История-экскурсия Часть 6. Дом с мезонином
Дом с мезонином
Немного присел на фасад.
Волнующе пахнет жасмином
Плетнёвый его палисад.
С. А. Есенин
Рассыпалась заря малиной на сады,
По тропкам расплескалась соком алым.
Росой умыла руки лебеды
И развернула солнца одеяло.
Позолотила одуванчиков глаза,
Ладошкой ветра травы завивая.
С теплом благословенным небеса
Пролили наземь ароматы мая.
Ведут они, маня в густую тишь аллей,
Где сладость льётся тонкою струёю,
И капает с листов заря, что всех алей,
Зовёт знакомить с новою главою…
***
Узкие тропки исхожены ветрами,
Память хранит каждый лоскут земли.
Светится небо соцветьями белыми,
В даль распуская небес корабли.
Шагом боишься спугнуть невесомую
Тихую песню черёмух босых.
Плавно петляя аллеями сонными,
Тропка приводит в цветные сады.
Прячется в дымке вишнёвого кружева
Домик с верандой и старым крыльцом.
Птицы щебечут мелодию дружную
О невозвратном и добром былом.
Чья это пристань, зарёй освещённая?
Чьею рукою посажен был сад?
Дух поколений сквозь дебри зелёные
Манит к истокам вернуться назад
В дальние дни, что травой запорошены,
В дальние лета, на старый причал,
Где ещё дышит усталое прошлое,
Груз летописный держа на плечах…
***
За забором высоким бревенчатым,
Что на вётлы опёрся спиной,
Барский дом от подгляд беззастенчивых
За зелёной укрылся стеной.
«Кулаково» поместье раздольное
Протянулось по кромке села,
По холмам кособоким подгорья
До реки, что неспешно текла.
Много было хозяев имения…
Камень дерево заменил,
А купец, получив во владения, –
Капитальный ремонт учинил.
Вырастали аллеи тенистые:
Клёны, ясени, тополя
Подпевали узорными листьями
Песне звонкой в ночи соловья.
В царство «леса» летели пернатые,
Гнёзда вили берёз в волосах,
И неслись по селу глуховатые
Крики сов на могучих дубах.
Но не вечен хозяин и барское
В руки дочери перешло,
Озарённое новыми красками,
По-иному оно ожило.
От фруктовых садов возле берега
Разошлись ароматов стада.
Ивы платьями пышными мерялись,
Засмотревшись в зерцало пруда.
Запетляли дорожек извилины,
Орошённые жёлтым песком.
Пропиталось всё духом жасминовым,
Окружившим господский дом.
Молодая хозяйка помещица
Проводила здесь летом досуг.
В амазонке нередко наездница
Отправлялась прогулкой на луг.
Добродушна, людьми уважаема,
Не чуралась работы в земле.
Часто сельские бабы бежали к ней,
Чтобы им подсобила в письме.
Вечерами спектакли и чтения,
Где поэт выступал именит.
Двери были открыты Есенину –
Гостю частому в эти дни…
Этот дом с мезонином и вишнями
Защитит от расправы властей,
Как и образ, что с Кашиной спишет он –
Обессмертит в поэме своей.
***
Живёт и здравствует на берегу Оки
Старинный дом, чьи годы нелегки.
Любуется на вёсен кутерьму,
Раскидистую яблонь бахрому.
В молчаньи благостном застыл фасад,
Глазами окон заглядевшись в сад.
Несёт историю сквозь паутину лет
О тех, кого давно на этом свете нет…
август 2017
Свидетельство о публикации №117082811164
Как и все любовные истории Сергея Александровича.
При всём моём уважении к нему, я задаюсь вопросом:
Что это с ним? Почему он был так жестоко безответственным
перед любившими его женщинами? Разбил не одно сердце, но НИ ОДНО
не сделал счастливым? Загадка русской души?
С трепетным восторгом перед Вашим ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ.
