: «Древо оно, под ним же стоял бесурменский кумир, разбита на многие части, и кумир их сокрушиша».
Несмотря на заверения летописцев об уничтожении идола, сообщения о Золотой Бабе появлялись и позднее. В начале XVIII века за ней безуспешно гонялись Филофей и Григорий Новицкий, истреблявшие остатки язычества среди зауральских угров.
В XX веке борьба с язычеством была продолжена. Шел 1933 год. В компетентные органы поступил сигнал. Оказалось, что ханты, проживавшие по реке Казым (правый приток Нижней Оби), скрывают Золотую Бабу и поклоняются ей. Битва с «религиозным дурманом» была в самом разгаре. Казымского шамана схватили и бросили в застенок. Через какое-то время специалисты добились необходимых сведений. Предстояло убить двух зайцев сразу – ударить по религиозным пережиткам и пополнить бюджет страны изделием из драгоценного металла. К тайному капищу отправилась группа чекистов. Но тут таежные охотники взбунтовались и перестреляли непрошеных гостей. Расправа была скорой. Новый отряд атеистов уничтожил почти всех мужчин таежного племени. У оставшихся отобрали ружья, чем обрекли их на голодную смерть. Святилище разорили. Что сталось с казымским идолом Золотой Бабы до сих пор остается загадкой.
Почерневшая от времени двухметровая Кызымская богиня, или как ее называют, Золотая баба, наводит страх на реставраторов, так много с ее именем связано тайн, загадок, трагедий. Всяк потревоживший ее покой должен быть готов попрощаться с жизнью и здоровьем.
По преданию, "постоянным местом жительства" Казымской богини являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Ханты и манси верят, что Казымская богиня - иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой - определяет судьбу человека.
С XVI века велись поиски Золотой бабы, а в этом поселке статуя была обнаружена только в 1961 году. Сколько несчастий случилось за время поисков – не перечесть. Пропадали конные отряды, завязнув в болотной топи, гибли десятки вооруженных людей, а местные жители объясняли мистические события гневом потревоженной богини.
Исследователям, обнаружившим статую в 1961 году, тоже пришлось несладко. Один за другим они буквально таяли на глазах, скоропостижно умирая. Однако, согласно поверью, бригада обнаружила не золотую, а деревянную статую, покрытую серебром. «Юильский идол» снова оказался вне досягаемости. Ханты и манси убеждены в том, что статую подменили, и настоящую спрятали на небольшом незаметном острове в окрестностях Юильска, который через некоторое время от резкого подъема уровня воды оказался полностью затопленным.
ЗАГАДКИ ЗОЛОТОЙ БАБЫ
Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской, при устье реки Обиго (то есть Оби). Впрочем, слишком частое упоминание этой богини доказывает, что поклонялись ей во всех славянских землях. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками, отчего она и получила имя Бабы.
Один из этих внуков был, между прочим, сам Святовид. Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой - то тихонько, то погромче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю - и тем надеялся ее умилостивить.
Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры.
Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути.
Знак того, что жертва принята Бабой благосклонно, - падающая звезда. Золотая Баба была также главной среди Рожаниц - богинь судьбы, которые есть у каждого человека, а потом и повивальных бабок, которые помогают разрешиться от бремени. Когда появлялся на свет ребенок, Золотая Баба незримо связывала ему ножки, требуя от отца выкупа.
Если повивальных бабок хорошо награждали (т.е. жертвовали таким образом Рожаницам и самой Золотой Бабе), то ребенок рос здоровым и счастливым, а если нет, мог остаться хромым.
Чехи называли Золотую Бабу Альжбетой, и она была богиней материнского чрева.
Рассказ Герберштейна о Золотой Бабе долго ставил ученых в тупик.
Вот он: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».
Получается, что внутри неродившегося ребенка есть еще одно дитя. Столь маловероятная ситуация разъяснилась после находки в Приуралье бронзовой фигурки богини угров. Из тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выглядывает еще одно лицо. Перед нами мифологический образ.
