История иерусалимского метро

Из цикла "Сионские летописи"
   

               
                Александру Вернику

           (краткая справка)   
   
Строительство первой очереди Иерусалимского и Московского метрополитена
    осуществлялось по единому генеральному плану.
    В обоих городах оно началось и завершилось примерно в одно время. Оба   
    проекта курировал Лазарь Каганович.    
    (Вскоре по ложному доносу он был незаконно репрессирован и сгинул в   
    сталинских лагерях. У нас же в его честь названы улицы во всех городах.)
    Ходом работ в Иерусалиме руководил совсем юный тогда Шимон Перес*.

    * * *   

Не следует забывать, что Иерусалимское метро изначально строилось
    как объект сугубо стратегического назначения -
    для транспортировки армейских частей и техники.
    По этой причине строительство велось в обстановке строжайшей секретности.
    Объект возводился по ночам. В целях конспирации входы и выходы
    располагались лишь в помещениях синагог.
    Религиозные евреи, поминутно рискуя жизнью,
    своими телами и шляпами закрывали эти отверстия от британских патрулей
    и случайного глаза и сглаза.
    (Вообще, деятельность ультраортодоксов в тылу врага
    и их огромная роль в тайных операциях наших спецслужб
    до сих пор остаются малоизученными страницами новейшей истории
    и ждут своего прилежного исследователя.)
   
    * * *
 
Как бы там ни было, именно метро обеспечило решающий успех
    в молниеносной войне 1967 года. Нет, не Божественное провидение,
    а подземные коммуникации стали тем фактором,
    что посеял панику в рядах не знавших дотоле поражений арабских полчищ.
    Поразительно, но вплоть до 1993 года факт наличия метро
    оставался государственной тайной, хотя еще в 1979 году
    репатриант из России (вероятно, агент КГБ) А. Верник
    опубликовал в одном из поэтических изданий точную схему метрополитена.
    К этому отнеслись, как к концептуальной шутке, а следы самого Верника
    затерялись на без малого двадцать лет. Лишь с началом
    шамировской "оттепели" он появился вновь и по странному совпадению
    работает ныне охранником на одной из недостроенных станций.
   
    * * *

Официальное сообщение об открытии метро для перевозки населения произвело         
    сенсацию в обществе и вызвало правительственный кризис.
    Церемония открытия состоялась 1 мая 1993 года
    при огромном стечении народа.
    Увы, во время этих торжеств обрушился эскалатор.
    Возникла давка, в результате которой пострадало множество людей.
    Метро было надолго закрыто.
   
   
    * * *   

Реальная эксплуатация метрополитена началась лишь в 1999 году.
    Из опасения перед возможными терактами, арабам было запрещено
    пользоваться услугами подземного транспорта.
    Это явилось формальным поводом к началу т. н. интифады**.
    Несмотря на беспрецедентные меры безопасности, мусульманские фанатики
    проникали под землю и швыряли камни в кабину машиниста,
    ставя под угрозу жизни сотен мирных людей.
    Процедура проверки документов перед пуском в метро, занимавшая поначалу   
    около 15 минут, стала затягиваться на час и более.
 
Вскоре обнаружилось, что в тоннелях чрезмерно высока концентрация радона,
    испарение которого представляет реальную угрозу здоровью пассажиров.
    Попытки найти выход с помощью защитных костюмов и противогазов
    привели лишь к многократному удорожанию себестоимости проезда.
    Метро стало приходить в запустение.
 
Строительство новых линий способствовало дисбалансу
    геологических пластов и стало причиной Рамотского оползня.
    Наконец, после известных событий на Масличной горе дальнейшая
    эксплуатация метро была признана нерентабельной и бесперспективной.
    По этой причине оно было окончательно закрыто для перевозки пассажиров
    в феврале 2004-го года.
   
   
    * * *

В 2013 году тогдашний министр сельского хозяйства Натан Щаранский***
    решил использовать метро в качестве овощехранилища, что и было сделано.
    Постоянная температура, поддерживаемая в любое время года,
    создает благоприятные условия
    для сохранения сельхозпродукцией вкусовых свойств.
    Кстати сказать, опасная для человека высокая концентрация радона
    оказалась весьма полезна для некоторых видов овощей
    (в частности, для картофеля).


   * Шимон Перес - израильский политик и общественный деятель. Предложил план Нового Ближнего Востока, за что и получил Нобелевскую премию.
    ** Интифада - длительные и хорошо скоординированные террористические акции, вызванные запрещением арабам пользоваться услугами метрополитена.
    *** Натан Щаранский - министр сельского хозяйства Израиля с 2012 по 2014 год.
   


Рецензии
А почему к общей системе не подключили Хасмонейско-Гефсиманскую линию , а ведь это древнейшее метро на Ближнем востоке?

Анатолий Фриденталь   31.08.2017 11:47     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий! Увы, я не специалист по метростроению, а всего лишь архивариус. Что в попавших ко мне документах написано, то и излагаю.:)

Исаак Розовский   31.08.2017 12:13   Заявить о нарушении