Владимир Павлов 8 05.09.2017 11:09 Заявить о нарушении
Как мне кажется, в данном случае, если говорить об отношениях Есенина с Кашиной, больше напрашивается слово не любовь, а влюбленность, ведь тогда он был совсем юный мальчишка, крестьянин, еще неизвестный в поэтическом плане. Первые его похождения к Кашиной приходились именно на юные годы. Он сумел заинтересовать ее своим живым умом и любознательностью, интересом к литературе и искусству. Есенин во многом такой же человек, как и мы, со своими недостатками и пороками, одним из которых было тщеславие. Ему нравилось быть в центре внимания, нравилось и то, что помещица заинтересовалась именно им. Это льстило, это будоражило молодую кровь. Уже став известным поэтом, он вновь приезжает к ней и тут вспыхивают иные чувства. Запретный плод всегда сладок, а Кашина была из категории чего то запретного и недосягаемого. Где крестьяне и где барыня. Уровни разные. К тому же, поэту всегда нужны новые чувства, ему нужна муза. Почему бы не увлечься, если тебе не отказывают. В любом случае, эти отношения достаточно туманны, может быть, тем и лучше. Нет лишней грязи.
Что касается его женщин, то тут каждую нужно рассматривать в отдельности, как и отношения, как и года, на которые эти отношения приходились. С Изрядновой не срослось, потому что Есенин ехал за известностью, а тут получилась семья, да еще и ребенок. Окунуться в быт и понять, что ты либо будешь влачить свои дни в четырех стенах, работая на нелюбимой работе, либо бросишь все и поедешь подниматься выше на ступень к цели, которую поставил себе не вчера. Под лежачий камень вода не течет.
Райх тоже не из святых женщин. Собиралась замуж за одного, а по дороге повернулась и выскочила за другого. Эту легкомысленность, да и обман насчет целомудренности Есенин простить так и не смог. Опять же - быт. Поэт не рожден для такой жизни. Он либо один и в вечных поисках музы, либо умирает душевно и творчески в серой рутине.
Дункан... Тут можно целую книгу написать. Столкнулись две яркие личности, каждая с огненным характером. Каждый уже добился многого в жизни, но если Есенин говорил, что " в далеком имени — Россия — я известный, признанный поэт", то Айседора была известна и за пределами Америки. Как думаете, каково поэту, чьи стихи читают взахлеб, рукоплещут на музыкально-поэтических вечерах и до хрипа просят читать еще и еще, оказаться тенью Великой Изадоры? Жить в лучах ее славы и быть не Есениным, а всего лишь мужем Великой Изадоры... Есенину было тошно от этого. Плюс заграничная атмосфера, совершенно разный менталитет, незнание языка. Не зря он сравнивал зарубежье со смрадом, в котором гибнет все живое. И возможно, Айседору он стал сравнивать именно с этим загнивающим западом и понял, насколько они разные.
У него было много женщин: известных, и тех, что навсегда остались в тени. Тут и Миклашевская - красавица актриса, которой посвящены самые трепетные и нежные стихи его цикла. Тут и Вольпин - очередное временное увлечение, способ заткнуть дыру в душевном одиночестве. Про Бениславскую и ее преданность вообще можно поэму написать. Но если нелюбовь, то тут уж сердцу не прикажешь. Толстая - последний отчаянный шаг в надежде стать таким как все, найти наконец причал в жизни, построить семью, которая будет его оплотом и поддержкой. Но шаг слишком необдуманный и поспешный, на импульсе. А там, как оказалось - свой культ Толстого, просто помешательство на знаменитом родиче, что выводит Есенина из себя. Да и Софью он не любит. Это осознание тоже приходит тогда, когда поздно идти на попятную.
Да, он разбил много сердец, но и от своего откалывал по здоровенному куску каждый раз, когда "я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел"... Здесь не загадка русской души. Здесь загадка души поэта, а поэт поэту рознь. Есенин с самого детства был не от мира сего, как говорил его отец, да и односельчане. Загадку его души до конца постичь не смогли, да и не смогут никогда, ведь чужая душа - потемки. Вот как то так, слишком развернуто и сумбурно, но думаю донесла мысли по поводу его чувств и причины, по которым он был порой жесток перед женскими сердцами.
С уважением, Елена
Елена Тингаева 05.09.2017 23:55 Заявить о нарушении
У всех в душах светлое и тёмное рядом уживаются.
Но у него в душе они так жестоко схватились, что в конце концов растерзали её...
Владимир Павлов 8 06.09.2017 12:42 Заявить о нарушении