Сохранилось несколько рисунков и словесных портретов Золотой Бабы. Она то стоит, держа в руке копье, то сидит в кресле с жезлом или ребенком на руках. Иногда наряду с младенцем подле кресла появляется дитя постарше. Богиня предстает то в одежде, то без нее.
Историки предполагают, что статуя первоначально изображала какую-то иную богиню. Мнения на этот счет существуют самые разные: Богородица, славянская Золотая Майя, Будда, Гуаньинь и т. д.
Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это изображение зеленоглазого Осириса.
Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» – бело-красная корона объединенного Египта.
Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида – богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно так же и уральская богиня – богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.
Образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде. Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.
Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство. Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением.
Исиду знали как богиню музыки. Из-за этого таким звучащим был ее культ на Севере. В свое время богиня изобрела трещотку-систр, с которым ее часто изображали. Основанием систра обычно служила фигура кошки с человеческой головой.
Говорящие земляные кошки находились в свите Хозяйки Медной горы. В уральских сказах кошка Исиды предстает то в виде кошки Огненные Уши, оберегавшей храбрую Дуняшу, то домашней Муренки, уговорившей козлика Серебряное Копытце позабавить девчушку Даренку самоцветами.
В одном из сказов встречаем бегущих по заветной тропке мурашей. На ногах у них – золотые лапоточки. Лапоточки увеличивались в размерах по мере движения их хозяев. Перед нами отголоски египетского мифа о жуке-скарабее, катящем солнце по небу.
Исиду сами египтяне – звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть – «река Исиды». По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Земляную кошку знали в Сысерти, чье название произошло от систра. Некогда здесь было капище, в котором хранился музыкальный зверек богини.
Осирис, он же Золотой человек, в рассказах западноевропейцев выглядит как стоящее подле Золотой Бабы дитя. Следовательно, его золотой кумирчик был миниатюрным. Бажовские сказы знают еще один миниатюрный золотой персонаж – женский. Золотая богиня принимает в них облик Огневушки-Поскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки Синюшки. Эта владычица золотых жил обитала в воде, защищала девушек и чистых душою горняков.
Перед нами вновь Исида, но теперь уже золотая. Значит, имя Золотая Баба родилось не на пустом месте. Вначале так звали золотую статуэтку, а позднее – медную статую Исиды и все иные ее изображения.
О том, что Золотая Баба – Исида, знал Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских скульптур в Сибири.
Сибирские славяне
Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось ее по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало еще одно, и опять же славянское – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называлась Словутес, то есть «славянка». Ее иртышский супруг Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Кроме этого, страна почитателей русских богов называлась Сибирь. Название это средневековые авторы связывали со славянским словом «север». Но затем это объяснение сочли невероятным и придумали иные.
Разгадка появления славянских имен содержится в известиях мусульманских писателей раннего средневековья. Ал-Масуди (X век) описывает три храма славян. Расшифровка его рассказа показывает, что один храм с кумиром «Сатурна» стоял в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий – на Урале.
О почитании в Минусинской котловине «Сатурна и Венеры» писал побывавший здесь Абу Дулеф (X век). Ибн-Мукаффа (VIII век) называл жителей этого места славянами. Под Сатурном восточных авторов скрывается бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Морена – Исида.
Славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Тагарцы были талантливыми горняками, металлургами и кузнецами. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из района верховий Енисея на восток и на север. Разделившийся народ поделил и святыни. Золотой Осирис и Медная Исида оказались на Таймыре, оттуда попали в Прикамье, затем – в Западную Сибирь. Золотую Исиду перенесли на Урал. Медный Осирис остался на месте.
Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.
Следы присутствия славян на сибирской земле ощущались очень долго. Еще в XIV веке Эломари знал светлых и голубоглазых сибиряков. Он писал: «Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые.
Прорвавшиеся за Каменный Пояс казаки Ермака среди малорослых и монголоидных аборигенов к своему удивлению иногда встречали подлинных гигантов, а среди аборигенок – неописуемых красавиц.
