Сёрен зажигает...
С. Кьеркегор. Страх и трепет.
Речь идёт о том, чего мы хотим подсознательно, об уловление этих нас самих, от нас ускользающих. Свободная душа улавливает себя, ей не нужны комнаты сталкера для исполнения желаний, которые показывают вдруг, что сознательно мы хотели одного, а бессознательно другого. Кьеркегор пытается "примирить" эти противоположные тенденции в человеке, то есть свести их к единой, то есть выбрать не тот путь, на который нас подталкивает подспудно естественное-бессознательное, а другой - тяжёлый и достаточно трудный, но человеческий. Однако он не называет такой путь человеческим, но называет дорогой рыцаря веры, и всё же видно, что это обретение "конечного", столь мучительное и проходящее сначала через бесконечное отречение от него - это поиск по существу именно человеческого в высшем его слове.
Выяснить что ты действительно хочешь, на самом деле - не такая простая штука, как кажется. Чаще всего сознание захватывает в этом вопросе лишь передний план, а весь задний, огромный и тёмный остаётся "миной замедленного действия", "слепым орудием" или "детской неожиданностью" для себя самого, как у нас шутят. Человек не овладевший в полной мере, а точнее в достаточной мере своей душой - не может считаться свободным, даже если он сам мнит себя таковым, или его мнят таковым посторонние люди.
Вектор человеческих страстей не менее напряжён и противоречив, чем вектор разума. Да и откуда бы разум взял всё своё множество парадоксов, если не отсюда - из наших чувств и желаний. Но что разуму с ними делать? Примирять лишь на своём уровне - теории и системных построений, отдавать предпочтение единым идеям или мимолётным фантазиям, свободным от многих трудностей? Что делать разуму с таким огромным и неугомонным богатством, как человеческие волнения? Правда, у многих они притуплены, ограничены и упакованы без вопросов в необходимые "ячейки" социальных структур - таким образом человек становится значительно легче - и для себя самого, и для других. Но не убитая натура прекрасно видит этот негодный процесс, об этом и пишет Кьеркегор, неубитая натура обнаруживает себя посреди леса "убитых" - посреди мёртвого леса с дремучими корнями, и тогда она спрашивает себя: но я не таков?
Некогда помнится в советском государстве проблему человека решали таким образом: нет человека - нет проблем. Но жуткий тоталитаризм этой внешней системы раскрыть во всём его зловещем ужасе нам оказывается гораздо проще, чем раскрыть такой же тоталитаризм, но происходящий на уровне личности, когда действует более тонкая аналогия: нет желания - нет проблем. Современное общество орудует двуединым образом: оно уничтожает подлинные желания живого субъекта и формирует взамен них стандартные и легко удовлетворяемые. Есть и ещё более короткий путь к тому же - с детства "выращивать" человека со стандартными позывами и желаниями, чтобы потом не приходилось долгое время его угнетать и принуждать. В таком обществе обнаружить себя "свободной душой" всё равно, что получить однажды утром смертельный приговор.
Немудрено, что инстинкт самосохранения стремиться избавиться от "лишних желаний" - сбросить балласт так сказать, для обретения хоть какой-то устойчивости, и нужно быть законченным и полным безумцем, чтобы поплыть против течения и со знанием дела, как то например осуществили Ницше или Кьеркегор - таких единицы.
Но где бы силы мне добыть,
Чтоб никуда не собираясь,
То падая, то поднимаясь,
Против течения поплыть?!
Эти строчки из моего детского стихотворения мне приходилось вспоминать и повторять в жизни не один раз, они никогда не были записаны на бумагу и никуда, ни в какие произведения не вошли, но будучи один раз сочинёнными, они почему-то так и остались навсегда в моей голове, чтобы всплывать непринуждённо всякий раз, когда им "захочется")))
Сохранять своё желание чистым, напряжённым, то есть актуальным, а чистым то есть не вступающим в симбиозы с чем-то другим, не смешанным как попало с остальными характеристиками жизни, а последнее можно делать только когда желание в полной мере осознанно - это сегодня вызов современному обществу. И не надо каких-то особых революций, это само по себе - уже революция. Человек со свободной душой - опасность для социума, в социальном плане он выглядит как ходячая провокация, аморальный неподконтрольный тип и к тому же шизофреник по совместительству - сегодня даже термин уже придуман для этого - вялая шизофрения - ну это когда ты не хочешь быть таким как все. Тогда следует тебя спросить: почему это ты хочешь выделиться на фоне остальных, выпендрёжник?
Не могу не вспомнить прекрасно-смачный анекдот на эту тему:
Стоят в аду все грешники по шею в дерьме, ровно стоят, не шевелятся, чтобы "море" не колыхалось и дышать можно было. И тут один начинает возмущаться, кричать "что это такое?", "да мы все в дерьме!", начинает махать руками. А ему со всех сторон - "не гони волну!" - стой смирно...
Ситуация, в принципе, приблизительно такая же....
Не знаю я как читают Кьеркегора - по диагонали или с пятое на десятое, но догадываюсь, что его "философские крохи", рассыпанные по всем его блестящим произведениям, редко кому попадаются на глаза, обычно незаметно проскальзывают мимо. Здесь с нами случается тоже, что и при чтении Пруста, мы легко и красиво плывём по красивым и волнующим фразам, и проплываем... видны страны... города?... нет... характеры... люди... чувства... настроения...
Но что значат эти простые, непритязательные слова - "не обманывать себя"? Свободная душа не станет обманывать себя? Как это возможно? Несомненно за этими словами стоит целый мир, который сопровождает всякую свободную душу, она скрывается за этими непритязательными словами, - стать прозрачным, быть доступным самому себе - сократовское "познай самого себя" желание? А вот это - "начать всё с начала"? - покажите мне такого человека, который, сумев возвратиться, начнёт всё с начала - е, ей!
Весь Кьеркегор - в этих безумных малостях простейших словосочетаний, в несомненной уверенности присутствия таких "свободных элементов" в нашей жизни. Он их видит, слышит. Он их "проповедует" - не всем нравится религиозная форма выражений мысли Кьеркегора, но Кьеркегор не выражал мыслей, а касался струн свободного мира - струн красоты нашего существования. Или может быть что-то красивее свободной души? Нет, не может быть, думаю Сократ со мной согласился бы...
Свидетельство о публикации №117083007742