История иерусалимского метро
Александру Вернику
(краткая справка)
Строительство первой очереди Иерусалимского и Московского метрополитена
осуществлялось по единому генеральному плану.
В обоих городах оно началось и завершилось примерно в одно время. Оба
проекта курировал Лазарь Каганович.
(Вскоре по ложному доносу он был незаконно репрессирован и сгинул в
сталинских лагерях. У нас же в его честь названы улицы во всех городах.)
Ходом работ в Иерусалиме руководил совсем юный тогда Шимон Перес*.
* * *
Не следует забывать, что Иерусалимское метро изначально строилось
как объект сугубо стратегического назначения -
для транспортировки армейских частей и техники.
По этой причине строительство велось в обстановке строжайшей секретности.
Объект возводился по ночам. В целях конспирации входы и выходы
располагались лишь в помещениях синагог.
Религиозные евреи, поминутно рискуя жизнью,
своими телами и шляпами закрывали эти отверстия от британских патрулей
и случайного глаза и сглаза.
(Вообще, деятельность ультраортодоксов в тылу врага
и их огромная роль в тайных операциях наших спецслужб
до сих пор остаются малоизученными страницами новейшей истории
и ждут своего прилежного исследователя.)
* * *
Как бы там ни было, именно метро обеспечило решающий успех
в молниеносной войне 1967 года. Нет, не Божественное провидение,
а подземные коммуникации стали тем фактором,
что посеял панику в рядах не знавших дотоле поражений арабских полчищ.
Поразительно, но вплоть до 1993 года факт наличия метро
оставался государственной тайной, хотя еще в 1979 году
репатриант из России (вероятно, агент КГБ) А. Верник
опубликовал в одном из поэтических изданий точную схему метрополитена.
К этому отнеслись, как к концептуальной шутке, а следы самого Верника
затерялись на без малого двадцать лет. Лишь с началом
шамировской "оттепели" он появился вновь и по странному совпадению
работает ныне охранником на одной из недостроенных станций.
* * *
Официальное сообщение об открытии метро для перевозки населения произвело
сенсацию в обществе и вызвало правительственный кризис.
Церемония открытия состоялась 1 мая 1993 года
при огромном стечении народа.
Увы, во время этих торжеств обрушился эскалатор.
Возникла давка, в результате которой пострадало множество людей.
Метро было надолго закрыто.
* * *
Реальная эксплуатация метрополитена началась лишь в 1999 году.
Из опасения перед возможными терактами, арабам было запрещено
пользоваться услугами подземного транспорта.
Это явилось формальным поводом к началу т. н. интифады**.
Несмотря на беспрецедентные меры безопасности, мусульманские фанатики
проникали под землю и швыряли камни в кабину машиниста,
ставя под угрозу жизни сотен мирных людей.
Процедура проверки документов перед пуском в метро, занимавшая поначалу
около 15 минут, стала затягиваться на час и более.
Вскоре обнаружилось, что в тоннелях чрезмерно высока концентрация радона,
испарение которого представляет реальную угрозу здоровью пассажиров.
Попытки найти выход с помощью защитных костюмов и противогазов
привели лишь к многократному удорожанию себестоимости проезда.
Метро стало приходить в запустение.
Строительство новых линий способствовало дисбалансу
геологических пластов и стало причиной Рамотского оползня.
Наконец, после известных событий на Масличной горе дальнейшая
эксплуатация метро была признана нерентабельной и бесперспективной.
По этой причине оно было окончательно закрыто для перевозки пассажиров
в феврале 2004-го года.
* * *
В 2013 году тогдашний министр сельского хозяйства Натан Щаранский***
решил использовать метро в качестве овощехранилища, что и было сделано.
Постоянная температура, поддерживаемая в любое время года,
создает благоприятные условия
для сохранения сельхозпродукцией вкусовых свойств.
Кстати сказать, опасная для человека высокая концентрация радона
оказалась весьма полезна для некоторых видов овощей
(в частности, для картофеля).
* Шимон Перес - израильский политик и общественный деятель. Предложил план Нового Ближнего Востока, за что и получил Нобелевскую премию.
** Интифада - длительные и хорошо скоординированные террористические акции, вызванные запрещением арабам пользоваться услугами метрополитена.
*** Натан Щаранский - министр сельского хозяйства Израиля с 2012 по 2014 год.
Свидетельство о публикации №117083103990
Анатолий Фриденталь 31.08.2017 11:47 Заявить о нарушении
Исаак Розовский 31.08.2017 12:13 Заявить о нарушении