Наследие Матери богов
Путешественники XIX века отмечали, что в их время у обских угров древних идолов уже не было, а в капищах хранились поздние копии. Делали их очень просто. Кумир закапывали в смесь песка с глиной и в полученную форму заливали расплавленный металл. Одну такую Серебряную Бабу вроде бы приобрел финский ученый Карьялайнен и увез к себе на родину. Видимо, еще один подобный идол попал в руки советских чекистов и погиб. Неужели правы летописцы, и пушечное ядро уничтожило Медную Исиду еще в XVI веке? Нет. Ядро ей вреда не причинило.
О сокрушении идола сообщают одни лишь поздние источники. Из более ранних и достоверных известно, что ядро раскрошило одно лишь рядом стоящее дерево. Позднее этот рассказ был несколько приукрашен.
Медная Исида и Золотой Осирис после падения царства Кучума были перенесены в древнее капище близ современного Норильска. Где-то в таймырских горах Путорана они сокрыты и по сию пору. След Золотой Исиды теряется близ истоков Чусовой и Исети. Сказы указывают на Азов-гору у современного города Полевского. Медный Осирис так и не покинул Енисея. Когда-нибудь заступ археолога наткнется на скульптуры, изготовленные в Египте почти 30 веков назад.
Использованы материалы: В. Метцерякова http://earth-chronicles.ru/new...
Легенда о Золотой Бабе
Давным-давно это было — давнее давнего. Давным-давно это было — позади прошлого, когда древний народ Динов жили в другой стране, жили они счастливо, на благодатной земле. Но прогневались Боги на людей и послали на землю воду, и упало небо нескончаемым дождём. И стала вода забирать земли Динов. Собрались тогда они на большой совет, что бы решить как им жить дальше.
Долго не могли Дины прийти к единому решению. Тогда мудрейшая женщина народа Динов встала и сказала: «Хватит споров! Разбирайте дома и делайте из них плоты! Пока вода не забрала все наши земли, наших детей и наш скот!». Так и поступили: разобрали дома и стали собирать плоты. Но не хватило верёвок на это. И тогда старейшая женщина взяла нож, отсекла волосы и бросила их со словами: «Делайте верёвки».* Все люди народа Динов обрезали свои длинные волосы и сплели из них верёвки, но и их не хватило, чтобы доделать плоты. Тогда старейшая женщина сняла с себя все золотые украшения, бросила их со словами: «Делайте гвозди!». Со всего золота народа наделали кузнецы гвоздей…и тогда доделали Дины свои плоты. И только забрались они на них, как забрала вода их землю, и остались они одни в бушующем море.
Сорок дней и сорок ночей плыли они среди волн. Тогда слабые отчаялись и стали роптать, ругать старейшую: «Зачем ты нас сподвигла на такое? Лучше бы мы утонули в своей счастливой стране и не знали этих страшных мучений». Но молча гребла старейшая, пока однажды на горизонте они не увидели землю. А пристав к той земле они увидели, что почва плодородная, зверя в лесу много, а рыбы столько, что можно перейти ручей по спинам хариусов и даже ноги не намочить. И тогда разобрали они свои плоты и собрали они свои дома, а золотые гвозди повытаскивали из досок и не стали делить между собой, а в знак благодарности мудрейшей женщине со всего золота народа Динов отлили статую по образу и подобию её. А звали ту женщину Алтын-Ай-Золотая Луна. И в скором времени всю землю вокруг этой статуи стали называть от имени её коротко и ёмко — «Алтай».
*Люди народа Динов никогда не обрезали коротко волосы. Всю жизнь они отрезали только кончики волос и всё обрезанное, и волосы, и ногти собирали в специальный кувшин с которым их после жизни хоронили.
o~~o~~o~~o~~o~~o~~o
Золотая Баба - Сорни-Най
Наталья Хегай
Золотая Баба - Сорни-Най
(второе изменённое рождение)
Кто живет на Севере?-
Одиночество…
О, Север! Красотой своей, влечёшь огонь души моей.
Край между Небом и Землей Полярной освещён Звездой.
*
На границе Лукоморья начинается рассказ.
У полуночного взморья Вечности пристал баркас.
Есть что рассказать потомкам разудалой старине:
О Богине, об истоках, о потерянной стране.
1
Вы жили на краю Земли, и звали нас своим преданием —
Ведущим летопись с зари — крылатых предков пожелание.
Кто вы селькупы, самоеды? Какому солнцу вы молились —
В каких веках искать ответы — и в чьих умах запечатлелись?
Дружили с Духами Природы — путь птиц свободных обретая.
Водили с солнцем хороводы, стрелою в небо улетая.
Небесным таинством укрывшись оставив знак в луче созвездий,
Потоком знания пролившись — сегодня путь ваш неизвестен...
Там, изучив страницы дней, пытливому открывшись знаком,
Огонь влекли к Земле своей — заря взошла роскошным маком.
Скупое солнце дважды в год — свой лик явив земли простору,
Свершает роковой поход, зашторив плотно ночи штору.
Так тайна, нам раскрыв объятья, игрою света приласкав,
Ушла во мглу, предав проклятью… и веру в божество отняв.....
Глубокой старины преданье, под пылью вековых дорог.
Лесной тропой, стезей отчаянья — архив забытых скупых строк.
До нас дошла лишь тень сказаний, намеки древности глубокой,
Далеких дней воспоминание, старинушки голубоокой.
Потерянный Сибирский край, чьи очертания размыты,
И королева Сорни-Най — и плечи таинством укрыты....
2
Закрыта летопись веков — пытливому уму загадка,
Сибирских тёмных уголков — в пространстве временная складка.
В чьём сердце искра зажжена — притронется к влекущей тайне.
Душа мечтой озарена. И горизонт вдали бескрайний.
Смелейший! Та тропа не гладка — на ней злой Дух седых лесов —
Забытая Вселенной складка — заклятье обских колдунов.
Там Водяной в трясине стонет, и сводит путников с ума,
И Змей с дороги верной гонит — и обнимает сердце мгла.
Богини верная прислуга — от алчных глаз укрыта крона.
Хранители святого круга. И спрятан ключ святого дома.
3
Покровом древности глубокой укрыт простор. Голубоокой
Богиня вещая была, и золотой в миру слыла —
От щедрых предков приношений — чтоб жизнь в гармонии прошла —
Колец и прочих украшений. И яблоней мечта цвела.
Так женский дух — в наш век презренный — превозносился к Небесам —
Укрытый славою нетленной — у предков поучиться б нам.
Святыня зорко охранялась от алчных и порочных глаз.
Чтоб в руки грешным не досталась, лишь избранным доверен сказ.
Хранили как зеницу ока, укрыв болотом и туманом,
До избранного Небом срока, укрыв проклятьем и обманом.
От глаз Богиню схоронили, подкинув подсадную утку —
Чтоб алчные о ней забыли, и клюнули на эту шутку.
Трагедией явилось то — потратив дни на поиск тени
Наш мир забыл её лицо… и вспомнить не помогут деньги...
Пройдут года, за ними Вечность. Шагнув на новую ступень
Расправит крылья Бесконечность. И оживёт Богини тень...
В туманах белых утопая, цветами расцветёт в садах,
Легендой книгу раскрывая, грозою отзвучит в горах.
Над миром распахнут страницы, орнаментом украсив быль,
Богине преданные птицы. На море жизни редкий штиль.
4
Пытливому уму и сердцу подсказки — руны на траве.
Откроет тайна свою дверцу. Раскрытым кодом в голове.
Укрыта восковым туманом — в вуали белой Сорни-Най.
Смелейший! Будешь гостем званным — зовёт тебя забытый край.
В первоначальной тишине, возникнут символы и знаки —
В Югорской северной стране — чьи ночи тонут в чёрном мраке.
Тебе даны и лук и стрелы, будь бодрым и ступай смелей.
Не бойся, приступая к делу — найти тропу впотьмах сумей.
Раскроет тайну Сорни-Най, она тебя ждёт у границы —
Влекущая в Под-звёздный край. Горят огнём её зарницы.
Узнает Мир, как предки чтили первопричину — Женский Дух.
Мудрейшие в веках учили, чтоб Огонь Жизни не потух.
Скрывает призрачный покров Богиню – Золотую Бабу.
Не надо больше лишних слов — возьми в веках миров награду.
16.08.2017
Я сохранила первоначальный вариант. Что-то остановило его окончательно удалять...
Кто живет на Севере?-
Одиночество…
*
На границе Лукоморья
Начинается рассказ.
У полуночного взморья
Вечности пристал баркас.
Есть что рассказать потомкам
Разудалой Старине:
О Богине, об истоках,
О потерянной стране.
*
О, Север! Красотой своей,
Влечешь огонь души моей.
Край между Небом и Землей
Полярной освещен Звездой,
Зовущей нас своим преданьем,
Крылатым предкам оправданье,
Живущим на краю Земли,
Ведущей летопись с Зари.
Какому солнцу вы молились,
И в чьих умах запечатлелись?
Кто вы селькупы, самоеды?
В каких веках искать ответы?
Дружили с Духами Природы,
Водили с ними хороводы,
Дух Птиц Свободных обретая,
Стрелою в Небо улетая,-
Там, изучив страницы дней,
Огонь влекли к Земле своей.
Скупое Солнце дважды в год
Свершает роковой поход.-
Свой лик явив сначала Миру,
Затем к нему слегка остынув.
Так тайна, нам раскрыв объятья,
Ушла во мглу, предав проклятью…
*
Преданье Старины глубокой
Под пылью вековых дорог.
Лесной тропой, стезей глубокой,-
Архив забытых скупых строк.
До нас дошла лишь тень сказаний,
Далеких дней, воспоминаний,
Намеки древности глубокой,
Старинушки голубоокой.
Потерянный Сибирский край,
И королева Сорни-Най.
Закрыта летопись веков,
Сибирских темных уголков.
Пытливому уму загадка,
В чьем сердце искра зажжена,
Душа мечтой озарена.
Смелейший!- но тропа не гладка!
На ней злой Дух немых лесов,
Заклятье обских колдунов,
Там Водяной в трясине стонет,
И Змей с дороги верной гонит,-
Богини верная прислуга,
Хранители святого круга.
*
Покровом древности глубокой
Укрыт простор. Голубоокой
Богиня вещая была,
И золотой в миру слыла,-
От щедрых предков приношений,
Колец и прочих украшений.
Так женский дух,- в миру презренный,-
Укрытый славою нетленной,
Превозносился к Небесам,-
У предков поучиться б нам.
Святыня зорко охранялась
От алчных и порочных глаз.
Что б в руки грешным не досталась,
Лишь избранным доверен сказ.
Хранили как зеницу ока,
До избранного Небом срока,
Укрыв болотом и туманом,
Укрыв проклятьем и обманом,-
( Подкинув подсадную утку,
Что б клюнули на эту шутку),
От глаз Богиню схоронили,
Что б алчные о ней забыли.
Трагедией явилось то,
Что мир забыл ее лицо…
Пройдут года, за ними Вечность.
Расправит крылья Бесконечность.
Шагнет на новую ступень
Богиней брошенная тень.
В снегах бескрайних растворившись,
Легендой призрачной укрывшись,
Цветами расцветет в садах,
Грозою отзвучит в горах.
Над миром распахнут страницы
Богине преданные Птицы.
*
Пытливому уму и сердцу
Откроет тайна свою дверцу.
Укрыта восковым туманом.
Смелейший! Будешь гостем званным
В первоначальной тишине,
В Югорской Северной Стране.
Тебе даны и лук и стрелы,
Не бойся, приступая к делу.
Раскроет тайну Сорни-Най,
Влекущая в Подзвездный Край.
Узнает Мир, как предки чтили
Первопричину - Женский Дух.
Мудрейшие в Веках учили,
Что б Огонь Жизни не потух.
Скрывает призрачный покров
Богиню – Золотую Бабу.
Не надо боле лишних слов,-
Возьми в Веках Миров награду.
************************************
Обдорский край имел своих идолов...
Художник А.Г.Визель
*
Воздадим уважение к вере предков:
http://www.stihi.ru/2016/01/10/3170
"Гипербореи свет"
© Copyright: Наталья Хегай, 2010
http://www.stihi.ru/2010/09/14/3042
Замечательно написано,Наташа. Меня образ Великой Матери волнует давно.
Я тут нашла (с помощью одного человека) статью о разуме Матери и его изменении
в тёмные века.Очень интересно.Вот выдержка:
«Разрушена Конструкция Разума Матери совершенно в других его составляющих аспектах. Более нет гармоничного согласия (вследствие ликвидации части функций Мозга), программно обусловленного во Вселенной, связанного с соблюдением способностей по накоплению информации уровня цивилизационного биологического совершенства и удержания его не снижаемой стабильности от Матери к Матери! Интервентская Система превратила репродуктивную женскую функцию в состояние плодо-формирования на уровне «животноводства», более ориентированного на соблюдение количественно не снижаемого «поголовья». Вот что было интервентами свершенно. Только и именно Разум Матери являл собою возможность хранения и информационного накопления всего более биологически совершенного, обретаемого от поколения к поколению. В этом смысле она есть Берегиня! Очень коротко, – это есть причина большинства заболеваний генного характера, ослабления защитных иммунных функций и многих иных сложнейших современных заболеваний. Разрушено и многое другое, что могло и должно передаваться от конструктивных возможностей Разума Матери в адрес своих детей, яко не разрушаемые правила сожития, обязательности бытия в гармонии со всем окружающим и прочее. Вопрос достаточно тяжелый и более того, он начинает обретать уровень не публичности по ряду причин сокрытого характера.»
--------------------------------------------------------
Найду потом ссылку на адрес сайта и сброшу Вам.
Стихи Ваши очень понравились,возьму Вас в избранные.С теплом и уважением-Алиса.
Алиса Соловьёва 16.01.2016 10:41
Нашла этот сайт.Там много чего интересного,почитайте!
http://www.salvatorem.ru/?page_id=201
Алиса Соловьёва 16.01.2016 14:21
Спасибо большое!
Мысли о Великой Матери со мной давно и глубоко проникли в моё существо. Несправедливое отношение к Женскому Началу даёт повод к поиску соответствующих знаний и вызывает глубинное возмущение. И многое-многое всколыхнулось и отразилось в сердечных зеркалах, когда ниточка стала распутываться, и когда покров приоткрылся.....
Благодарю Ваше неравнодушие!
Мы многое не понимаем и многое не познали по разным причинам, но это не оправдывает....и я благодарна каждому, кто тему эту важнейшую поднимает и выносит на свет, а мы зажигаемся и несём дальше.
Наталья Хегай 18.01.2016 04:44
Алиса, здравствуйте! Я внесла изменения в текст о Золотой Бабе Сорни-Най. Если Вас заинтересует, приходите в гости.
Наталья Хегай 16.08.2017 11:47
Наташа,здравствуйте.Это замечательное произведение нужно в анонс выставить.
Некоторым недальновидным мужчинам очень не нравится когда поднимается вопрос
о том,что женщина не является на самом деле чем-то ущербным по сравнению с мужчиной.Я тут одному такому написала.Но,едва ли до него дошло.Оскорбляя женщину
- оскорбляют само Сущую Матерь(ТУ,КОТОРАЯ ВСЁ В СЕБЕ СОДЕРЖИТ) от которой всё и произошло. Пойду ещё почитаю.С уважением.А.С.
Алиса Соловьёва 16.08.2017 13:27
На заметку. Александр Орешник Золотая Баба http://www.stihi.ru/2016/03/22/10124
Источники информации:
1. Предания о Золотой Бабе. Материалы сайта http://cont.ws/@sage/396808
2. Легенда о Золотой Бабе. http://polevodka.com/legenda-o-zolotoj-babe/
3. Наталья Хегай. Золотая Баба - Сорни-Най http://www.stihi.ru/2010/09/14/3042
Николина Вальд «Велес, Алтынка и Дый» http://stihi.ru/2019/12/09/7003
Свидетельство о публикации №117083104735
http://stihi.ru/2019/12/09/7003
С уважением
Николина Вальд 30.09.2020 20:13 Заявить о нарушении
Ирина Петал 30.09.2020 21:20 Заявить о нарушении